Фриденсрайх Хундертвассер

Необычная архитектура создается для необычных людей. Австрийский зодчий и живописец, взявший себе сложный и чудный псевдоним Фриденсрайх Хундертвассер, кардинально изменил представление о красоте в архитектуре. Его постройки совмещают в себе сказочность, яркость, фантастичность, являясь полностью самобытными. Одни восхищаются и вдохновляются творениями мастера, другие его ругают, называя самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков», но никого его творчество не оставляет равнодушным. Как и сам художник никогда не был равнодушным, в любое дело вкладывая всего себя без остатка. У Хундертвассера получались поистине «поющие» дома. Свободные, они олицетворяли то, что должно быть в нашей жизни всегда — радость, сказку, волшебные фантазии.

Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали: «почему вы носите разные носки?» — он каждый раз отвечал: «а почему, собственно, вы носите одинаковые?!».Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали: «почему вы носите разные носки?» — он каждый раз отвечал: «а почему, собственно, вы носите одинаковые?!».

Мальчик из бедной семьи, родившийся в Вене 15 декабря 1928 года, получил обычное имя — Фридрих Стовассер. Его мать, Эльза Стовассер, была еврейкой, отец — австрийцем. Отец внезапно умер, когда малышу не было и одного месяца, и мать осталась с сыном одна.

 

Уже в возрасте шести лет мальчик активно пробовал себя в живописи. В течение 1936 года он посещал школу, работавшую по системе Монтессори, которая основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и развивает его творческие способности. Возможно, именно эта школа и пробудила фантазию маленького Фридриха, показала яркую и многоликую палитру природы, которую он полюбил, пронеся свое чувство до конца дней. Тогда же в школьной характеристике мальчика появились такие слова: «необычное ощущение цвета и формы». Система Монтессори исходит из того, что ребенок свободен и стремится к автономии, которую надо всячески поощрять и уважать, а не подавлять. Эта свобода останется с Хундертвассером всю жизнь. Мама талантливого ребенка много лет пыталась отвернуть сына от профессии художника. «Будешь всю жизнь голодать, если станешь художником!» — повторяла она снова и снова.

 

Опасения матери сбудутся, впоследствии Хундертвассер переживет и голод и другие мытарства. Когда денег не было, он ходил по знакомым, прося ночлега. Бродил по улицам с баночкой из-под фотопленки в надежде, что ее наполнят сахаром или маслом. Месяцами жил на одной чечевичной похлебке. Но это был его свободный выбор на пути к одному ему известной цели. Преодолевать ему в жизни придется многое.

 

Стовассерам пришлось пережить нацистские времена, когда в течение одного 1943 года были депортированы и убиты 69 их родственников по материнской линии, тетю и бабушку мальчика сожгли в печи. Эта трагедия оставила в душе подростка глубокий след. Желая спасти сына от преследований фашистов, Эльза настояла на крещении Фридриха в католическую веру. Она добилась желаемого — наполовину арийского ребенка ей разрешили воспитывать до совершеннолетия.

 

В 1948 году Хундертвассер окончил школу и три месяца посещал Венскую академию изящных искусств, где испытал сильное влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле. Тогда же он взял псевдоним, переведя на немецкий язык первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово «сто» (сто по-немецки — hundert). Придуманное им для себя имя — переделка имени Фридрих (в переводе с современного немецкого языка Фриденсрайх дословно означает «богатый миром»).

 

После недолгой учебы в Вене будущий художник-архитектор отправляется в путешествие. Он посещает Северную Италию, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилию, заезжает в Париж, где тщетно пытается продолжить образование, занявшись искусствоведением И художественным творчеством. Для этого он поступает в Школу изящных искусств, однако в первый же день юноше становится настолько скучно, что он покидает занятия и больше к ним не возвращается. В 1951 году Фриденсрайх едет в Африку — Тунис, Марокко, а потом в Азию — в Японию. В африканских странах — народное творчество. В Японии он изучает традиции и основы национальной живописи. Именно в тех поездках у художника зародился интерес к орнаментальности и декоративности в изображениях и появилась связь искусства с природой в его работах.

 

ХУНДЕРТВАССЕР РАЗРАБОТАЛ 366 ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ДИЗАЙНА ОБЛОЖЕК КНИГ ПО ЗАКАЗУ «КНИЖНЫЙ КЛУБ БЕРТЕЛЬСМАН», ДИЗАЙН ЧЕТЫРЕХ ТЕЛЕФОННЫХ КАРТОЧЕК ДЛЯ АВСТРИЙСКОЙ ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЫ, СОЗДАЛ ТРИ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ ДЛЯ ЛЮКСЕМБУРГА И ТРИ — ДЛЯ ООН.

