Гарем

Восточные гаремы сравнивают то с публичными домами, то, наоборот, с монастырями. Им приписывают то, чего в них никогда не было, поскольку информации о том, что там происходило на самом деле, немного.

Танец в гареме
Танец в гареме

История многоженства

История мировой цивилизации полна примеров многоженства, причем совершенно очевидно, что это явление интернациональное, и возникло оно гораздо раньше, чем гаремы. Например, царь Соломон за свое сорокалетнее царствование прославился не только уникальной мудростью и процветанием страны, но также роскошным гаремом из «700 жен и 300 наложниц». Из трудов римских авторов можно узнать о полигамных нравах при дворах цезарей Тиберия и Калигулы. Король франков Карл Великий, создавший огромную империю, окружил себя множеством любовниц, причем некоторые происходили из лучших родов Европы. Не слишком отличались от остального мира и правители Древнерусского государства. Князь Владимир, по описанию историка Татищева, кроме четырех жен (одну из которых он добыл, умертвив собственного брата), содержал еще «300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белогородке и 200 в селе Берестове». Нешуточный размах, странным образом сочетавшийся у любвеобильного князя с набожностью и православным просвещением Руси.

Турецкие же гаремы, которые принято рассматривать как «классику», появились к X веку, но традиционный вид приняли к концу XV столетия, после завоевания турками Константинополя. Опыт Византии, кстати, тоже оказался полезен в деле становления гаремных правил: именно оттуда турки позаимствовали институт евнухов.

Гаремы, как любая социальная структура, постепенно вырабатывали свой этикет, укрепляли традиции, совершенствовали тонкости иерархии и формировали уникальный опыт по части любовных наук, способов борьбы с соперницами, секретов обольщения и красоты.

Гаремы были распространены во многих странах Востока, но наиболее гармонично и интересно для европейца развивались «дома счастья» султанов Оттоманской империи. В том виде, в каком они изображены в дамских романах и популярных сериалах, эти уголки наслаждения просуществовали более 500 лет. И все эти пять столетий в их стенах муштровали лучших красавиц для услаждения османских владык.

Услада для султанов

Девушки попадали в «дома счастья» по-разному. Зная, что на красавиц всегда есть спрос, за ними охотились работорговцы. Особенным шиком считалось подарить султану красивую рабыню, способную его порадовать. Случалось, и не так уж редко, что девушек продавали в гаремы их родители. На Кавказе даже пели девочкам колыбельную, где говорилось, что красавица «может стать женой султана и купаться в золоте и серебре». Иначе говоря, пребывание в гареме виделось родителям не позорным пленом, а разновидностью удачного замужества.

После того как лучшие из лучших девиц собирались в стенах гарема, их обращали в мусульманство, правда, по упрощенной схеме: достаточно было поднять руку и произнести: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его», - и красавица становилась правоверной. Затем мать султана, валиде-ханум, и кальфы, старшие «рабыни-воспитательницы», приступали к обучению новообращенных гаремным премудростям.

Девушки читали Коран, учились танцевать, играть на музыкальных инструментах, осваивали искусство беседы и рукоделие. Особое внимание уделялось этикету: каждая рабыня должна была знать, как подать господину трубку и халат, как налить ему кофе, когда развлечь его беседой, а когда лучше помолчать.

После обучения каждую девушку ожидал экзамен, который принимала лично валиде-ханум. Те, кто не справлялся с испытанием, становились служанками, а сдавшие экзамен успешно получали шанс привлечь внимание султана.

Все устройство гаремной жизни в конечном счете было нацелено на создание комфорта для хозяина гарема. К этому же стремились все обитательницы «домов счастья», от самой незначительной рабыни до управлявшей «женским гарнизоном» матери султана.

Табель о рангах

Сравнение с гарнизоном не случайно: гарем работал как один слаженный механизм, где каждая женщина имела четко прописанный статус с традиционно обозначенными правами и обязанностями. Не будь этой «табели о рангах» - и никакая сила не смогла бы сохранить порядок в дамском обществе, наполненном страстями и интригами. По «служебной лестнице» гарема можно было степенно шагать со ступеньки на ступеньку, приобретая все больше власти. Но некоторым удавалось перепрыгнуть одну, две или больше ступеней гаремной иерархии и стать «из пешки королевой». Но, возвысившись, нельзя было терять бдительность, и гаремная история говорит, что на вершине власти удерживались только женщины с сильным характером, изворотливым умом и отсутствием «завышенных» моральных качеств, поскольку в бесконечной войне за внимание господина все средства считались подходящими.

