Стили мебели и их история

Когда говорят о стилях мебели, чаще всего подразумевают их неразрывную связь со стилями в архитектуре (не хотелось бы вспоминать набившую оскомину поговорку о мебели как «малой архитектуре». Но за всю историю человечества архитектурных и мебельных стилей едва ли наберется чуть более десятка.

Полушкаф работы Андре Шарль Буля (Черепаховый панцирь. Бронза золоченая. Черное дерево. Цветной мрамор. Франция, Париж. Около 1875 года.)
Полушкаф работы Андре Шарль Буля (Черепаховый панцирь. Бронза золоченая. Черное дерево. Цветной мрамор. Франция, Париж. Около 1875 года.)

Ограничимся только теми из них, которые могут быть сочтены мировыми, то есть имеющими черты, особенности и тенденции в конструкции, материалах, принципах изготовления и декоративного убранства, которые четко прослеживаются на значительной массе мебельных изделий, а главное - поддаются воспроизведению и многократному тиражированию. Тот или иной стиль может быть отнесен к интернациональному, когда он распространен не в одной стране, а хотя бы в небольшой группе стран. В противном случае он представляет собой всего лишь национальную разновидность. А еще поговорим о тех изделиях, которые сами или их элементы в той или иной форме могут встретиться не только в музеях, но и в жизни, пусть даже не повседневной. Исключим из обзора допетровское национальное мебельное искусство, о котором поговорим в дальнейшем.

Термин «мебель» (от латинского «mobilis») означает «подвижный» и лучше всего ложится на понятие «движимое имущество». Мебель присутствовала в человеческом жилище с самых ранних времен. Она позволяла ему сидеть, лежать, хранить продовольствие и предметы обихода, работать не на сырой земле или голых камнях, а на некотором удобном удалении от них. Развитие мебели шло вместе с развитием человеческого общества, оно отражало интересы и вкусы определенных классов, процессы исторических и географических открытий, взаимного обмена, технический и научный прогресс, совершенствование потребностей человека и многое другое. Итак, перешагнув через целый ряд столетий, перейдем к первому поистине мировому стилю - романскому.

Романский стиль

Романский стиль для европейской мебели является примерно тем же, что латынь для всех европейских языков. Этот стиль стал тем праязыком, на котором впоследствии заговорили мебельщики практически всей Европы и всего мира. Зародился он в период между 800 годами н.э. и началом второго тысячелетия, после заката Римской империи, в церковной архитектуре южной Франции, став результатом развития и творческой переработки римских памятников, наследия византийской культуры, а также культуры франков, норманнов, скандинавов и англосаксов. Это было время торжества и распространения христианского вероучения, за которым следовало и христианское искусство, направленное на прославление культа этой религии.

Для этого времени характерны мощные храмы-крепости, позволяющие вести длительную оборону, с небольшими окошками-бойницами, крепкими сводами, при отсутствии какого бы то ни было особого внутреннего убранства. Мебель и в храмах, и в бытовых зданиях и помещениях (вся собственного изготовления, только самая утилитарная) - это столы, лавки, сундуки. Но вскоре в ремесленной среде выделяются наиболее одаренные столяры и плотники, ставшие профессионалами, которых привлекают к работе самые богатые монастыри, хотя их имена так и остались безвестными для истории.

Типичное жилище феодала тех времен - высокая каменная башня, которая при случае вполне могла служить и оборонительным целям («донжон»), обогреваемая каминами с открытым пламенем, тепло от которых неизбежно уходило вверх. Пол в ней выложенный каменной плиткой. Иногда стены были обшиты деревом.

Дома городских жителей - еще более скромные, практически без мебели. Шкафы и сундуки, ранее предназначавшиеся только для хранения церковной утвари и богослужебных книг, впервые появляются в домах состоятельных горожан, причем сундуки сразу же становятся мебелью для сидения и лежания, а также емкостью для дорожной клади, в таком случае они непременно снабжались крепкими ручками для переноски. Для защиты от грызунов все сундуки обязательно устанавливаются на более или менее высокие ножки. Первые сундуки напоминают некоторые русские житницы - лари для хранения зерна. Шкафы того времени - это те же сундуки, только установленные на боковую сторону, окованные для прочности полосами железа, которыми скреплялись как отдельные доски, сбитые в щит, так и передние и боковые их стороны. Поскольку пилить толстые стволы дерева еще не научились, их раскалывали на крупные плахи, которые начерно обрабатывали топором или теслом. Для скрепления их встык при изготовлении сундуков или шкафов использовали множественные металлические скрепы и накладки, а также кованые петли, ручки и замки. Эти металлические накладные элементы иногда весьма сложны и изобретательны, и представляют собой истинные кованые или чеканные шедевры, служащие целям не только целесообразности, но и красоты. Зачастую, чтобы замаскировать места не слишком удачных соединений, применяли меловую шпаклевку, оклеивание слоем ткани и последующую окраску, а иногда даже и тематическую роспись. Столы этой эпохи тоже изготавливали из колотых плах. Поначалу они представляли собой широкую доску на двух козлах, причем конструкция собиралась только по мере необходимости - обед, работа. Церковные (алтарные) столы часто бывали вытесаны из камня.

Кровати для сна в холодных помещениях - простейшие, типа топчана, снабжены пологами-балдахинами, представляющими собой конструкцию в виде высоких точеных колонок, соединенных между собой подобием рамы с ограждением собственно постели невысокой решеткой.

Для сидения чаще всего использовали скамьи. Отдельные кресла предназначались только главе семьи или наиболее знатному гостю дома, причем чем выше стул или кресло, тем выше статус сидящего в нем. К стулу или креслу полагалась столь же высокая подставка для ног, отделяющая их от холодного каменного пола.

