Андреа Палладио
Архитектурные идеи Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), выдающегося зодчего итальянского Позднего Возрождения, знакомы даже тем, кто никогда не слышал этого имени. Профсоюзный клуб, где происходили веселые новогодние события из рязановской «Карнавальной ночи»; сталинские колонные дома культуры, разбросанные по 1/6 суши земного шара, именуемой в истории СССР; «барские усадьбы», храмы и часовни XVIII-XIX веков; Пашков дом в Москве, Смольный дворец в Санкт-Петербурге, Малый Трианон в Версале, английские дворцы и особняки — вот лишь немногие образцы палладианства.
В региональных архитектурных школах Европы (в том числе ее северных стран — скандинавских, Голландии, Германии, Дании) и Америки (вспомним Белый дом и Капитолий) легко усматриваются признаки следования замечательному зодчему. В Англии влияние палладианства было столь значительным, что даже новые, противоположные направления получили наименование «антипалладианство». К слову сказать, крупнейшая в мире коллекция рисунков Палладио принадлежит Королевскому институту британских архитекторов. И история ее нахождения здесь косвенно отражает пути распространения идей мастера (и даже преклонения перед ними). В 1614 году первый палладианец севера Европы, Иниго Джонс, встретился в Виченце с преданным, уже маститым и востребованным учеником Палладио — Винченцо Скамоцци, у которого и приобрел эскизы учителя. Они впоследствии оказались весьма полезными еще одному представителю английского классицизма Кристоферу Рэну, математику и автору проекта величественного лондонского собора Святого Павла.
В России еще в 1699 году появился перевод итальянских текстов, именуемый «Архитектура цывильная выбрана ис Паладиуша славного архитект и из ыных многих архитектов». А Петр I имел первое итальянское издание «Четырех книг об архитектуре» — произведения Палладио 1570 года — и английский перевод первых двух книг этого трактата. В личных библиотеках петровской знати содержались и другие теоретические работы мастера. В XX веке его «Четыре книги об архитектуре» перевел на русский язык архитектор И. В. Жолтовский, неоклассик. Понятие «русское палладианство» стало расхожим термином для специалистов. Как, впрочем, и палладианство, — наименование течения европейского неоклассицизма. Единственного течения, названного именем конкретного архитектора.
Кто же такой Андреа Палладио, которого на протяжении веков классицисты Европы и Америки почитали самой значительной после Витрувия фигурой мирового зодчества? К слову, сам он более всего ценил творения Донато Браманте, основоположника архитектуры Высокого Возрождения.
Кто же он — Андреа Палладио, прославивший Виченцу, маленький итальянский город, что неподалеку от царицы Средиземноморья Венеции, на западе провинции Венето?
Долгое время не возникало сомнений: Андреа Палладио, упокоенный в готической церкви Святого Венца (или, как иногда пишут, Святой Короны) в городе, главная улица которого носит его имя (корсо Андреа Палладио), конечно же, и родился в Виченце. Однако архивные исследования, проведенные уже в середине XX века, показали, что «виченцианец» — уроженец Падуи! Этот факт столь позднего «исправления ошибки» косвенно свидетельствует о том, что нам известно невероятно мало подробностей о жизни самого популярного архитектора Европы. И все же...
При рождении Палладио — 30 ноября 1508 года — был назван Андреа ди Пьетро. А первое прозвище Делла Гондола — получил из-за отца. Родитель мальчика, Пьетро делла Гондола, был мельником и каменщиком. С самого детства Андреа помогал в работе отцу. Активно занимался его воспитанием и крестный Винченцо Гранди, тоже каменщик.