 

В путешествиях молодой Хундертвассер сформиро­ вал точку зрения, которая стала главным принципом в его как архитектурных, так и живописных творениях и не изменилась до конца жизни мастера. Первое, что всегда проповедовал архитектор, — дом не должен являться искусственной, враждебной средой, состоящей из многократно повторяющихся и одинаково печальных ячеек. Дом — это веселое и полностью безопасное личное пространство, оно должно быть обустроено, как говорил мастер, «по размеру и по вкусу его владельца». Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур, превращая унылые однообразные коробки в сказочные терема. Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из нее мозаику и расцвечивал скучные и тоскливые фасады и интерьеры. Он также венчал здания золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, и говорил, что если человек живет в таком доме, то чувствует себя королем. В стенах, на крыше, даже в комнатах он оборудовал ниши для деревьев. Архитектор считал, что выделить деревьям и траве место в доме и на нем — значит возместить хоть как-то тот урон, который индустриальное общество наносит природе. В Новой Зеландии он построил здание, где крыша переходит по бокам в холм. Холм покрыт зеленой травкой, которую иногда приходят пощипать овечки.

 

В 1954 году состоялась первая выставка Хундертвассера в Париже в Студии Поля Фачетти. На гонорар от первого контракта с галереей он купил старый автомобиль, дом без отопления во французской глуши и увековечил свой успех плакатом «Купил машину и дом, занимаясь ремеслом художника».

 

Символом гармонии, жизни и свободы для Хундертвассера была спираль, любимая тема в его творчестве. Он рисовал ее со страстью и упоением, являясь чуть- чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику, чрезвычайно яркие по краскам, с неиз­менным присутствием спирали. Эта кривая никогда не возвращается в начальную точку. Как вечный переход между жизнью и смертью, добром и злом, созиданием и разрушением, она бесконечна. «Бесконечная линия» Хундертвассера вошла в число художественных эмблем Австрии. Однажды в 1959 году, будучи доцентом гам­бургской Высшей школы искусства, он решил устроить целый перформанс с рисованием спирали. Хундертвас­ сер и два его друга, Базой Брох и Гаральд Шульд, выбрали точку внизу стены и начали вести свою линию — сначала черной, потом красной красками. Работа продолжалась два дня и две ночи, пока спираль не достигла высоты 2,5 метра. Когда власти отключили электричество, рабо­ та велась при свечах. Хундертвассер был оскорблен, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое за­ вершение. Возмущенное руководство школы прервало это представление. В знак протеста художник отказался от должности и покинул Гамбург.

 

Талантливый мастер занимался скульптурой и живописью, в разных странах с успехом проходили его персональные выставки. В 1975 году в парижском Музее современного искусства он устраивает передвижную выставку под названием «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Она продолжалась до 1983 года и прошла в 27 странах и 43 музеях. Масштабных меро­ приятий, охватывающих десятки стран, в жизни худож­ника отныне будет множество.

 

«МЫ ДОЛЖНЫ ВЕРНУТЬ ПРИРОДЕ ТЕРРИТОРИИ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК НЕЗАКОННО ИСПОЛЬЗУЕТ И НАД КОТОРЫМИ СОВЕРШАЕТ НАСИЛИЕ. ВСЕ, ЧТО ЛЕЖИТ ПОД НЕБОМ, — ПРИНАДЛЕЖИТ ПРИРОДЕ. ВСЕ, ЧТО ЗАТРОНУТО ЛУЧАМИ СОЛНЦА ВСЮДУ, ГДЕ ПАДАЕТ ДОЖДЬ, — ЭТО СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА».

 

Известность Хундертвассера как художника росла, однако всемирную славу он получил благодаря своим архитектурным шедеврам. Архитектурой он занялся до­ вольно поздно, уже перейдя 50-летний рубеж. И сразу же создал одно из главных произведений в своей жизни. В 1983 году по заказу властей Вены он начал работать над концепцией нового жилого здания. В 1986 году на от­крытие этого дома, который носит имя своего создателя, собралось 70 000 человек. До сих пор это один из самых посещаемых туристами объектов в Австрии. В нем Хундертвассер воплотил все свои идеалы искусства и кра­ соты: использование целой палитры красок, отсутствие прямых линий, большое количество зелени и многоплановость. Пестрый фасад дополняют разные по величине и форме окна, мозаика и орнаменты из цветных глазуро­ ванных плиток. Хундертвассер считал это произведение одной из вершин своего творчества и даже посвятил ему хвалебное стихотворение.