Для украшения мебели использовалась токарная работа. Мощное маховое колесо, вращаемое подмастерьем, приводило в ход болванку, закрепленную в центрах, а мастер, опираясь о подручник, резцом снимал лишний материал. Таким способом из точеных на станке элементов стали изготавливать кровати со столбиками, кресла, декоративные детали сундуков. На некоторых сундуках стал появляться неглубокий резной орнамент в виде чередующихся арок, растений, человеческих и звериных фигур или мифических существ. Часто мебель украшали ровными рядами чередующихся гвоздей, геометрическими узорами, простой росписью красками.

Готика

Этот стиль по времени возникновения совпал с периодом расслоения городского населения в эпоху феодализма. На исторической арене, кроме классов аристократии и церковников, появились свободные и самостоятельные люди, которых в последующие эпохи станут называть третьим сословием. Это обширные классы ремесленников и торговцев, объединенных в союзы или цеха в рамках одной профессии. Промышленникам и купцам нужно было самоутверждаться в своем окружении, в городской среде, и лучшего средства для такого заявления о себе, чем следование за аристократией или церковниками в стремлении иметь красивые дома, наполненные богатой мебелью, не нашлось. Эти два класса в дополнение к первым двум расширили круг главных заказчиков и потребителей мебели нового стиля. Зародился этот стиль первоначально в церковной архитектуре на грани XII и XIII вв. в северо-западной Франции, где в городах Шартре и Бурже были построены первые соборы нового стиля. Их особенностью стали новые конструктивные формы с высокими несущими башнями, арками, относительно тонкими колоннами, разгрузившими стены, передающие нагрузку кровли на внешние, наружные контрфорсы и аркбутаны и позволившие создавать громадные свободные пространства межарочных промежутков и окон со стрельчатыми сводами. Наименование этого стиля родилось много позже, в эпоху Ренессанса, как обозначение псевдодикости, в отличие от высокой культуры греческого и романского наследия. Название «готический» произошло от готов - племен германцев, пришедших во II в. из Скандинавии через Польшу, вторгшихся в Европу, опустошивших Испанию, Южную Францию, Италию и осевших затем в центральной Европе. Интересно, что сами готы к созданию этого стиля оказались непричастны. В Германию этот стиль пришел спустя век, а полного расцвета достиг здесь еще через два столетия, в XIV и XV вв.

Церковная архитектура начинает диктовать конструктивные формы и жилым домам, а затем и мебели в них. Наиболее характерными стилеобразующими элементами готики становятся предметы церковной мебели, алтарные преграды, кафедры и самые популярные -церковные скамьи и кресла. Они доживут и станут широко использоваться вплоть до эпохи модерна (к примеру, вестибюль и холл особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке по проекту Ф.И. Шехтеля, ныне Дома приемов МИД РФ). Таковы церковные скамьи или кресла, как правило, с сиденьем для одного человека, с высокой прямой спинкой и высокими подлокотниками. Изобретение в первой трети XIV в. лесопильного станка позволило распускать бревна на относительно тонкие доски. При этом отпала необходимость вырубать мебель из массива дерева, например такую, как долбленые кресла и сундуки для хранения церковной и богослужебной утвари, основным достоинством которых была их неподъемность и потому -невозможность их не только украсть, но и сдвинуть. Доски позволили делать мебель рамно-филенчатой конструкции, а на филенках создавать разнообразный резной орнамент. Именно на церковном кресле или скамье опробовали все основные орнаментальные находки нового стиля, в том числе «масверк» - прорезной (ажурный) рисунок, переплетенные ленты, «льняные складки», они же картуши, имитация куска кожи со скрученными краями, а позднее - сложная резьба низкого рельефа в виде виноградной ветви или медальонов с мужскими головами в рыцарских доспехах.

Мягкие набивные сиденья еще не были изобретены, однако на сиденьях можно встретить отдельные подушки - как наследие ранее бывших в употреблении для тех же целей звериных шкур. Спинка и боковины такого кресла обильно украшали неглубокой рельефной резьбой «масверк». Это был сложный рисунок, построенный при помощи циркуля и линейки, часто в форме чередующихся розеток, остроконечных арок и звезд. Рисунок орнаментальной резьбы на отдельных предметах мебели зачастую делали намеренно асимметричным, и даже передние столбики-опоры кресел иногда имели непарный различающийся резной рисунок. Как наследие церковной мебели такие кресла оставались неудобными, поскольку не имели наклона ни задних ножек, ни спинки. Сиденье такого кресла, если оно использовалось дома, откидное, под ним - пространство для хранения одежды и белья, а кресло, предназначенное для спальни, имело и второе сиденье с отверстием, служащее для гигиенических целей.

Поскольку среди новых классов было велико стремление показать свое обретенное благосостояние, в этой среде массовыми предметами мебели становятся закрытые и невысокие, до пояса, шкафы-креденцы для посуды с красивыми распашными передними дверцами, но еще чаще - открытые шкафы-поставцы (дрессуары) с несколькими полками-этажами для демонстрации дорогой серебряной, реже золотой, а чаще всего оловянной и фаянсовой посуды. В ходу были большие обеденные столы, как правило, с двумя отдельными дощатыми боковинами, обильно украшенными резьбой и деталями токарной работы и соединенными между собой царгами-подстольями, на которых изображен тот же прорезной или рельефный орнамент в виде розеток сложной формы или виноградных гроздьев и листьев. Впервые появляются отдельные письменные столы с поднимающейся крышкой и множеством ящичков для письменных принадлежностей под ней.