Надо сказать, Андреа Палладио родился в очень, если позволено так выразиться, правильное время для того, чтобы сделать выдающуюся архитектурную карьеру. Поясним эту мысль. Удивительная способность венецианской дипломатии — даже после поражений Серениссима до поры неизменно умудрялась отстаивать свои интересы. Пережив в начале XVI века усиление турецкой угрозы, открытие атлантических путей в Новый Свет (что пошатнуло ее торговые привилегии) и Камбрейский кризис (военный конфликт с европейскими государствами), островная республика совершила кардинальный разворот от морской экономики к материковым «интересам» и прочно утвердилась на Терраферме. Нобили (аристократы) и зажиточные горожане Венеции, под протекторат которой кроме прочих земель на севере Италии попали Падуя и Виченца, быстро уяснили, что наступила пора скупать обширные новоприобретенные Венецианским государством земли и обустраиваться на них. Правительством были учреждены специальные комиссии, занимавшиеся регулировкой речной навигации и устройством дорог, а также возделыванием прежде не тронутых земель. Однако требовался своего рода «архитектурный надзор» над инициированными процессами, до этого неведомыми венецианцам, который отвечал бы новым потребностям аристократических слоев населения: одновременно управлять и большими сельскохозяйственными, и представительскими угодьями. Именно этим целям послужат таланты и умения молодого Палладио, оставшегося впоследствии единственным значительным венецианским архитектором, который родился и учился в Венето, а не в самой Венеции или где-нибудь еще в Италии.
Прежде чем продолжить собственно событийный ряд биографии архитектора, стоит кратко рассмотреть масштаб его деятельности. Помимо театра «Олимпико» в Виченце, несомненного шедевра, работы Палладио можно разделить на три категории: публичные и частные дворцы, в основном находящиеся в Виченце (палаццо делла Раджоне, лоджия дель Капитанио, палаццо Тьене, палаццо Кьерикати); церковная архитектура в Венеции (церкви Сан-Франческо делла Винья, Сан Джорджо Маджоре и Иль Реденторе); и, конечно же, многочисленные виллы.
Своего рода прелюдией творениям Палладио последнего типа послужили первые виллы в регионе Венето (входившем в состав Венецианской республики), созданные сразу после Камбрейского кризиса зодчими Якопо Сансовино и Микеле Санмикеле, которые основывались на традициях венецианских загородных домов. Да и ранние виллы самого Палладио: Годи в Лонедо, Вальмарана в Вигардоло, Гаццотти в Бертезина, Пизани в Баньоло, Сарачено в Финале и вилла Кальдоньо в одноименной деревушке — имеют еще традиционные в разрезе планы. В их облике сохраняется главный фасад с репрезентативным портиком и тремя входами, обрамленными мощными блоками. (Дань традиции будет отдаваться и в более поздних постройках Палладио, в которых лоджия переходит в главный приемный зал, соединяющий переднюю и заднюю части здания.) Классический ордер и декоративные мотивы не очень выражены, а службы полностью отделены от главного здания и не играют образно-пространственной роли. Позже они будут соединяться портиками и аркадами в так называемые баркессы и превратятся в неотъемлемую часть комплекса виллы. Самые яркие постройки этого типа — вилла Эмо в Фанзоло и вилла Бадоэр в Фратта Полезине. По сути, Палладио умудряется создать особую иерархию архитектурного комплекса, который представлял собой мини-поселение, соединяющее функции места отдыха и досуга с экономическими функциями сооружения сельскохозяйственного типа.
Виллы другой разновидности располагались в более населенных местностях (вилла Пизани в Монтаньяна и вилла Корнаро в Пьомбино Дезе) и представляли собой виллы-палаццо, предназначенные прежде всего для отдыха и приемов. В таких зданиях используются экспериментальные элементы, которые мастер начал вводить в свое творчество после строительства палаццо Кьерикати в Виченце. От него Палладио позаимствовал для вилл черты городского строения, в нем же впервые мастер применил двойной ярус для лоджий. Появляется мотив пронаоса, перекрытого мощным тимпаном, — классического элемента палладианской виллы.
Из общего ряда выделяется вилла «Ротонда» под Виченцей, которая представляет собой уникальный пример «дома-храма». Среди загородных вилл Палладио, разбросанных по всему региону Венето, самыми значимыми можно считать именно ее и виллу Барбаро в Мазере.
Отметим, что для каждого из своих многочисленных творений Палладио старался использовать местные материалы, что придало его постройкам индивидуальность. Целью же своей деятельности архитектор видел строительство «для пользы» и «для украшения».
Но вернемся к событиям жизни. В 13 лет подростка отдали на обучение Бартоломео Кавацца да Соссана, квалифицированному каменщику из Виченцы, который подвизался в это время в Падуе. После трех лет тяжелой работы камнетесом в мастерской Кавацца Андреа разорвал контракт и переехал с отцом в Виченцу.