В самом низу иерархии находились одалик - необученные девушки. Первые полгода их держали взаперти, обучая их всему необходимому. Лишь после сдачи строгого экзамена девушки могли быть явлены пред очи господина.

Если девице удавалось привлечь внимание хозяина любым способом - танцем, хитростью или просто красивой наружностью, она переходила в разряд гёзде - «отмеченных». Сразу после знака господина (взгляд, слово или брошенный к ногам избранницы платок) счастливицу тут же переводили в отдельное помещение, где наряжали и давали наставления в ожидании, когда хозяин захочет познакомиться с «отмеченной» поближе.

Если девушка проводила с господином ночь и он оставался ею доволен, она шагала на следующую ступень - становилась икбал, что значит «счастливая». К этому рангу прилагались, кроме внимания господина, еще денежное содержание и штат личной прислуги. Однако положение икбал все еще оставалось не очень надежным - ведь внимание господина в любой момент могло переключиться на другую девушку.

Но если внимание хозяина удавалось удержать достаточно долго, икбал беременела, а затем производила на свет ребенка (особенно ценились, разумеется, мальчики) - она становилась кадиной, то есть приобретала статус уважаемой дамы. Кадины, даже если хозяин не женился на них официально, все равно в иерархии соответствовали его женам.

До верха гаремной лестницы кадине оставался всего один шаг. Если ее сын благополучно достигал совершеннолетия и воцарялся на османском престоле, она превращалась в валиде-ханум - мать государя, «венец укрытых паранджой». «Королева-мать» получала безграничные полномочия по управлению гаремом и обширные - по участию в делах государства. Надо отметить, что некоторые валиде пользовались своими правами весьма активно: не напрасно более 100 лет турецкой истории красноречиво именуются «женским султанатом».

Кроме красоты и ума, которые естественным образом могли привлечь внимание султана, обитательницы гарема пользовались многими специальными ухищрениями, чтобы добиться любви повелителя или удержать ее.

Академия гаремной любви

В первую очередь, кандидатки на внимание султана старались поразить его красотой. А красота, как известно, требует жертв. Признанным «косметическим кабинетом» любого гарема считалась турецкая баня - хаммам. Обычно помещение хаммама включало большой бассейн, окруженный бассейнами поменьше, в которые наливалась минеральная вода с различными свойствами и разной температуры. Для обслуживания изысканной гаремной клиентуры в банях трудились в поте лица десятки массажисток, париль-щиц и других мастериц по усовершенствованию женских тел. Кроме того, во время банных процедур каждая наложница имела шанс привлечь внимание господина, поскольку многие владельцы гаремов имели привычку тайно наблюдать за тем, как их женщины холят свои тела.

С размахом использовались в гаремах благовония. Каждая из женщин искала свой неповторимый аромат, который вместе с остальным «арсеналом» обольщения мог сделать ее неотразимой. Ценным считалось умение составлять букеты, где каждый цветок имел свое значение и которые можно было читать, как поэмы. Аромат же каждого из цветков или их комбинации могли настроить на определенный лад, добавить чувственного притяжения между мужчиной и женщиной или, наоборот, сыграть отвращающую роль, чем соперницы пользовались весьма активно.

Не меньшее значение, чем уход за телом и подбор ароматов, имела одежда. Костюмы наложниц были призваны подчеркнуть достоинства их фигуры, продемонстрировать лучшее в их внешности и настроить господина на любовный лад. Представая перед господином, его жены и фаворитки каждый раз должны были менять наряд. Поэтому на одежду и украшения в гаремах тратились поистине баснословные суммы.

Еще одним способом привлечь внимание господина было умение грациозно двигаться. Этой науке в гаремах уделяли большое внимание - учили девушек совершать любое действие со сложной смесью изящества, кокетства, священного трепета перед султаном и скрытой страстности. Тонкости поведения зависели также от настроения господина, места действия и даже времени суток.

Все эти ухищрения и делали обитательниц гаремов настоящими сокровищами, которые тщательно скрывали от мира и которыми мог наслаждаться лишь их повелитель.