Мистика и секреты русской бани

Русская банька - небольшая бревенчатая избушка, деревенская «ванная комната», построенная почти возле каждого дома. Казалось бы, что может быть проще и обыденнее? Однако испокон веку наши предки относились к ней с особым почтением. Ведь баня считалась местом мистическим, а подчас и недобрым - настоящим окном в иное измерение.

Баня считалась местом мистическим, а подчас и недобрым - настоящим окном в иное измерение.Баня считалась местом мистическим, а подчас и недобрым - настоящим окном в иное измерение.

 

Навьи чары

О том, что баня - постройка загадочная, говорит ее история. Более тысячелетия назад славяне стали строить подобные домики, и не только для гигиенических процедур, но и отдавая своеобразную дань умершим предкам. Считалось, что духи ушедших в иной мир людей - навии - должны совершать необходимые им омовения и ради этого они пользовались банями живых. В определенные дни славяне жарко топили бани, оставляли там чистые полотенца и, как следует поддав пару, уходили, после чего не смели даже приближаться к заветному месту некоторое время. Нужно отметить, что зачастую проводилась нехитрая проверка, заставляющая хозяев поверить в то, что их мыльню действительно посещали гости из потустороннего мира. Так, прежде чем закрыть баню перед приходом навий, на полу рассыпали немного золы и пепла, после чего почти всегда на таком «ковре» обнаруживались отпечатки куриных лапок. Но куры-то в баню не заходили!

 

Приход христианства уничтожил многие языческие традиции, а вот бань новые веяния почти не коснулись. Однако именно в то время было выпущен ряд негласных церковных распоряжении, касающихся мылен, которые просуществовали вплоть до XX века. Так, в бане - месте, где обитает нечистая сила, - запрещалось вешать иконы, а «мыльную утварь» - тазы, шайки и банные веники - нельзя было заносить в дом. Вымывшись, человек должен был окатить себя холодной водой или же окунуться в озеро или пруд, дабы отогнать от себя нечисть. Но даже такое очищение не давало ему права посещать храм Божий в банный день. Вот потому-то и считалось большим грехом мыться в среду, пятницу и воскресенье - святые дни - и по православным праздникам. Таким образом, банным днем стала суббота, свободная от церковных служб, также изредка считалось возможным мытье во вторник и четверг.

 

Не только сама мыльня, но и место, где она построена - «банище», - считалось нечистым. На месте сгоревшей бани или разобранной обветшавшей долгое время нельзя было строить избу, иначе, по поверью, нечисть не даст покоя хозяевам нового жилища.

 

Что говорить о годах минувших, когда и в наши дни можно легко убедиться в уникальности банных домиков. Если проехать по любой заброшенной деревушке, можно наблюдать такую картину: дома, покинутые хозяевами, разваливаются, простояв заброшенными несколько лет. А вот бани выглядят крепкими, как в день постройки, будто их охраняют неведомые навьи чары.

 

 

Банные хозяева

Наши предки считали, что потусторонние сущности, обитающие в бане, самые злобные и непредсказуемые из прочей дворовой нечисти. Возглавлял пантеон «мыльных» духов банник - маленький пучеглазый старичок с густой бородой. Считалось, что хозяин мыльни обитает в «банном озере» - в воде, что собирается под полом бани после мытья и стирки белья, или же за каменкой. Согласно некоторым поверьям, банник поселяется в мыльне сразу же после ее постройки, и чтобы задобрить капризного старичка, люди приносили ему жертву - задушенную черную курицу, которую закапывали под порогом новостройки. Другая версия гласит, что банник вместе с семейством заселялся в мыльню только после того, как под ее полом соберется достаточное количество воды.

 

Чтобы ладить с хозяином бани, людям приходилось соблюдать целый ряд строгих правил. Мыться разрешалось только до наступления темноты, а после полуночи наши предки вообще боялись переступать порог бани. Ни в коем случае нельзя было посещать мыльню пьяным, а уходя, следовало оставлять баннику немного воды в ковше, кусочек мыла и веник, чтобы хозяин мог ночью вдоволь попариться.

 

Приходя в баню, следовало поздороваться с хозяином и попросить у него разрешения помыться. Напарившись, уходить из бани нужно было пятясь, не поворачиваясь к парилке спиной.

 

Тех, кто нарушал эти правила, ждало страшное наказание. В лучшем случае рассердившийся банник мог ошпарить провинившегося кипятком или напугать до полусмерти, а в худшем - «запаривал» ослушников до смерти. Людей, слишком задержавшихся в бане, хозяин выгонял со своей территории, обернувшись огромным котом с шерстью колючей, как иглы ежа.

 

Долгое время наши предки верили в то, что банник - мужчина семейный. Жену хозяина мыльни прозывали шиши-гой. Это была здоровая толстая бабища с растрепанными космами сырых волос и длинными острыми когтями. Никогда, ни при каких обстоятельствах наши предки не посмели бы поторапливать человека, мывшегося в бане. Ведь если шишига слышала, как кто-то зовет парящегося, то тут же хватала бедолагу и утаскивала его за печь или же обдирала с него мясо до самых костей.