Виченца была крупнее Падуи и активно развивалась, а потому предлагала намного больше возможностей для роста архитектурных навыков молодого Андреа. Здесь он нанялся на службу к популярным в местной ремесленной среде скульпторам Джованни да Порлецца и Джироламо Питтони, известным как «мастера Педемуро» (по району города, где располагалась их ремесленная мастерская). Вскоре он вступил в гильдию каменщиков. А в 1534 году, в 26 лет, женился на девушке по имени Аллеградонна, дочери почтенного плотника; от брака с ней родилось пятеро детей.
Известно имя первого заказчика Палладио — Джироламо де Годи. В 1537 году Андреа, сын Пьетро, начал для него работу над проектом виллы в Лонедо ди Луго к северу от Виченцы, постройка которой продолжилась до 1542 года. Предполагают (без документальных подтверждений), что еще раньше по заказу этого же человека мастером был оформлен главный портал церкви Санта-Мария деи Серви в Виченце, а позже — семейная капелла де Годи в церкви Сан-Микеле.
Ни одно жизнеописание Палладио не обходится без подчеркивания ключевого момента его творческой биографии — встречи с гуманистом, поэтом и ученым, драматургом и дипломатом, графом Джан Джордоко Триссино. Граф был на 30 лет старше Андреа. До сих пор неясно, когда и при каких обстоятельствах утонченный интеллектуал, сам бывший архитектором, познакомился и сблизился с молодым каменотесом. Но именно Триссино, осознав, что Андреа талантлив в математике и черчении и жаждет иной деятельности, стал всячески развивать его архитектурные способности. Именно он наделил своего протеже звучным именем Палладио (впервые появилось в документах в 1540 году, тогда же юноша впервые назван «архитектором»), как бы отдавая его под опеку Афине Палладе, богине мудрости, воительнице и покровительнице ремесел. Кроме прочих ассоциаций вспоминается, что примерно в этот период Триссино работает над поэмой «Италия, освобожденная от готов», в которой так зовут одного из ангелов-гонцов. Принято считать, что этот образ также послужил источником нового имени архитектора, в конечном итоге ставшего не просто псевдонимом, но и своего рода прокламацией идеологической программы, которой с этих пор Палладио придерживался всю жизнь. Именно Триссино был инициатором первой двухлетней поездки Андреа в Рим в самом начале 1540-х годов, которую по сегодняшним аналогиям можно назвать творческой стажировкой. К этому моменту Палладио был уже хорошо знаком с классическим наследием, сохранившимся в самой Виченце и в близлежащих городах — Падуе, Вероне, Пуле. Однако археологические памятники Рима и непосредственное знакомство с материалом, который он знал по заученным назубок книгам Витрувия, сыграли решающую роль в становлении мастера, только что покинувшего ремесленную ботегу и начинающего карьеру зодчего. В Риме же Андреа познакомился с архитектурными творениями своих прямых предшественников и современников — Рафаэля, Браманте, Микеланджело, Джулио Романо и других, которые наравне с мастерами его родных краев (Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели, Якопо Сансовино) оказали влияние на формирование его архитектурных вкусов.
По возвращении в Венето Палладио продолжал изучать памятники в соседних землях — мантуанские постройки Джулио Романо, монументальные дворцы и городские ворота Вероны работы Микеле Санмикеле и др. В Падуе его впечатлила арочная лоджия, спроектированная веронцем Джованни Мария Фалконетто для Альвизе (Луиджи) Корнаро — магната и мецената, ученого и знатока архитектуры (его архитектурный трактат выдержал несколько изданий), личность и взгляды которого на жизнь и искусство также повлияли на вкусы Андреа.