 

Архитектор часто сам полностью контролировал работы. Например, весь 1985 год он трудится на строительной площадке Дома Хундертвассера вместе с Петером Пеликаном, который становится его ближайшим соратником в сфере зодчества. После завершения строитель­ства архитектор не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, так как на этом месте не появилось что-нибудь уродливое.

 

Дом Хундертвассера отличается «холмистой» этажностью, крыша покрыта почвой с кустарниками и травой. Внутри некоторых комнат-ниш высажены деревья. С учетом экологических принципов, приверженцем которых архитектор был всю жизнь, он использовал в своем творении только натуральное дерево и кирпич, а внутри, согласно оригинальному замыслу по отделке интерьеров, сделал мозаичную аппликацию из мелкой керамической плитки, которая изображает мудрых сов, диких уток, величественных лебедей, порхающих бабочек и раскидистые деревья.

 

Во всех произведениях Хундертвассера-зодчего царят асимметрия, природная гармоничность. А их отличительная особенность — окна, каждое из которых живет собственной жизнью, все вместе же они играют первостепенную роль в общем художественном замысле. Как считал мастер, правильный дом должен состоять именно из окон, но никак не из стен. Окна, по его мнению, имеют «право на самоопределение». А все пространство вокруг них человек может раскрасить по собственному усмотрению. В проектах Хундертвассера никогда не было двух одинаковых окон. Они являются мостом между внутренним и внешним пространством, эквивалентом глаз. Как выражение глаз характеризует внешний облик человека, так же и окна дают представление обо всем сооружении. Как по выражению глаз можно судить о характере человека, точно так же «выражение» окон говорит о «настроении» дома.

 

Долгие годы архитектор шокировал общественность неординарными поступками. Эксцентричный художник носки всегда носил разные, но обязательно яркие и с абстрактными рисунками, считая, что жизнь и без того скучна, чтобы усугублять ее монотонными мелочами.

 

В желании хулиганить и провоцировать публику Хундертвассер был близок Сальвадору Дали. В 1967 году художник составил манифест «Право на третью кожу», в котором рассуждал, что человек окружен тремя защитными слоями — это кожа, одежда и стены дома. И одежда, и сами здания за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. И только кожа сохранила все свои изначальные свойства — как эстетические, так и защитные. Для большей убедительности Хундертвассер прочитал манифест в обнаженном виде в Мюнхене, прямо перед изумленной толпой. Две его ассистентки также были полностью раздеты, из-за чего некоторые возмущенные зрители вынуждены были покинуть зал.

 

ХУНДЕРТВАССЕР СЧИТАЛ: «НАШИ ДОМА БОЛЕЮТ С ТЕХ ПОР, КАК ОНИ БЫЛИ СОЗДАНЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЯМИ И СТАНДАРТИЗОВАННЫМИ АРХИТЕКТОРАМИ. ОНИ НЕ ЗАБОЛЕЛИ, А БЫЛИ ЗАДУМАНЫ И ПРИВНЕСЕНЫ В ЖИЗНЬ УЖЕ БОЛЬНЫМИ».

 

Позже эксцентричный художник продолжал эпатировать публику. Много шума наделало телешоу под названием «Как нам обустроить город», на которое он пришел совершенно голым, зато его голова была прикрыта клетчатой кепкой. Фриденсрайх заявил с экрана, что он готов приступить к обустройству Вены, но при этом не избежать возвращения к матушке-природе. Ведь именно у нее следует взять все лучшее, не используя в архитектуре прямые линии, а при возведении зданий применять только натуральные материалы.

 

Постройки Хундертвассера перекликаются с работами Антонио Гауди, которому он поклонялся. Идеалом для австрийца стали криволинейные поверхности. Симметричность и правильность линий архитектор всегда приравнивал к концлагерям, уносившим жизни людей, в том числе и его родных. Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому все возводимые Хундертвассером стены так замысловато изогнуты.

 

Хундертвассеру постоянно требовались новые впечатления. Нуждаясь в творческой подпитке, он часто путешествовал, переплывая один океан за другим, преодолевая огромные расстояния на воздушном шаре. Он называл это «путешествием по мечтам», благодаря которому получал сильные эмоции, позволяющие ему создавать яркую нестандартную архитектуру. Хундертвассер любил творить в дороге, используя портативный набор акварельных красок. Он часто применял яичную темперу, в которую добавлял металлическую пыль, кусочки ткани, стекла, бумаги. Как в живописи, так и в архитектуре он использовал все цвета спектра, не отдавая предпочтение ни одному из них.