 

Гораздо добрее относилась к людям маленькая старушка, обитающая в мыльнях, - баба-банница. Считалось, что эта бабушка могла снять любою хворь и всегда помогала занедужившему человеку, обратившемуся к ней с добром и лаской. Однако рассеянным мамашам следовало опасаться банницы. Ведь если оставить в бане без присмотра ребенка, старушка мигом утащит малыша, подбросив на его место уголек или старый веник.

 

 

Девичья магия

С особым почтением к баньке относились незамужние девушки. Ведь гадания и привороты, сделанные в ней, были самыми верными. Однако прежде чем ворожить в заповедном месте, красавицам следовало ублажить банника, так как его предсказания считались самыми верными. И если напророчит хозяин мыльни бедного и пьющего жениха - придется незадачливой ворожее всю жизнь мучиться с никудышным мужем. Кроме того, отправляясь ночью в баню, девушки нарушали главное правило банника, запрещающее приходить к нему в неурочное время. По этой причине, готовясь к ворожбе, потенциальные невесты приносили с собой в баню кусок хлеба, посыпанный крупной солью, который оставляли на печке-каменке.

 

Кроме всего прочего, баня помогала девушкам стать «румяней и белее» и вообще превратиться в настоящих красавиц. Так, юные крестьянки, мечтающие о пышном бюсте, терлись грудью о наружный угол бани.

 

Просватанная девушка обязательно накануне свадьбы шла в баню вместе с подружками. Ополоснувшись, невеста аккуратно собирала стекшую с нее воду, чтобы потом незаметно добавить ее в еду жениха и его родственников. Данный обряд гарантировал девушке ласковый прием в семье мужа, а также долгую и счастливую супружескую жизнь.

 

 

Совет и любовь

Долгое время было обязательным посещение бани молодоженами на второй день после свадьбы. Причем нарушение этого обычая строго осуждалось родными и знакомыми молодой пары. Новоявленные супруги шли в баню рано утром, ее для них жарко топили сваха и дружка жениха. Прежде чем звать мыться жениха и невесту, пар в бане поддавали медом, а на угли кидали хмель и кусочки хлеба, чтобы молодые всегда жили в достатке и довольстве. Когда баня была готова, родители жениха благословляли молодоженов таким наказом: «Жена, мужа почитай, как предков своих; муж, жену береги, как трубу на бане!» Отправляясь в баню, молодая жена несла с собой новое полотенце - подарок баннику, чтобы тот принял ее как нового члена семьи, разрешал впредь пользоваться своей мыльней и в случае нужды не отказывал в покровительстве.

 

Вернувшимся из бани молодоженам мать невесты вручала сверток, в котором лежали жареная курица и специальный пирог-банник. Супруги обязательно должны были съесть это угощение до последней крошки, чтобы избежать бед и несчастий в семейной жизни.

 

 

«Банник, помоги родить!»

Еще наши предки свято верили, что рождение ребенка в бане гарантировало легкие роды и счастливую жизнь новорожденному. Причем в бане роженица находилась с повитухой не меньше трех дней, набираясь там сил и здоровья под присмотром банника.

Когда роженица разрешалась от бремени, повитуха совершала ритуальное омовение матери и ребенка, приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить».

 

Затем она брала малыша на руки, и трижды обходила с ним вокруг бани, шепча при этом старинные заговоры и призывая высшие силы даровать новорожденному счастье, долгую жизнь, здоровье и красоту.

 

Все то время, пока роженица с младенцем жили в бане, их нельзя было ни на минуту оставлять без присмотра. Иначе баба-банница утащит младенца, или же сам банник подсунет вместо новорожденного своего ребенка - нескладного увальня с узкими глазами, который не доживал и до пяти лет.

 

По истечении трех дней женщина с новорожденным возвращалась в дом, где родные готовили ей торжественную встречу, во время которой мать впервые показывала младенца его отцу. То время, что роженица жила в бане, считалось «женскими днями», и нарушить уединение матери не мог ни один мужчина. Исключение делалось для деревенских колдунов или знахарей, если требовалась их помощь при трудных родах или неожиданной болезни новорожденного.



2 804
  • Нравится
  • 5

Интересно почитать


Люди-калькуляторы
Полагаясь на калькуляторы и компьютеры, мы катастрофически теряем способность к счету в уме. Тем удивительнее для многих из нас наличие в мире...
Гримуары
В позднее Средневековье вся Европа была охвачена погоней за магическими тайнами и мистическими откровениями. Маги и алхимики стремились постичь все...
Баба Яга
Еще с древности в Украине существует легенда о Золотой Бабе, божество, которому поклонялись наши предки. Верили, что где-то в бескрайних степях...
Загадочная поляна
В Калифорнии, рядом с городом Санта-Крус, есть загадочная поляна. Она находится на склоне пологого холма, на котором растут огромные деревья. Эта...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

На языке аборигенов Австралии «коала» означает «никогда не пьющий воду». Сумчатый медвежонок действительно никогда не пьет воду. Необходимую жидкость он получает из эвкалиптовых листьев, которыми питается.


Самые популярные статьи
Что больше читают