Однако до 40-летнего возраста Палладио не получал ни одного важного общественного заказа. Первым стала реконструкция частично обрушившегося средневекового готического здания городской ратуши (паллаццо делла Раджоне, или Дворец разума, Дворец правосудия, сегодня он носит название Базилика Палладио) на Пьяцца-деи-Синьори в Виченце. В 1546 году проект Палладио, предусматривавший арочно-колончатую лоджию, портик, ограждения из мрамора, был принят городскими властями практически единодушно. Центральный зал мастер как бы вставил в своего рода архитектурную раму, окружив лоджиями со всех сторон. Пяты широких полуциркульных арок второго этажа установил на сдвоенные колонки с ионическими капителями, а первого, следуя закону тектоники, — с дорическими. Между арками же — столпы, оформленные снаружи высокими полуколоннами, по углам сдвоенными. Верхнее обрамление этажей отсылает зрителя к триумфальным аркам. Система пропорций в применении ордерной системы и в дальнейшем будет основой архитектурной лексики Палладио. Ритмические повторы, как бы рифмующие «высокий слог» аркад обоих этажей и усложненные более дробной ритмикой деталей, придают торжественность архитектурному образу значимой общественной постройки. Работа над так называемой палладианской базиликой приносила ее автору скромный, но надежный ежемесячный доход. Она была завершена лишь в 1614 году по прошествии более 30 лет после смерти архитектора. И все-таки маэстро успел с гордостью записать: «Это здание могло бы быть сравнено с самыми значительными и самыми прекрасными зданиями, построенными от древности до сего дня».
Рядом на площади — Капитанская лоджия, лоджия дель Капитанио. На самом деле это — палаццо, выстроенное в начале 1570-х годов на месте резиденции в Виченце венецианского наместника (капитана). Знаковая примета архитектурного языка Палладио — применение ордера в тектонической общности со стеной. Ассоциация с древнеримскими триумфальными арками, навеваемая торжественным обликом здания с его репрезентативными полуколоннами большого ордера и скульптурным декором, очевидна. Подготовка Священной лиги к решительному противостоянию Османской империи на море, поистине триумфальная победа над турецким флотом в битве при Лепанто, в которой одну из главных ролей сыграли венецианцы, стали вдохновляющими событиями для формирования этого образа, так дополняющего соседнее здание Базилики.
Уже одна только ратуша ренессансной Виченцы и Капитанская лоджия позволили бы говорить о Палладио как о творце Виченцы репрезентативной. Но после того как Палладио начал работу над городским заказом, представители местного патрициата, точно соревнуясь друг с другом, приглашают его для возведения дворцов и вилл. Центральная улица города отмечена его постройками, фасады которых становятся своеобразной витриной вариантов первоначального палладианства. Зодчий, будто предугадывая будущие местные заказы, с самых же первых домов словно позволил себе рассчитывать на перспективный обзор, умело вживляя каждую единицу застройки в городскую среду. (Точно так же он будет создавать иллюзорную уличную перспективу на сцене театра «Олимпико» и учитывать природное окружение при возведении вилл.)
Так, граф Джироламо Кьерикати в 1550 году заказывает Палладио проект дворца, который сделался одной из архитектурных жемчужин центра Виченцы. Строительство началось на небольшом островке. Сегодня, разумеется, Пьяцца-дель-Изола (площадь на острове), ставшая Пьяцца Маттеотти (на ней и стоит палаццо), прочно связана асфальтовыми улицами с «твердой землей». Само здание, фасады которого украшены дорическими и ионическими колоннами, служит картинной галерей и соседствует со знаменитым театром «Олимпико». Годом ранее еще один аристократ, Изеппо да Порто, начинает строительство по проекту Палладио своего дома. Кроме того, мы также должны упомянуть имена местных аристократов, таких как Кальдоньо, Сарачено, Пойана, а также венецианцев Корнаро, Пизани, Эмо, Бадоэра, Фоскари, Барбаро, поскольку многие творения Палладио, виллы и палаццо маркируются и по ним.
Несмотря на очевидную популярность архитектора в Венето, заказы в самой Венеции обходят Палладио стороной. Ни один из архитектурных конкурсов, как, например, на проект Золотой лестницы во Дворце дожей и нового мраморного моста Риальто на месте сгоревшего деревянного, не приносит мастеру желаемого успеха.
В том же 1550 году умирает Триссино, и Палладио тесно сближается с венецианским аристократом, только что избранным аквилейским патриархом Даниеле Барбаро и его братом Маркантонио. Архитектор сопровождает Даниеле в поездках в Ним (город на юге Франции, где сохранился знаменитый памятник древнеримского инженерного зодчества — арочный акведук), в хорватский Сплит — бывшую римскую провинцию Салона, главный город Далмации, — где также восторженно зарисовывал памятники (в том числе остатки дворца императора Диоклетиана).