 

В числе самых известных работ мастера есть культовое сооружение — церковь Святой Варвары (1987-1988) в Бернбахе. Священник Фридрих Цек пригласил для ее перестройки Хундертвассера. Во время работы над ее преображением художник создает цветной офорт «Бернбахское благоговение» и передает его в качестве дара в фонд реконструкции храма.

 

Хундертвассер считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищенным и находить там мост к природе и Богу. Обновленное здание стало цветным, ярким и радостным благодаря покрытию фасадов разноцветной керамикой. Волновому декору фасадов вторят дорожки вокруг церкви, которые также выложены разноцветными плитками неровно, волнами. На прилегающей территории Хундертвассер разместил 12 так называемых экуменических арок с символами основных мировых религий. Местные жители поначалу были не очень довольны необычным авангардистским обликом храма. Но вскоре благодаря церкви Святой Варвары маленький Бернбах получил широкую известность. Тысячи туристов стали приезжать сюда, принося немалый доход в бюджет и способствуя развитию города.

 

ИНТЕРЕСНО, ЧТО ХУНДЕРТВАССЕР ВСЕГДА НОСИЛ РАЗНЫЕ НОСКИ. И КОГДА ЛЮДИ СПРАШИВАЛИ: «ПОЧЕМУ ВЫ НОСИТЕ РАЗНЫЕ НОСКИ?» — ОН КАЖДЫЙ РАЗ ОТВЕЧАЛ: «А ПОЧЕМУ, СОБСТВЕННО, ВЫ НОСИТЕ ОДИНАКОВЫЕ?!».

 

Хундертвассер придумал собственную художественную философию, подробно изложенную в книге «Манифест замшелости против рационализма в архитектуре» и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни». Эта философия представляет собой своеобразный гимн декоративности и орнаментализму. В самом деле, художника можно упрекнуть в чем угодно, но только не в академической строгости. Если даже очень внимательно рассматривать его работы, то найти место, фрагмент или мотив, где он повторяется, просто невозможно. Среди архитектурных творений Хундертвассера есть детские сады, бассейны, вокзал и даже общественный туалет. Каждую постройку творческий гений мастера смог сделать сказочной, яркой, жизнерадостной. Все же особое внимание зодчий уделял проектированию домов, создавая не только пространство для жизни, но и ее стиль. Теплоту общения и искренние эмоции будущих жильцов он видел обязательными составляющими своей архитектурной концепции.

 

Жилой комплекс «Зеленая цитадель», возведенный по проекту Хундертвассера в 2004-2005 годах неподалеку от главной площади Магдебурга, должен был способствовать появлению рабочих мест в городе. Магдебург, как и вся территория бывшей ГДР, оказался в кризисной экономической ситуации, с трудом конкурируя с развитой западной частью страны. Хундертвассер решил создать здесь «оазис человечности», привнеся в постройку изгибающиеся линии стен, большие площади озеленения, в том числе и на крышах, золотые шары на башенках. Все эти не подлежащие изменению творческие принципы архитектора должны были позволить его произведению контрастировать со строгостью и унылостью традиционных улиц города. В «Зеленой цитадели» невозможно найти двух одинаковых по цвету или форме колонн, дверей, даже дверных ручек. Все формы построек комплекса максимально приближены к природным.

 

С энтузиазмом берущийся за разработку любого архитектурного объекта — от больших комплексов до миниатюрных зданий, — Хундертвассер не создавал промышленных сооружений. Не создавал принципиально. Из этого правила есть одно исключение — мусоросжигательный завод в центре Вены. Далеко не сразу взялся мастер за этот проект. Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать. Только после того, как власти города пообещали, что дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление, архитектор решился заняться этой работой. В результате Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых незагрязненных европейских столиц. Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал настоящий дворец с пестрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

 

Архитектор разными способами боролся за сохранение экологического баланса. Одна из акций прошла в День Хундертвассера, объявленный мэром Вашингтона Мэрион Берри-младшим 18 ноября 1980 года. В этот день на площади Правосудия в Вашингтоне была высажена первая дюжина из запланированной сотни деревьев для восстановления природных ресурсов. Художник представил публике антиядерные плакаты, агитировавшие против ядерного вооружения. Хундертвассер много выступал, высказываясь об экологии, против ядерной энергии и за более человечную архитектуру в гармонии с природой — в Сенате США в Вашингтоне, в Берлине на втором Европейском экологическом симпозиуме. Он читал лекции об окружающей среде в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Граце, Вене, Восточном Берлине, Гамбурге. В 1984 году принимал активное участие в кампании за сохранение хайнбургского прибрежного леса. Проживал неделю в лагере защитников леса.

