Утайшань

Утайшань — одна из священных гор китайского буддизма, место, где сосредоточены самые уважаемые китайские монастыри и храмы.

Место для строительства храмов в эпоху распространения буддизма в Китае тогдашний император выбрал идеальное. Величественный вид белой пагоды в окружении монастырей на фоне горы Утайшанъ внушал посетителям веру в несокрушимость учения Будды.
Место для строительства храмов в эпоху распространения буддизма в Китае тогдашний император выбрал идеальное. Величественный вид белой пагоды в окружении монастырей на фоне горы Утайшанъ внушал посетителям веру в несокрушимость учения Будды.

ХРАНИТЕЛЬ РАЯ НА ВОСТОКЕ

Утайшань — место пребывания Бодхисаттвы мудрости — Манджушри в китайском варианте, или «Хранителя рая на Востоке».

Название горы Утайшань буквально переводится с китайского как «Гора пяти высот», или «Гора пяти помостов» (или террас, что в отношении рельефа правильнее). Происхождение этого названия следует искать в пяти сглаженных вершинах горы: Северной (которая также является самой высокой точкой северного Китая — 3058 м, — и круглый год покрыта льдом и снегом), Западной, Южной, Восточной и Центральной. Они являются звеньями в горной цепи с общим названием Утайшань, которая, в свою очередь, находится в составе гор Лессового плато, что занимает обширные пространства в средней части бассейна реки Хуанхэ. Именно здесь находится один из основных исторических районов формирования китайской нации. Причину этого следует искать в удивительно высокой плодородности местных почв.

Утаньшань сложена преимущественно известняками, песчаниками, сланцами, а также изверженными породами. Хотя вершины горы почти плоские, склоны ее тем не менее весьма крутые.

В прошлом вокруг горы и на ней самой шумели широколиственные и сосновые леса, от которых остались отдельные островки, а прочие почти сведены, будучи использованными для строительства и просто на дрова.

Цифры вообще играют значительную роль, если речь заходит об Утайшани. Она ведь еще и одна из четырех священных гор китайского буддизма. Четыре священных горы буддизма — если расположить их по высоте — Эмэйшань, Утайшань, Цзюхуашань и Путошань. Все священные горы являются целью массового паломничества как китайцев, так и множества приезжих буддистов из других стран.

Величие горы для китайских буддистов объясняется тем, что Утайшань считается местом пребывания Бодхисаттвы мудрости: в китайском варианте буддизма он носит имя Манджушри или Вэньшу. Это имя имеет множество толкований — от «великолепная слава» и «прелестный голос» до «прекрасный заступник» и «господин речи». К горе притягивает паломников еще и то, что в буддизме Бодхисаттва мудрости носит еще и титул «Хранителя Рая на Востоке», а согласно мифологии буддизма, он является прославленным соратником самого Будды Гаутамы, наставником будд прошлого, духовным отцом всех бодхисаттв и воплощением Праджняпарамиты — Высшей Мудрости.

Считается, то Утайшань была первой из четырех священных гор, удостоенной этого почетного статуса. Вот почему в литературе и устном мифологическом творчестве Утайшань упоминается, как «первая из четырех», как место пребывания Манджушри на «чистой холодной горе» на северо-востоке.

Старая буддийская легенда рассказывает, как сам Будда предсказывал, что Манджушри — одно из его воплощений — будет находиться на одной из «холодных гор» далеко на севере, за Гималаями, т. е. в Китае. Когда буддизм проник в Китай, один из императоров, проникшийся философией Будды, приказал найти место для строительства храмов. Нашлись двое монахов, которые выбрали Утайшань. Но там уже строили свои храмы приверженцы даосизма. Чтобы разрешить спор о том, кто хозяин горы Утайшань, император приказал положить буддийские тексты и рукописи даосизма в одну жаровню и поджечь. Чудесным образом получилось так, что буддийские рукописи не сгорели, а рукописи даосизма обратились в пепел. Император объявил это доказательством величия Будды, и уже в 68 г. у подножия Утайшани был построен первый монастырь.

ХРАМЫ БОДХИСАТТВЫ МАНДЖУШРИ

Местная легенда утверждает, что Бодхисаттва Манджушри часто появляется на горе в виде паломника, монаха или причудливого пятицветного облака.

Чтобы лицезреть явление Бодхисаттвы Манджушри, на вершинах Утайшани поселились монахи и построили многочисленные буддийские монастыри.

Культурный ландшафт горы Утайшань — это 53 храма и монастыря (во времена Цин их было около 300), украшенных глиняными статуями в человеческий рост. Все вместе они представляют собой своеобразную экспозицию буддийской архитектуры в ее развитии в течение двух тысяч лет: от I в. до начала XX в.

Здесь, на Утайшане, сохранились прекрасные образцы древней деревянной архитектуры, оставшейся еще с эпохи династии Тан (618-907 гг.), которую сами китайцы традиционно считают периодом высочайшего могущества страны, в то время опережавшей все прочие страны мира в своем развитии. А в храме Шу-сян эпохи династии Мин сохранилось 500 статуй, иллюстрирующих различные истории, связанные с именем Будцы.

Самый уважаемый и особо почитаемый храм на Утайшани — Наньшань, чье название переводится с китайского как «Храм южной горы». Главный зал монастыря Наньшан и Восточный Зал монастыря Фугуан были построены одними из первых — в 782 и 857 гг. соответственно. Расположены они были столь скрытно, что, после того как были заброшены, их вновь открыли только в 1937 и 1938 гг.

