Долина Колизея

АРХИТЕКТУРНЫЙ СРЕЗ РИМСКОГО ОБЩЕСТВА

Хотя вход на зрелище был бесплатным для всех, от бедных до богатых, за каждым зрителем было закреплено определенное место на трибунах амфитеатра в зависимости от его социального статуса.

Внутреннее пространство Колизея.

Долина Колизея расположена между холмами Палатин, Велия, Оппий и Целий, то есть она изначально входила в древнее ядро города Ромула. Эту болотистую местность осушили и начали заселять в VI в. до н. э. При Нероне (правил в 54-68 гг.) на этом месте были постройки и пруды, бывшие его частной собственностью. Когда после гражданской войны к власти пришел император Веспасиан, основавший династию Флавиев (69-96 гг. н. э., преемники сыновья Тит и Домициан), он передал землю в собственность города. Здесь было возведено несколько общественных зданий, в том числе амфитеатр Флавиев, школа гладиаторов, госпиталь, склады и новый Императорский монетный двор (переехал сюда с Капитолия после пожара 80 г. н. э.). Вокруг амфитеатра Флавиев находилось широкое, замощенное туфом и огражденное двухъярусной галереей пространство. Рядом возвышался 37-метровый Колосс — гигантская статуя Нерона в вестибюле его Золотого дома на Палатине (Веспасиан испытывал к Нерону неприязнь, поэтому переименовал бронзовую статую в Колосс Гелиоса). От слова «колосс» пошло знаменитое название Колизей, закрепившееся за амфитеатром Флавиев с II в.

 

Строительство грандиозного четырехъярусного здания нового, достойного столицы огромной империи амфитеатра из известкового туфа началось в 75 г. н. э., поскольку прежний амфитеатр Статилия Тавра в долине между холмами Эсквилин и Велия погиб в огне. Торжественное открытие амфитеатра Флавиев произошло через пять лет при императоре Тите. Из латинских источников известно, что празднования по поводу окончания строительства продолжались сто дней подряд, и в жертву богам за это время было принесено более 5000 животных.

 

Амфитеатр Флавиев, или Колизей, имеет форму эллипса с длинной осью в 188 м и короткой в 156 м, высота — 52 м. В полную высоту внешняя кольцевая стена сохранилась только с северной стороны, но и этого хватает, чтобы представить грандиозность проекта. Первые три яруса окружали аркады по 80 арок в каждой: с дорическими колоннами в арках первого яруса, ионическими — во втором и коринфскими в третьем ярусе. Четвертый ярус образовывали 80 панелей с коринфскими пилястрами, между панелями — окна и круглые бронзовые щиты. От солнца зрителей укрывал полотняный тент, державшийся на трех кронштейнах, укрепленных в верхнем карнизе. За натягивание тента отвечала специальная команда моряков из Мизена.

 

В амфитеатр можно было войти в одни из четырех главных ворот, из которых главным был северный — для императора и его слуг. Он сохранился до наших дней. Отворот зрители расходились по местам через 80 арок наружной стены,- от которых вели лестницы. Трибуны Колизея, вмещавшие до 73 тысяч зрителей, делились на четыре сектора. Ближайшие к арене трибуны были зарезервированы для сенаторов. Мраморные скамьи были именными — с врезанными именами. По мере смены сенаторов вырезались новые имена. На второй ярус трибун из восьми рядов имели право солдаты конницы. Их мраморные скамьи были уже, чем у сенаторов. Третий сектор состоял из нижней и верхней разделенных частей, для богатых и небогатых граждан, и еще выше при Домициане была пристроена деревянная трибуна «галерки» для неграждан, рабов и женщин (за исключением весталок, занимавших почетные места рядом с сенаторами).

 

КУЛЬТ СИЛЫ И ОТВАГИ

Огромный интерес общества к кровавым зрелищам привел к возникновению школы гладиаторов большой организации со своими законами и жесточайшей дисциплиной в казармах.