 

Любивший много путешествовать, Хундертвассер легко мог себе представить измотанное состояние и хмурое настроение людей, вынужденных постоянно совершать переезды. Приезжая в новое место, человек сначала видит вокзал. Вокзал — визитная карточка любого города. И от того, каким будет первое впечатление, может зависеть очень многое. Позитивный настрой, кураж, вера в себя и улыбка в душе или ленно-мрачное осознание обыденности жизни — с каким настроением выйдет путешественник из поезда? Можно ли на это настроение как-то повлиять? У художника на это был однозначный ответ.

 

По проекту Фриденсрайха Хундертвассера был сооружен один из самых необычных вокзалов в Германии. Расцвеченный яркими красками Вокзал природы в Ильцене (1999-2001) сразу же стал главной достопримечательностью города. Изюминка постройки состоит в том, что ни одно из зданий вокзала не имеет углов, элементы плавно переходят друг в друга. Детали архитектурного и художественного оформления не повторяются, что отражает своеобразное кредо мастера.

 

Хундертвассер считал, что нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является высшей силой, от которой зависит человек. При создании поселка, включающего отель и оздоровительный центр, на термальных источниках Бад-Блумау в Австрии (1993-1997) за основу концепции мастером были взяты принципы органической архитектуры. Архитектура явилась здесь способом достижения гармонии с окружающим миром, гармонии между человеком и природой. Яркие, разноцветные корпуса поселка словно вырастают из-под земли и так же неожиданно в земле скрываются. Крыши-склоны покрыты зеленой травой, и кажется, архитектура лишь подчеркивает сложный рельеф местности, но никак его не нарушает.

 

ХУНДЕРТВАССЕР ГОВОРИЛ: «Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ЗВАЛИ ВОЛШЕБНИКОМ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЧЕМ-ТО В ЭТОМ РОДЕ».

 

В общей сложности с 1980 по 2000 год Хундертвассером-зодчим было создано около 36 значимых проектов, некоторые из них реализованы уже после его смерти. Его архитектурные творения разбросаны по всему миру — Австрии, Японии, Новой Зеландии, Германии, Израилю, Швейцарии, Португалии, США. Круг интересов архитектора был чрезвычайно широк, а понятие прекрасного невероятно, но обширно и наделено неожиданным смыслом. Он находил и видел красоту там, где другие ощущают ее полное отсутствие, и брался за такие дела, от которых любой мэтр просто бы отмахнулся. Хундертвассер не только писал картины и преподавал в школах и академиях искусств, но и работал над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок, оформлял плакаты, фасады домов, автомобильные номера, даже игровые жетоны казино.

 

В Токио установлена его инсталляция «Памятник часам XXI века», на восточном вокзале Лиссабона обращает на себя внимание его грандиозное панно «Погружение Атлантиды».

 

Он был трудоголиком и педантом. Все свои работы нумеровал, а потом издавал каталоги шедевров. Всего напечатано 1008 каталогов. В 1993 году Хундертвассер увлекся проектом «Библия Хундертвассера», презентацию которого устроил в 1995 году. Параллельно разрабатывал внешний дизайн для «Боинга 757» германских линий «Кондор», правда, проект был впоследствии отклонен.

 

Фриденсрайх Хундертвассер был противоречив и непостоянен. Потому его личную жизнь никак нельзя назвать счастливой. Он был женат два раза — и оба раза недолго. Впервые он женился в 1958 году на негритянке, усиливая интерес к себе тем, что постоянно брал ее на свои академические лекции. Этот брак продлился до 1960 года. В 1962 он взял в жены японку Юко Икеваду, с которой был счастлив до 1966 года. Позже 70-летний художник, известный на весь мир, стал появляться на публике только в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство деловых партнеров и коллег.

 

ХУНДЕРТВАССЕР ГОВОРИЛ: «АРХИТЕКТОРЫ НИКУДА НЕ ГОДЯТСЯ. ОНИ ЗАОРГАНИЗОВАНЫ НОРМАМИ И ПЛАНАМИ, А ПРОДУКТ ДЛЯ ЖИЗНИ МОЖЕТ СОЗДАТЬ ТОЛЬКО ХУДОЖНИК».