Но самые представительные сооружения храма Наньшань, сохранившиеся до наших дней, появились на склонах Утайшани при династии Юань (12711368 гг.), в период расцвета монгольского государства, основанного внуком Чингис-Хана, монгольским ханом Хубилаем, завершившим завоевание Китая в 1279 г.

Храм Наньшань построен в виде террас и включает в себя всего семь террас разделенных на три части. На сооружение его Бронзового павильона ушло около 50 т бронзы, и внутри он украшен тысячами фигурок Будды.

Среди прочих храмов Утайшани наи-болёе известны и значимы храмы Сяньтун и Таюань.

Таюань, или «Двор с пагодой», некогда был пагодным двором храма Сяньтун. Во всем мире известен своей Дабай, или «Большой белой пагодой» в тибетском стиле, высотой 50 м. Дабай является шарира-ступой — местом, где находятся останки Будцы и местных святых, что были кремированы и теперь хранятся в качестве реликвий. Еще одна легенда утверждает, что большая пагода Таюани спустилась на землю прямо с небес. Сейчас она возвышается над долиной на 75 м, по форме напоминая громадный и ослепительно белый перевернутый колокол. Настоящие 252 колокольчика, висящие на пагоде, раскачиваются горными ветрами и издают мелодичный звон.

Многие из храмов остаются действующими с древних времен.

С 1990 г. правительство провинции Шаньси проводит ежегодный фестиваль для желающих взойти на Утайшань, неизменно сопровождающийся отправлением буддийских ритуалов. А на 14-й день по лунному календарю на Утайшани устраивают большой праздник в честь дня рождения Бодхисаттвы Манджушри.

В 2009 г. гора Утайшань была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Немалую роль сыграло то обстоятельство, что в мировом буддизме всего пять канонических мест паломничества и Утайшань — одно из них (прочие — Лхаса в Тибете, Лумбини, Варанаси и Шамбала в Индии — места, непосредственно связанные с жизнью Будцды).

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природные:

■ Гора Утайшань с вершинами Северная, Западная, Южная, Восточная и Центральная.

■ Гора Дайлуо.

Культовые:

■ Храмы Наньшань (эпоха Юань, 1271-1368 гг.), Фугуан, Лунцюань, Пушоусы (женская буддийская школа), Сяньтун, Дагоба, Шусян, Бишан, Цзиньгэ, Чжэньхай, Дайло, Таюань.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

■ Восточный Зал монастыря Фугуан был построен в 857 гг. и является самым высоким деревянным зданием в Китае, сохранившимся со времен династии Тан.

■ В китайском языке понятия «паломничество» и «священная гора» неразрывно связаны: горы занимают особое место в буддийской иерархии поклонения святым местам. И даже слово «паломничество» на китайском языке (чаошень) происходит от фразы «отдать дань уважения священной горе» (чаобаи шень шан).

■ Значение гор в религиях Китая выражается еще и в том, что кроме Четырех священных гор буддизма есть также Пять великих гор, которым поклоняются и буддисты, но преимущественно — приверженцы даосизма (Тайшань, Хуашань, Хэншань в провинции Хунань, Хэншань в провинции Шаньси и Суншань). Согласно китайской легенде, эти горы появились от рук, ног и головы Паньгу — первого человека на Земле. Есть также горы, относящиеся только к даосизму — Четыре священные горы даосизма.

■ Согласно одной из местных легенд, Канси (1654-1722 гг.) — маньчжурский император из династии Цин — приезжал на гору Утайшань, чтобы навестить отца — Айсинь-геро Фулиня (1638-1661 гг.). Этот третий маньчжурский император династии Цин якобы устал от войн и политики, инсценировал свою смерть и удалился в буддийский монастырь.

■ 108 каменных ступеней — по числу бусин в четках буддийского монаха — ведут к монастырю Дайло.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: Восточный Китай.
  • Административная принадлежность: городской округ Синьчжоу, провинция Шаньси, КНР. Языки: китайский, монгольский, маньчжурский.
  • Этнический состав: хань (китайцы), хуэй, маньчжуры, монголы.
  • Религии: конфуцианство, даосизм, буддизм.
  • Денежная единица: юань.
  • Ближайший аэропорт: международный аэропорт Тайюань Усу.

ЦИФРЫ

  • Площадь: 2837 км2.
  • Высота над уровнем моря: 3058 м.
  • Относительная высота: 1781 м.
  • Длина горного хребта: около 170 км.
  • Высота горного хребта: до 2291 м.
  • Четыре священных горы буддизма: Эмэйшань (Сычуань, 3099 м), Утайшань, Цзюхуашань (Аньхой, 1341 м), Путошань (Чжэцзян, 284 м).
  • Количество храмов и монастырей: 53.
  • Период строительства: от I в. до начала XX в.
  • Удаленность: около 250 км к юго-западу от Пекина.

КЛИМАТ

  • Континентально-муссонный.
  • Средняя температура января: -6,4°С.
  • Средняя температура июля: +23,5°С.
  • Среднегодовое количество осадков: 500 мм.
  • Относительная влажность воздуха: 70-80%.

ЭКОНОМИКА

  • Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.