В 1554 году Даниеле, ученый и дипломат, государственный деятель и пламенный поклонник и знаток Античности, сам не чуждый архитектурному творчеству, пригласил Палладио присоединиться к своей поездке в Рим, куда направлялся для надзора над готовящимся изданием трактата древнеримского архитектора и инженера Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре» с собственными комментариями. (Этот труд до сего дня является основным источником знаний об античном строительном искусстве.) Более того, Даниеле Барбаро предложил Палладио оформить издание иллюстрациями. Благодаря опыту, полученному зодчим в этой поездке, увидели свет две его собственные небольшие книги: «Античные памятники Рима» и «Описание церквей Рима». Но главное, в те годы он начинает работу над своим основным теоретическим трудом «Четыре книги об архитектуре», опубликованным в Венеции в 1570 годуй богато проиллюстрированным.
Можно смело утверждать, что именно это произведение стало самым влиятельным архитектурным трактатом, написанным когда-либо. Изложенный простым языком, доступным не только для ученых, но и для архитекторов самого разного уровня подготовки и образованности, он подробно повествует об ордерах, технических и конструктивных особенностях строительства, об античных памятниках Рима. Отдельный раздел посвящен в нем собственным творениям Палладио с краткими описаниями, рисунками и планами, указаниями места строительства, заказчиков. Впрочем, замечательные иллюстрации всего корпуса текстов трактата — главный ключ к его широчайшей популярности. Кроме того, по сравнению с запутанным текстом Витрувия, еще более усложненным «усилиями» переводчиков, ясная логика книги Палладио, превратившего сложнейший материал в стройную систему с четкой структурой, позволила многим использовать ее «словарный» набор форм и приемов, деталей и пропорций практически как учебник, «путеводитель» по архитектурному ремеслу. Сам же мастер с поразительной изобретательностью варьировал эти по сути канонизированные формы античных построек и композиции их элементов. Отметим, речь идет о фрагментах и деталях архитектурных сооружений, да и самих их в целом, формально ориентированных на античную цивилизацию, греко-римский мир. На уравновешенность, размеренность, логичность, целостность, следовательно, на закономерность.
А в 1554 году братья Барбаро, унаследовав от отца землю и состояние, заказывают Андреа фамильный загородный дом, вошедший в историю мировой культуры как вилла Барбаро.
И в этом же году зодчий в городке Пьембино Дезе строит виллу для семьи Альвизе Корнаро — владельца лоджии авторства Фальконетти, восхитившей в молодости Палладио. Корнаро одним из первых стал проповедником sancta agricoltura (священного сельского хозяйства) и начал популяризировать среди нобилей Венето идеи о необходимости рачительного хозяйствования на некогда запущенной земле. По его инициативе в Венето было организовано Управление по необработанным землям, проводились дренажные работы, осушались болота, строились плотины. Умная забота о земле, земледелие оказываются достойными, поистине священными занятиями аристократов. В сельской резиденции можно было спасаться от летнего зноя, а подчас и от бушующей эпидемии. Однако и культ природы, культ красоты, присущие ментальному и эмоциональному миру венецианцев, как и почтение к интеллектуальным занятиям, также способствовали популярности вилл в середине XVI века. Виллы Венето строились и украшались ведущими венецианскими зодчими и художниками. Таковой была и усадьба, возведение которой было заказано Корнаро своему другу Палладио.
Колонны портика первого этажа виллы — высотой 6,5 метра — с первого же взгляда позволяют осознать масштаб дома. Репрезентативность интерьера поддерживается обширностью комнат, которые немногим ниже, чем 7,5-метровый центральный салон; в нем позже в нишах были установлены шесть величественных статуй представителей семьи (в том числе королевы Кипра Катерины Корнаро и дожа Марко Корнаро). Другие комнаты-залы сегодня украшены фресками, что подразумевает одно: белоснежная архитектура Палладио располагала к столь монументальному и в то же время гармоничному декору, в данном случае — благодаря утонченной лепнине. Планировка виллы, как и многих других такого типа построек Палладио, структурно ясна. В основу положен принцип симметрии. Центр отдан парадным залам, по периферии — спальни и служебные помещения.