В домах «новобогатеев» становятся необходимыми тяжелые и просторные сундуки для хранения ценностей, домашней утвари и одежды, которые обычно сопровождают невесту при переезде в дом жениха и которые используются также для сидения и лежания. Из-за сырости и крыс в домах сундуки приходилось делать на невысоких ножках, а сами они получают массивные железные рельефно прокованные петли, ключевины и замки, составляющие часть их декоративного убранства.

В качестве декоративного украшения всех этих предметов мебели широко используется рисунок так называемых «льняных складок» - полос ткани, сложенных по вертикали, с частичным наложением одного слоя на другие, а на спинках стульев и кресел появляется прорезной орнамент - солярный круг, позаимствованный из древних языческих верований и напоминающий ряд идущих по окружности и направленных в одну сторону комет с хвостами или запятых.

Поскольку в готических домах поначалу потолки были высокими (лишь позднее высокое помещение стали членить на несколько этажей меньшей высоты), обогревать их очагами с открытым огнем (других просто не было) затруднительно, а спальни, за исключением разве что королевских покоев, не отапливались, спать приходилось в кроватях с непременным пологом - балдахином, создающим опущенными полотнищами ткани как бы мини-комнату, закрытую от холода и сквозняков. Тогда появилось несколько моделей кроватей с балдахинами и полубалдахинами, отличающихся формой и украшениями прикроватных столбиков-опор. Отмечено несколько национальных, а следовательно, и территориальных разновидностей готической мебели. Если на севере ареала распространения этого стиля мебель изготавливали из твердых лиственных пород древесины, чаще всего дуба, то южнее (альпийские Швейцария, Австрия, южный Тироль и Бавария) широко использовалась хвойная древесина, как правило, сосна. Отметим, что для стран с сильным влиянием мавританской культуры, в частности Испании и чуть менее Италии, характерными стали обильные растительные орнаменты с цветными деталями. Вспомнили и о сохранившейся с античных времен форме складного, так называемого курульного кресла, но теперь она перестает быть складной и лишь по внешнему виду напоминает прототип, хотя и в более изощренном варианте. Кстати, в древнем Риме право на пользование таким креслом принадлежало высшим чиновникам и представителям судебной власти, отправлявшим свои обязанности на центральной площади города только сидя, за ними такое кресло носили особые слуги.

Если для ранней готики (с середины XIII до середины XIV в.) был характерен так называемый «лучистый» стиль, отличающийся обилием витражей в форме окна-розы с ажурными цветными декоративными лучами, то поздний период, в особенности во Франции, отличался появлением разновидности этого стиля - «пламенеющей» готики с вытянутыми по вертикали, устремленными вверх и похожими на языки пламени арками и декоративными фронтонами. Мебель того времени настолько обильно украшена прорезной резьбой (по образцу алтарных преград), что становится чрезвычайно хрупкой. Иногда на креслах, даже и не церковных, а бытовых, в особенности на нижней части спиц, напоминающих тонкие колонны и образующих рисунок спинки, встречаются изображения святых или мучеников за веру с тонкой проработкой лица и фигуры, но часто с искаженными, удлиненными пропорциями фигуры.

Ренессанс

Наступает XIV в. - эпоха великих географических открытий, связанных с освоением не только новых земель, но и новых рынков и источников сырья. Закат феодализма приводит к появлению нового класса - буржуазии, пока еще небольшие предприятия которой начинают работать не для конкретного заказчика, а на свободный рынок. Производство становится массовым, в то же время по сути оставаясь ручным (мануфактуры); однако внутри самого производства происходит разделение процесса труда на ряд отдельных операций, ведущих к более высокой производительности и удешевлению работы. Ренессанс (в переводе с франц. - «возрождение») тесно связан с возрождением интереса нового класса к искусству и художественному наследию прошлого, а именно - к творениям Древней Греции и Рима. Многие новые стили неоднократно обращались в поисках вдохновения к искусству далекого прошлого. И данный новый стиль стал строиться на плечах не непосредственных предшественников, а далеких прародителей, наотрез отказываясь от наследия мрачного и аскетичного готического искусства. Строители и архитекторы этой эпохи начинают создавать великолепные палаццо с богато украшенными покоями и парадными залами, напрямую цитируя то, что зародилось тысячелетие назад, возвращаясь мыслью к далеким истокам - загородным виллам римских цезарей и знати. Зародившись в Италии, этот стиль начинает использоваться, прежде всего, на пользу правителей городов-республик и отдельных богатых горожан. Приобретая все большие права, такие горожане начинают чувствовать потребность в органах городского управления: ратушах и магистратах, а также в том, что теперь называется социальной сферой: больницах, библиотеках, театрах, местах собраний и крупных торговых помещениях.

В архитектуре место соборов с высокими остроконечными шпилями занимают дворцы, увенчанные луковицеобразными куполами, а перекрытия и кровли строятся относительно плоскими. Внутренние пространства, повторяя античные, отличаются обилием мрамора на стенах, в обрамлении дверей и на лестницах. В конструкции потолков появляется кессонное членение с богатой, часто резной отделкой и живописными росписями.

Художественные пропорции и в архитектуре, и в мебели того времени очень сбалансированные, уравновешенные. Именно в этот период рождается правило «золотого сечения», положенное в основу построения и зданий, и мебели в них. Сама мебель отступает от стен, как это было в готике, становится более легкой и разнообразной. Однако от готики сохраняются свадебные сундуки - кассоне (приданое невесты), пригодные для сидения и лежания, но их декор становится более обильным и архитектурным. У них есть четко выраженный пьедестал, нижняя скругленная часть и верхний рабочий объем с обильной и детально проработанной орнаментальной резьбой.