 

Объездив почти весь земной шар, последние годы жизни архитектор провел в Новой Зеландии. Яркой и необычной жизнь Хундертвассера оставалась до самого конца. Даже смерть застала его не в домашней тишине, а в Тихом океане, на борту пассажирского лайнера «Королева Елизавета II». Архитектор умер 19 февраля 2000 года. В соответствии с его последней волей, он похоронен в гармонии с природой в своем новозеландском поместье, в саду Счастливых мертвецов под тюльпанным деревом.

 


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА ХУНДЕРТВАССЕРА

Фабрика «Розенталь» 1980-1982 Зельб, Германия
Рупертинум 1980-1987 Зальцбург, Австрия
Экологический дом, парк Максимилиана 1981-1982 Хамм, Германия
Зернохранилище 1982-1983 Кремс-на-Дунае, Австрия
Дом Хундертвассера 1983-1986 Вена, Австрия
Церковь Святой Варвары 1987-1988 Бернбах, Австрия
Деревенский музей 1987-1988 Ройтен, Австрия
Текстильная фабрика «Рюфф» и художественное оформ­ление номеров домов 1988 Цвишенвассер, Австрия
Детский сад «Хеддернхайм» 1988-1995 Франкфурт-на-Майне, Германия
Котельная «Шпиттелау» 1988-1997 Вена, Австрия
Придорожный ресторан 1989-1990 Бад-Фишау, Австрия
Кунстхаус (галерея) 1989-1991 Вена, Австрия
Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера) 1990-1991 Вена, Австрия
Дом на лугах 1990-1993 Бад-Зоден (Таунус), Германия
Жилой комплекс «Жить под Башней Дождя» 1991-1994 Плохинген-на-Неккаре, Германия
Монумент XX! века 1992 Токио, Япония
Винарня «Дон Кихот» 1992-1999 долина Нэпа, Калифорния, США
Комплекс целебного источника 1992-1994 Цветль, Австрия
Павильон на понтоне DDSC «Голубой Дунай» 1992-1994 Вена, Австрия
Спиральный источник 1 1993-1994 Линц, Австрия
Онкологическая больница 1993-1994 Грац, Австрия
Поселок термальных источников 1993-1997 Бад-Блумау, Австрия
Спиральный источник II 1994-1996 Тель-Авив, Израиль
Детская площадка 1996-1997 Осака, Япония
Гимназия им. Мартина Лютера 1997-1999 Виттенберг, Германия
Фабрика «Майсима» 1997-2000 Осака, Япония
Комплекс «Лесная спираль» 1998-2000 Дармштадт, Германия
Кафе 1998-2000 Гамбург, Германия
Крытый рынок 1998-2001 Альтернхайн, Швейцария
Общественный туалет 1999 Кавакава, Новая Зеландия
Вокзал природы 1999-2001 Ильцен, Германия
Очистной завод 2000 Осака, Япония
Детский сад 2001 Вюльфрат, Германия
Жилой комплекс «Зеленая цитадель» 2004-2005 Магдебург, Германия
Семейный центр «Дом Роналда Макдоналда» 2004-2005 Эссен/Гругапарк, Германия
Пивная башня 2007-2010 Абенсберг, Германия






1 765
  • Нравится
  • 5

Интересно почитать


Василий Верещагин
Немногие знают, что в начале XX века кандидатуру художника Василия Верещагина стали рассматривать в качестве претендента на только-только учрежденную...
Сантьяго Калатрава
Сантьяго Калатрава по праву считается одним из самых прославленных зодчих мира. Лауреат множества архитектурных и инженерных премий, почетный доктор...
Владислав Галкин
Владислав Галкин много снимался в фильмах «про войну». И роли в них были для него знаковыми. Не только потому, что «В августе...
Агния Барто
Творчество советской детской поэтессы Агнии Барто оценивали неотрывно от советского режима. Сначала ее творениями восхищались и считали их...
Рогнеда
С картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда», написанной в 1770 году, начинается русская историческая живопись. По законам жанра, к...
Анискин Владимир Михайлович
Таких, как Владимир Анискин, в России всегда считали чудаками. Не ради наживы или стремления увековечить свое имя, а лишь по велению души они...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Самое древнее оливковое дерево нашей планеты растет на острове Крит, Греция. Это одно из 7 древнейших маслинных деревьев в Средиземноморском бассейне, возраст которых превышает 3.000 лет.


Самые популярные статьи
Что больше читают