В 1560 году Палладио прибыл в Венецию, надеясь на успешную профессиональную деятельность здесь. Главным архитектором города тогда был Якопо Сансовино, и полагают, что именно из-за его лидерства первые попытки Палладио освоиться в столице республики оказались неудачны, а осуществленные заказы случились не сразу. И хотя его проекты реконструкции и строительства церквей Сан-Пьетро ди Кастелло, Сан-Франческо делла Винья, Сан-Джорджо Маджоре были одобрены, лишь после смерти Сансовино в 1570 году Палладио стали рассматривать как авторитетного архитектора («наш верный Андреа Палладио»). Его признание было подтверждено заказом на строительство церкви Иль Реденторе — единственного проекта, спонсированного государством и полностью возведенного по планам мастера без всяких изменений. Сохраняя базиликальный план, присущий западноцерковному зодчеству, мастер украшал свои храмы величественными античными портиками. Этот античный ордер появляется и на фасадах его других построек, воздвигнутых по заказам монастырей и церквей.
Столь же масштабен Палладио и в своем последнем творении — уникальном театральном проекте, Олимпийском театре (театр «Олимпико»), ставшем знаменитым на весь мир.
Благодаря интенсивной творческой деятельности Андреа Палладио оставил богатое архитектурное наследие. Впрочем, его знаменитых приверженцев, таких как И. Джонс, К. Рэн, Дж. Кваренги, Т. Джефферсон, Н. Львов и многих других, также с уверенностью можно назвать наследием замечательного виченцианца. Что же касается его построек, то, пожалуй, ни один автор не может поставить себе в заслугу такое количество памятников, которые ЮНЕСКО объявила всемирным наследием человечества.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕА ПАЛЛАДИО |
||
Вилла Годи — Малинверни, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | 1536-1542, 1549-1552 | Лонего-ди-Луго, близ Виченцы, Италия |
Вилла Вальмарана — Брессан, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | 1541-1543 | Вигадолло-ди-Монтичелло-Конте-Отто, близ Виченцы, Италия |
Вилла Пизани — Ферри, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок. 1542-1544, ок. 1561-1566/69 | Баньоло-ди-Лониго, близ Виченцы, Италия |
Вилла Гаццотти — Марчелло, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок.1542-1547, 1550-1555 | Бертизана, близ Виченцы, Италия |
Реконструкция вичентийского дворца Раджоне — Базилики | 1545 | Виченца, Италия |
Вилла Сарачено — Ломбарди, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок. 1545-1548 | Финале-ди-Агульяро, близ Виченцы, Италия |
Вилла Кьерикати — Риго, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | 1547/48-1554, 1574-1580 | Ванчимульо, близ Виченцы, Италия |
Вилла Кальдоньо, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок. 1548-1552, 1569-1570 | Кальдоньо, близ Виченцы, Италия |
Вилла Барбаро — Вольпи, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | 1554-1555 | Мазер, Тревизо, Италия |
Вилла Пойана, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок.1550-1556 | Пойана Маджоре, близ Виченцы, Италия |
Палаццо Кьерикати 1550 Виченца, Италия Вилла Пизани — Плакко, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок. 1550-1555 | Порта Падова, Монтаньяна, близ Падуи, Италия |
Вилла Серего, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок. 1552/53-1569 | Санта-София-ди-Педемонте, близ Вероны, Италия |
Вилла Корнаро, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок.1552 | Пьембино Дезе, близ Падуи, Италия |
Вилла Эмо — Каподилиста, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок. 1554-1555 | Фанзоло-ди-Веделаго, Тревизо, Италия |
Вилла Бадоэр («Ла-Бадоэра»), в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | 1554-1555 | Фратта Полезине, Ровиго, Италия |
Вилла Фоскари («Ла-Мальконтента»), в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок. 1555 | Окрестности Венеции, Италия |
Вилла Дзен, в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | ок. 1558-1566(7) | Донегал-ди-Чассальто, близ Тревизо, Италия |
Палаццо Вальморана 1566 Виченца, Италия Вилла Альмерико — Капра («Ротонда»), в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО | 1566-1567 | Виченца, Италия |
Публикация трактата «Четыре книги об архитектуре» | 1570 | Венеция, Италия |
Начало сооружения церкви Иль Реденторе | 1577 | Венеция, Италия |
Начало строительства театра «Олимпико» | 1580 | Виченца, Италия |