От времен готики сохраняется и высокое кресло с прямой спинкой, но теперь к нему возвращается статус трона правителя. Оно украшается токарными деталями, гербовыми виньетками, резными медальонами (но уже не античных героев, а предков) в рамках геометрической формы, резьбой с растительными мотивами и венчается подобием остроконечного наличника или элемента малой кровли (тимпана). Среди мотивов резного орнамента часты цветочные натюрморты, фестоны и гирлянды, сохранившиеся от готики грифоны, плетеные ленты и фигуры кентавров или русалок, а также виды городских улиц. Совершенствование пиления бревен на доски сделало возможным появление новых разновидностей рамно-филенчатой конструкции, облегчив саму мебель и дав ей относительно тонкий каркас, свободные пространства которого стали заполняться вставными филенками, предоставившими большую свободу резному украшению. В эту пору была изобретена механическая пила с приводом от мельничного колеса, а затем и станок для резания ствола дерева вдоль волокон на тонкие листы (пока еще толщиной не менее 3-5 мм), а вместе с ним появились фанерование и интарсия (врезка кусочков дерева одного сорта в массив другого). Интарсия поначалу была двухцветной, контрастных тонов, однако вскоре, вслед за освоением новых тропических пород, она становится полихромной. Самым ярким проявлением этого художественного способа становится кабинет герцогов да Монтефельтро в Губбио, Италия, где средствами интарсии в комнате с абсолютно плоскими стенами создается полная иллюзия того, что она заполнена объемными полками и полуоткрытыми шкафами с книгами и инструментами внутри них.

Вслед за интарсией развивается и маркетри, позволяющее из одного комплекта листов разноцветного шпона создавать парные изображения - негатив и позитив, делать вставки темных частей рисунка в светлый фон, и наоборот; ими украшают симметричные части мебели.

Вместе с украшением интарсией сундуки-кассоне приобретают и небольшую спинку, превращаясь в сиденье для особо почитаемых гостей дома - «касса-панка» или подобие дивана. Постепенно спинка становится все более высокой и диван приобретает даже навес над головой сидящих, а затем и подлокотники.

Кровати со времен готики меняются мало. Они по-прежнему имеют навесные балдахины, часто в виде полога на высоких прикроватных столбиках, но парадные кровати получают еще и некий пьедестал и высокое изголовье.

Парадные столы этого времени весьма напоминают столы римской знати. Они имеют две архитектурные боковины с токарными или рельефными украшениями в виде человеческих полуфигур, атлантов или кариатид, птиц и зверей. Эти боковины соединены между собой в двух ярусах резным подстольем и платформой на уровне пола, а в пространстве между ними помещается серия арок или колонн со столь же богатой и обильной резьбой. Ближе к закату этой эпохи в употребление входят громадные обеденные раскладные столы, ножки которых могут раздвигаться, а боковые крылья - опускаться. Их несущие каркасные рамы имеют сложную инженерную конструкцию - это так называемые столы-«бабочки» с ножками в виде ворот. Английские столы этого времени отличаются особенно массивными ножками токарной работы в виде кубков с крышкой, с тщательно проработанной резьбой в виде каннелюр и растительного орнамента.

Стулья и кресла эпохи Ренессанса проще готических, но по-прежнему не имеют наклона ни задних ножек, ни спинки. Впервые на них появляется кожаная или тканевая обивка, сразу же ставшая элементом и удобства, и украшения благодаря умелому применению рядов декоративных обойных гвоздей, специальных тканей с крупным рисунком и кистей. Вниманию богатых потребителей изобретательные столяры предлагают стулья с прорезным узором - гербовыми виньетками, повторяющимися на спинке и передних проножках, а также трех но гий стул с расходящимися наклонными ножками и со спинкой из одной доски с тонко проработанным узором (стул Строцци).

Массивные посудные шкафы, имеющие прочное основание, впервые устанавливаются на ножках в виде звериных лап с когтями (наследие древнегреческой мебели с антропоморфными или зооморфными деталями - ножками сидений в виде идущих в одну сторону человеческих или собачьих ног).

Эпоха географических открытий принесла и сугубо практические результаты: привезенные из юго-восточной Азии лианы и методика работы сними позволили создавать первые плетеные сиденья и спинки кресел.

Мебель позднего Ренессанса (грань XV и XVI вв.) становится все более пышной, торжественной и изобретательной, она украшается художественной росписью, заниматься которой не пренебрегают и видные художники, а также позолотой, чуть позже - наборной каменной (флорентийской) мозаикой и стукко (гипсовой имитацией мрамора). При выполнении флорентийской многоцветной мозаики на тему корзины с фруктами отдельные составляющие ее плоды выполняются не плоскими, а выпуклыми, объемными. В ходу также и деревянная мозаика в виде, например, рисунка шахматной доски и иных геометрических узоров. Некоторой унификации мебели и распространению основных ее моделей весьма способствовало издание первых альбомов с рисунками образцов мебели в Голландии и Фландрии (территория нынешней Бельгии). Эти альбомы прокламировали относительно простую мебель и показывали распространенные детали ее убранства и отделки: арки, пилястры, медальоны, цветочные композиции и прочее.