 

Из популярных в Риме игр первыми возникли скачки в честь богов, последними — театральные представления и где-то между ними — бои гладиаторов, появившиеся в IV в. до н. э. как заимствованный у этрусков ритуал, представлявший собой кровавую жертву богам в результате единоборства при погребении выдающихся людей. Во времена республики игры устраивали на Римском форуме или Бычьем рынке, позже — на Марсовом поле. Со временем они окончательно утратили ритуальный смысл и стали просто любимым развлечением римской публики. Гладиаторские бои стали частью публичных зрелищ в 105 г. до н. э. В этих боях, как ни в чем другом, проявился римский культ силы и отваги. Битва гладиаторов считалась чем-то наподобие коллективного ритуала, косвенно служившего выражением могущества правящих слоев населения. То есть, утратив религиозно-жертвенный характер, эти бои стали служить целям пропаганды. Отвечали за шоу сначала эдилы и преторы, потом кураторы игр, которых назначал лично император.

 

В Колизее устраивали два типа зрелищ: бои гладиаторов между собой или их травля дикими зверями или стравливание диких животных между собой. Звериные сражения стали особенно популярны после завоевания Средиземноморья: экзотических зверей привозили из дальних походов
как часть военной добычи. Они демонстрировали народу, как далеко простер свое могущество Великий Рим. Зверей и людей на арену доставляли под землей, для этого там были устроены два подвальных коридора. Центральный коридор проходил по центральной оси и уводил под трибунами дальше на восток, до Главной школы гладиаторов.

 

Гладиаторы (от лат. «гладиус» — меч) — по определению смертники. Их набирали среди приговоренных к смертной казни, пленных или рабов. Стимулом драться, даже если противником оказывался близкий друг по гладиаторской школе, служила надежда на получение свободы в случае победы. В случае поражения — смерть (хотя проигравший имел право обратиться к публике за помилованием). Рядом с Колизеем было несколько школ гладиаторов: помимо Главной, или Большой, школы гладиаторов («Лудус Магнус») за Колизеем (между современными виа Лабикана и виа Сан-Джованни) были также гладиаторские Утренняя школа, Дакская школа и Галльская школа. Тут же, вокруг Большой школы, находились обслуживающие Колизей учреждения: госпиталь для раненых гладиаторов, морг, арсенал и склады для оборудования.

 

В римской истории есть несколько громких эпизодов, косвенно или напрямую связанных с Колизеем. В самом начале было подавление Веспасианом иудейского восстания и разрушение Второго Иерусалимского храма: само возникновение амфитеатра стало возможным после этой победы, позволившей ему использовать богатую военную добычу и рабский труд ста тысяч иудеев на тяжелых работах. В дальнейшем, ближе к закату Западной Римской империи, арена Колизея печально прославилась в христианском мире как место травли дикими зверями первых христианских мучеников. Папа Бенедикт XIV официально посвятил здание Колизея страстям Христовым, превратив его в общественную церковь, и тем самым спас от разрушения. Он обозначил здесь 14 остановок Крестного пути, эта традиция живет и в наши дни.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

Сохранившиеся в виде руин:

■ Колизей (Амфитеатр Флавиев)

■ Школа гладиаторов

■ Арка Константина

■ Колосс Нерона (сохранилось основание)

■ Сады Мецената

■ Рынок Ливии

■ Портик Ливии

■ Золотой дом

■ Термы Тита

■ Термы Траяна

■ Базилика Юния Басса

■ Храм Минервы Целительницы

■ Порта-Маджоре

■ Сады Саллюстия

■ Преторианский лагерь

■ Термы Диоклетиана

 

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Строительству амфитеатра Марциал в «Книге зрелищ» посвятил следующие строки: «Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра / Сооружение идет, были Нерона труды... Рим возродился опять; под твоим покровительством, Цезарь, / То, чем владел господин, тешит отныне народ».
 
■ Во II в. до н. э. Сципий Младший ввел новый вид зрелищ, во время которых хищникам скармливали дезертиров с поля боя.
 