Барокко

С начала XVI в. как естественное продолжение и развитие ренессанса возникает стиль барокко (в переводе с итал. - странный, причудливый, с излишествами), который служит возвеличению неограниченной власти монархии и окружающей ее аристократии. Здесь по-прежнему сильно влияние античных стилей, однако, в отличие от ренессанса, изобразительные формы несколько тревожные, беспокойные, гораздо менее уравновешенные. В архитектуре царит пышность, призванная подчеркнуть роскошь двора и аристократии, а вслед за нею и старающейся не отстать от них феодальной знати. В первую очередь этот стиль приходит в сферу церкви, в особенности иезуитской («Барокко - стиль иезуитов»), которая теперь отказывается от былого аскетизма и сдержанности и средствами изобразительных искусств начинает все более утверждать свое влияние. В ход идет все - музыка и ораторское красноречие, живопись и рисунок, скульптура и мебель, свет и цвет. На церковных плафонах появляется роспись в виде разверзшихся небес с лазурным сиянием и нисходящими с них богами, которая как бы лишает такие храмы ограничивающего их потолка. Затем такая роспись перешагнула из храмов и в роскошные палаццо знати, вызвав необходимость смены и всего внутреннего их убранства. Стиль этот явно и намеренно театрален, действие внутри него разворачивается как на сцене - пышные камзолы, высокие пудреные парики, мебель сложнейшей прихотливой формы, подстриженные кусты в регулярных парках, идиллические «пейзане» и специально организованный для них пейзаж с придуманными идиллическими жилищами, и все это - для прославления монархии и ее абсолютной власти.

В отделке дворцов и мебели преобладающими становятся сложнейшие криволинейные формы: овалы, нарочито усложненный рисунок объемной резьбы, а сохранившиеся от прежнего стиля шкафы и сундуки приобретают сложные конструкции. В моду входят шкафы и комоды с передними и боковыми стенками, которым придается выпукло-вогнутая форма, не свойственная прямослойной древесине - так называемые комоды - «бомбе». Для их изготовления применяется техника объемной профильной резьбы и многослойной выклейки. Инкрустация и фанеровка таких криволинейных поверхностей крайне сложна и исполняется постепенно, шаг за шагом, небольшими кусочками, с неизбежной шлифовкой мест стыков и покрытием их лаком. Шкафы, сундуки и посудные поставцы теперь настолько сложны и дороги в изготовлении, что мастера-мебельщики становятся богатейшими людьми, гонорары которых намного превышают доход самых известных художников того времени, а позволить себе приобретение их изделий становится делом престижа и показателем состоятельности знати.

В эту эпоху трудно встретить на мебели хотя бы одну прямую линию, кроме линии основания или фундамента; все их вертикали, балясины, царги и проножки представляют собой витые колонны, ножки столов иногда сохраняют форму толстых кубков с каннелюрами. В отделку шкафов и кресел вновь входят фигуры кентавров, мифических животных и человеческих фигур с крыльями (не всегда это ангелы). В ходу также изображение так называемого «зеленого человека» -мужского бородатого лица, как бы прорастающего сквозь переплетение веток и листьев и образованного ими.

На мебели возникают мотивы картуша овальной формы из переплетения лент и цветов, чаще несимметричного. Панели на мебели украшаются участками с цветочным орнаментом, выполненным методом интарсии. Часто ножки стульев и кресел имеют вид сужающихся книзу колонн, соединенных между собой диагональными, изящно изогнутыми проножками. Впервые на креслах и стульях появляются двояковыпуклые ножки-кабриоли, похожие на сильно вытянутую по вертикали латинскую букву «S», а вся мебель украшается специально по месту отлитыми бронзовыми или чеканными серебряными накладками. Кресла получают не только ножки, но и спинки, и подлокотники чрезвычайно усложненной формы, со множеством завитков и изгибов. Мебель для сидения приобретает обивку из бархата и шелка, а также из специально сотканных чрезвычайно дорогих гобеленов, станок для ручного ткачества которых был изобретен в Бельгии в эти годы. Гобелены в виде сюжетных ковров из шерсти и шелка, называемые шпалерами, украшают стены самых престижных дворцовых залов наравне с громадными, более человеческого роста и до пола зеркалами в богатых резных и позолоченных рамах. Появляется такое понятие, как «гарнитур» - комплект из нескольких схожих по дизайну и рисунку отделки, но разных по назначению предметов мебели. Самым роскошным предметом мебели барокко является кровать, а спальня служит также и залом приемов. Присутствие при процедуре утреннего одевания монарха означает знак милости и высокую привилегию, и высшая аристократия в подражание королевскому двору также начинает утро в сопровождении своих клевретов. Сама кровать теперь - это подобие восточного шатра с пышными драпировками и резными позолоченными столбиками-опорами. Россия начала свое знакомство с европейской мебельной традицией именно с барокко благодаря заморским путешествиям Ь- Петра I, который не только вывозил из своих поездок наиболее яркие образов цы мебели, но и направил в Англию и Голландию группу молодых и талантливых учеников для обучения «кабинетному делу», среди которых скоро выделился и стал известен Федор Васильев, мастер-мебельщик и маркетрист, сейчас известный, к сожалению, только узкому кругу специалистов-историков искусства. Эта эпоха во Франции приходится на годы правления Людовика XIV - «Короля-Солнце», а в Англии - на так называемый период «Уильяма и Мэри».

Рококо

На смену эпохе барокко в середине XVIII в. приходит время стиля рококо (от франц. рокайль - раковина). Это время правления Людовика XV, когда благодаря успехам в развитии страны у аристократии появляется возможность и стремление ко все более роскошной жизни. Бывшие регулярные парки и ансамбли уступают место пейзажам произвольной планировки, как бы созданным самой природой. В моду входит интимный интерьер и его непременные аксессуары - будуары, небольшие уютные комнаты для тайных свиданий с их подчеркнутой негой и изяществом, в убранстве которых царствуют изысканность и утонченность, где тон задает культ женщины-любовницы. Даже мужчины в эту эпоху носят парики, шелковые чулки и украшенные вышивкой одежды. Основной мотив декора рококо - раковина причудливой асимметричной формы, картуши и тонкие лепные украшения на ее основе. Причудливая мода в поисках вдохновения вновь обращается к китайским истокам (так называемые «шинуазри» - «китай-щина», франц.). Особенно ее распространению способствовало изобретение в начале XVIII в. европейского фарфора, а фарфоровые мануфактуры прежде всего стали воспроизводить тонкую и изящную посуду по китайским образцам. Потому-то снова в моде горки и поставцы для ее демонстрации, зачастую также изготовленные по образцу китайских.

Среди наиболее популярных предметов мебели этой эпохи появляются женские столики для письма - картоньерки, для домашних занятий - столы-«бобики» (с крышкой в форме боба), туалетные с откидным зеркалом и множеством отделений под поднимающейся крышкой. Поскольку женщины этой поры носят широкие платья с кринолинами, сидеть рядом или вблизи них становится проблематичным, и появляется широкая специальная мебель для сидения или полулежания: канапе с приподнятой с одной стороны спинкой, глубокое и широкое кресло - бержер («пастушка»), а также особый диванчик на двоих - «тет-а-тет», где двое сидят вполоборота друг к другу. В ходу также диванчик или шезлонг с мягкой обивкой, названный по имени фаворитки короля мадам Помпадур. Но все эти предметы мебели нарочито хрупкие, как бы заявляющие, что крепкому и крупному мужчине в них не место.

Для занятий, связанных с письмом, появляются столы-секретеры, представляющие собой сочетание комода, высокого книжного шкафа-кабинета и скрытого за откидной доской для письма пространства для бумаг, чернил и перьев. В этом пространстве частыми становятся так называемые «голубиные гнезда» - небольшие отделения для писем, денег и письменных принадлежностей, иногда оборудованные потайными ящичками. К концу этой эпохи было разработано бюро с цилиндрической крышкой, которая ходила по специальных полукруглым салазкам в боковых стенках.

Комоды для хранения столового и постельного белья и одежды сохраняют причудливо изогнутые формы фасадов и ножек; вся мебель обильно украшается бронзовыми литыми или чеканными накладками, прикрепленными к сложному волнистому контуру. Над такой мебелью работают целые семьи архитекторов, декораторов, резчиков, литейщиков и позолотчиков. Китайские мотивы по-прежнему в ходу, но братья Мартэн предлагают своим заказчикам кроме декорирования мебели белыми и цветными лаками новую технику черного лака (лака Мартэн).

В это время впервые формируется такое понятие, как «ансамбль мебели и жилища», означающее общее стилевое единство не только предметов мебели, но также и декоративного убранства стен и потолков соответствующего помещения, обоев и росписей плафонов и стен, тканей на обивке мебели и драпировке. По советам архитекторов и декораторов в помещении для гостей создаются несколько небольших ансамблей из предметов мебели для отдельных групп приглашенных: стол для угощения, для занятий или карточной игры; вокруг них - стулья и кресла или диванчики; все это для объединения, как сейчас говорят, групп по интересам. К эпохе рококо относится и новое явление: предметы мебели впервые стали маркироваться поначалу цеховыми клеймами, а затем и клеймами отдельных мастеров, что стало средством защиты от подделок, знаком качества и предметом гордости мастера.

Мебель для сидения в это время дополняется диванчиками в виде сдвоенных или строенных кресел, спинки которых украшаются прорезным узором сложного профиля, по нему позднее стало возможно разделять работы видных мастеров-ме-бельщиков того времени, и первого из них - Чиппендейла. В середине XVIII в. он издал свой альбом образцов мебели «Руководство для джентльменов и мебельщиков», в котором представлена в основном мебель для сидения и впервые появляется рисунок ножки-кабриоли, опирающейся на шар с когтями - резное украшение, изображающее птичью или звериную лапу, сжимающую небольшой шар.

В Англии этой эпохи в ходу высокие стоячие так называемые «вестминстерские» часы, которые позднее стали называть «дедушкиными», в отличие от «бабушкиных» - висячих настенных часов с маятником. В этой же стране благодаря заморской торговле и ввозу дорогого и модного красного дерева всю стильную мебель стали почти исключительно изготавливать именно из него, а каркасную мебель из местных пород дерева фанеровать шпоном красного дерева.

Классицизм

Принято считать, что толчок к возникновению этого стиля (от лат. - «образцовый») дали открытия при раскопках на территории Италии древнеримских городов Геркуланума и 11омпе-ев, погребенных под пеплом и лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э. Пепел послужил естественным консервантом не только жилищ и мебели в них, но и многих второстепенных деталей быта того времени, в числе которых были украшения, лодочный ангар и целая библиотека папирусов. На волне вполне закономерного, хотя и несколько запоздавшего, интереса к этим открытиям и античному искусству возникает новая мода на архитектуру и мебель той далекой и забытой эпохи при ориентации в основном на греческие образцы, с идеализацией их и отказом от якобы грубой и современной реальности. Искусствоведы полагают, что этот стиль впервые в истории явился не плодом развития предыдущих тенденций, но был полностью введен сверху, по желанию. Во Франции -это эпоха Людовика XVI (правление 1774-1789 гг.) Разумеется, смена моды происходит не одномоментно, а занимает определенный период, и переход от рококо к классицизму также занял десятилетия. Образцом государственного устройства, а вслед за нею и стиля, становится республика, в которой все большую роль начинает играть стремительно богатеющая буржуазия.