■ Считают, что амфитеатр строился за счет средств, вырученных от реализации военной добычи. По оценкам историков, около 100 тысяч заключенных были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Их использовали для тяжелых работ: в карьерах в Тиволи, для подъема и транспортировки тяжелых глыб травертина до Рима на расстояние 20 миль.
 
■ Источники утверждают, что в Колизее сразу же после торжественного открытия амфитеатра ставили навмахию (имитацию одного из известных морских сражений). Во времена правления императора Домициана (81-96 гг.) построили систему туннелей под ареной и навмахии упразднили.
 
■ На бесплатные и чрезвычайно популярные представления в Колизей приходили практически все группы граждан и неграждан, кроме рабов, могильщиков, актеров и бывших гладиаторов, которым вход был запрещен. Испортившие свою репутацию граждане (банкроты, развратники, пьяницы) должны были отправляться на верхний ярус, к плебсу.
 
■ Зрелище игр в Колизее считалось привилегией только свободных граждан (рабы не допускались). Билеты на игры не продавались, а резервировались различными общинами, братствами, товариществами, лигами, союзами, объединениями и т. п. в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не был членом «социальной ячейки», искал покровителя и просил сделать приглашение.
 
■ После подавления восстания Спартака в 73 г. до н. э., когда около 70 гладиаторов под его предводительством бежали из школы Капуа, создали армию из 90 000 человек, и в течение трех лет на территории Римской империи пылало крупнейшее восстание рабов, римский сенат принял меры. Во времена Колизея при каждой школе гладиаторов стоял гарнизон солдат, каждое утро доставлявший туда оружие и уносивший его вечером обратно. Солдаты вмешивались при малейших намеках на беспорядки. Гладиаторы находились на положении очень хорошо охраняемых узников. Поэтому школы считались вполне безопасными и находились внутри города.
 
■ Хотя Колизей потерял свое былое величие, его по-прежнему используют для разных событий. Время от времени Папа Римский проводит здесь богослужение. Под сенью античного памятника провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джон, Рэй Чарльз, Билли Джоэл.
 
■ 7 июля 2007 года Колизей включили в новый список Семи чудес света, и это единственный европейский номинант в этом списке.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Колизей — хорошо сохранившийся грандиозный древнеримский амфитеатр в форме эллипса, в котором проводились бои гладиаторов.
Местонахождение: долина Колизея лежит между римскими холмами Палатин, Целий и Эксвилин.
Строительство: 72-80 гг. н. э.
Последние гладиаторские бои: при императоре Теодорихе в 523 г. н. э.

 

ЦИФРЫ

Внешние стены: длина 188 м, ширина 156 м, высота 52 м.
Арена: 83x48 м.
Количество ярусов: 4.
Количество арок: по 80 арок с колоннами в 1, 2 и 3-м ярусах.

 



671
  • Нравится
  • 10

Интересно почитать


Река Ея
Река Ея -  одна из самых крупных и самых богатых рыбой рек Краснодарского края. Благодаря системе прудов, разделенных многочисленными плотинами,...
Гора Вильгельм
Гору Вильгельм можно считать высочайшей вершиной не только Папуа — Новой Гвинеи, но и всей Австралии и Океании, если считать всю территорию...
Остров Ицукусима
Остров Ицукусима известен во всем мире синтоистским святилищем Ицукусима — национальным сокровищем Японии, включенным в список Всемирного...
Авентин и Тиберина
Авентин, наиболее близкий к излучине Тибра холм Рима, набережные реки, жилые кварталы, примыкающие к ним на обоих берегах, остров Тиберина —...
Хейчжу — Лощина черного бамбука
Хейчжу или Лощина черного бамбука распологается в одной китайской провинции Сычуань. Второе название Хейчжу — Долина смерти — было дано...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

«Сутки» на земной орбите составляют приблизительно 90 минут: 45 минут — «дня» — и 45 минут «ночи». Таким образом, астронавты наблюдают 16 рассветов и 16 закатов в течение 24 часов.


Самые популярные статьи
Что больше читают