Основными особенностями нового стиля становятся замена королевской пышности сдержанными античными формами, подчеркивание открытой конструкции каждого предмета мебели. Это и отказ от ножек-кабриолей, которые у столов и стульев становятся прямыми и начинают напоминать миниатюрные колонны с навершиями-капителями, и, в отличие от барокко и рококо, членение вновь ставшей плоской лицевой поверхности шкафов и комодов на самостоятельные части с их орнаментальной проработкой в виде резных и накладных медальонов и виньеток, и обильные чеканные бронзовые украшения в виде бантов, лент, гирлянд, фестонов, розеток. Кресла приобретают спинку в форме щита с прорезным сплэтом (рисунком в центральной его части). Данный стиль назван по имени мастера-мебельщика Хепплуайта.

Теперь бронзовые накладки перемещаются в основном на опорные элементы конструкции: ножки, царги, столбики. Маркетри получает дальнейшее развитие на декоративных фризах; карнизы приобретают все более сложные профили.

Основным мебельным материалом становится красное дерево тропических пород, в том числе кубинское махагони, которое по мере освоения рынка Индии заменяется более дешевым и менее качественным культивированным махагони из этой страны. Для украшения или создания декоративного эффекта используются также розовое, атласное и черное дерево. В моду входит позолота мебельных изделий, зачастую сплошная, а также отделка белым с частичной позолотой и цветными лаками.

Среди предпочитаемых предметов мебели - комод на высоких ножках с богатой орнаментикой, бюро с убирающейся цилиндрической крышкой, украшенной тонким тематическим набором из маркетри (работы Ризенера). На мебели впервые начинают применять рельефные вставки из двухцветного фарфора (белым по голубому фону), изготовленные на мануфактуре в английском Веджвуде, хотя также широко используются и бронзовые накладки, и многоцветные наборные маркетри.

Среди небольших столиков наряду с круглыми трехногими с небольшими проножками широко распространены такие, у которых имеются одна центральная опора и отходящие от нее три ножки с подушечками или звериными лапами на стопе, как правило, с откидной крышкой для удобства их хранения и сложным запорным устройством. Их верхняя платформа украшается резным бортиком с возвышающимися краями. Также широко распространены и консоли - специальные столики, которые можно поставить только у стены, так как у них отсутствует задняя часть, а часто даже и задние ножки, и которые по этой причине должны опираться о стену.

Кресла и диванчики получают мягкую пружинную основу с последующей набивкой конским волосом или морской травой, которые практически не сминаются и долго хранят приданную им форму сиденья. Зачастую форма диванов представляет собой ряд объединенных однотипных кресел, а кресла для защиты от сквозняков приобретают так называемые «уши» - боковые экраны на уровне головы сидящего («вольтеровские» кресла). На спинках стульев и кресел популярен мотив лиры. Все чаще можно встретить также кресла с сиденьем и спинкой с плетенными из ротанга (род тропической лианы). Дамские туалетные столики становятся весьма сложными архитектурными сооружениями со множеством откидных дверец, полочек, выдвижных ящичков, поворотных зеркал. Они обильно украшаются ткаными и резными фестонами, головками купидонов и сюжетами из мифов. Кровати со времен барокко сохраняют торжественную пышность, сложные резные навер-шия, большие балдахины и драпировки, хотя обычай утреннего одевания в присутствии свиты ушел в прошлое. В моде, однако, кушетки с приподнятым изголовьем для легкой и непринужденной беседы хозяйки дома с гостями. Тем не менее в быту буржуазии появляются и кровати, все более похожие на современные, с высоким изголовьем, украшенным резьбой и молдингами, и низким изножьем с накладным орнаментом.

Для хранения белья используются многоярусные шкафы и комоды, стоящие на невысоких ножках, с выдвижными ящиками, отделанными тонко профилированными молдингами и резьбой.

Развитию и распространению этого стиля немало способствовал выход в свет в 1791 г. «Альбома рисунков для мебельщиков и обойщиков» Томаса Шератона. Приведенные в нем образцы были максимально утилитарны и вполне применимы, в отличие от ранее издававшихся альбомов вычурной и труднореализуемой мебели.

Ампир

Этот стиль (от франц. - «империя») связывают с годами правления Наполеона Бонапарта. Если поначалу он был ярым республиканцем, довольствующимся скромной военной палаткой и непритязательной одеждой, то с течением времени и по мере завоевания все большего влияния и обретения власти он меняет вкусы в пользу подчеркивания ее абсолютизма, а может быть, даже и тирании. Этим целям могли служить такие признаки насаждаемого им и его окружением стиля, как пышность, великолепие, даже театральность, истоки которых отыскиваются в наследии римских императоров, однако в переложении на язык парижского нувориша. Именно по римскому прототипу он присваивает себе сначала титул Первого Консула, а затем и императора. Вовсе не случайно в декор мебели возвращаются такие лик-то рские (ликторы - охрана римских консулов и императоров) атрибуты, как «фасции» - связки розог с топориками внутри, перевитые лентами, как знак власти над толпой.

Этот стиль весь направлен вовне, как бы напоказ, и особенно ярко проявился в украшении загородных вилл и дворцов как самого Наполеона, так и его ближайшего окружения. Основой его все-таки был классицизм, но еще более обращенный в седую древность. Театральность этого стиля подчеркивается такими элементами, как драпировки и балдахины в спальнях, кровати как высокие и монументальные ложа, тканая золотом обивка мебели и золоченая же белая мебель, треножники, служащие опорами для умывальных приборов, и кресла по образцу римских, с грифонами и женскими фигурами. В ходу перенесенные на мебель такие античные архитектурные формы, как пилястры, колонны, гермы (четырехгранные столбы, увенчанные головой бога Гермеса или фавна), изображения грифонов и сфинксов, прямые, а не кабриолями, ножки кресел в виде львиных лап. Как и в классицизме, господствует отказ от криволинейных передних поверхностей (комоды-«бомбе») в пользу плоских и прямоугольных, окруженных или расчлененных неглубокими профилями или молдингами. Отчетливо подчеркивается красота исходного материала, как правило, красного дерева тропических пород. Оно особенно хорошо сочетается с симметричными золочеными бронзовыми накладками, часто в виде крылатой богини победы Ники. В этот период для создания комодов с рядами выдвижных ящиков мастера стали использовать цельную широкую доску, разрезанную на отдельные части, что позволило сохранить единый рисунок текстуры, переходящий с одного ящика или части мебели на другие.

Украшение инкрустацией становится непопулярным по причине дороговизны, поскольку основной круг заказчиков мебели формируют нувориши, создавшие свои состояния либо на войне, либо на скорых спекуляциях, с нею связанных, которым требуется то, что подешевле, но больше блестит. В маркетри начинают все шире применять вставки из мрамора, золоченых керамических плакеток, севрского и веджвудского фарфора.

В круг тем для декоративной отделки вовлекаются военные трофеи, изображение победоносного оружия, а также мест военных побед Наполеона, в частности, египетских пирамид. 11овсеместно детали интерьера украшаются неизбежным вензелем Наполеона - буквой «N» в лавровом венке. Часты прямые заимствования из седой старины - к примеру, греческий стул «клисмос», столики на одной ножке (геридоны), круглые сервировочные столики, туалетные тумбочки по сторонам кровати.

Появляются и новые мебельные формы: книжные шкафы, горки, серванты и витрины для посуды, изящной формы кушетки-рекамье с приподнятым изголовьем, несколько вариантов хитроумных письменных столов и секретеров сложной конструкции. Популярны крупные, в рост человека зеркала-псише (по имени полубогини Психеи) с двумя симметричными резными боковыми опорами. Мебель и убранство внутренних помещений становятся подчеркнуто театральными, с обилием декоративных драпировок на кроватях, стенах, мебели. Паркетные полы из цветного наборного дерева и кессонные потолки напоминают образцы римских загородных вилл. Впервые появляются бумажные обои как замена дорогим тканым драпировкам. Однако мебель, воспроизводящая античные образцы, делается зачастую достаточно грубо и несовершенно.

В ходу использование тканых гобеленов и ручной вышивки для ширм, каминных и свечных экранов. Маленькие столики под цветы (жардиньерки), канделябры и подставки под рукомойники воспроизводят форму греческих алтарных светильников, урны или лиры.

Парадные кровати, снабженные балдахинами, приобретают форму ладьи или даже богато украшенного саркофага и устанавливаются на высокий постамент.

По-прежнему широко применяются бронзовые позолоченные накладные украшения, которые могут теперь сами по себе образовывать опоры кресел и письменных столов, подлокотников в виде лебедей с выгнутыми шеями. Однако в качестве дешевой замены бронзе начинают использовать и подделки под нее из папье-маше, в особенности в Австрии и Германии. Из этого достаточно недолговечного материала отливают в специальных формах маски животных, птиц и рыб, опоры-кариатиды, причудливых несуществующих морских животных. В какой-то момент бронзовое литье как вид отделки мебели, а также детали из серебра и литого стекла приобретают самодовлеющее значение, и из них начинают делать статуэтки и детали самой дорогой мебели. Стоит сказать и о том, что в этот же период в России развивается и так называемый русский ампир, толчок которому дала победа над Наполеоном. Началось активное строительство общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, а также восстановление сгоревшей Москвы, для чего были привлечены лучшие мастера из-за рубежа, в основном из Франции и Англии, и потому их творения носили отчетливые признаки породившей их культуры. Однако все чаще заказчики стали обращаться к отечественным архитекторам и художникам, и среди них первые - Василий Стасов и Карл Росси. Мебель того времени чаще всего изготавливалась из местных пород дерева - карельской березы, тополя и привозных - ореха, красного дерева; она окрашивалась в белый цвет и бывала покрыта вызолоченными резными украшениями. Несмотря на очевидное родство с ампиром европейским, русский ампир во многих чертах весьма своеобразен. Знаменита мебель, которая производилась для собственных нужд в приусадебных мастерских подмосковного Останкино и Архангельского, а также выполненная на заказ в Москве и других крупных городах. Еще одно особенное явление, близкое по характеру, - это так называемый сталинский ампир, который характерен для пред- и послевоенного периода, когда для восстановления и оборудования в основном правительственных и административных зданий был предложен тяжеловесный и подавляющий стиль мебели из дорогих материалов, а сами здания получили декоративную отделку в духе соцреализма - скульптурные композиции с мощными фигурами рабочих, ученых, крестьян и студенческой молодежи. Самым ярким примером такого стиля может служить ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства с ее многофигурными фонтанами, дворцами, экспозициями, никак не отражающими быт тогдашнего городского и сельского населения.

Бидермейер

Название этого стиля происходит от серии популярных эпиграмм, автором которых был немецкий поэт Людвиг Эйхродт, взявший себе псевдоним «Готлиб Бидермейер». Героем эпиграмм стал почтенный обыватель, средний буржуа со всеми его типичными чертами характера - «простодушный господин Мейер».

Издания выходили большими сериями в 30-40-е гг. XIX в. Условно время бытования такой мебели можно соотнести с годами жизни А.С. Пушкина, который, кстати, в своей последней петербургской квартире имел подобную мебель и даже скончался на диванчике именно этого стиля.

Стиль этот после бурных лет французских войн и распространения наполеоновского ампира по Европе зародился в Австрии и Германии и отличался достаточно скромными художественными достоинствами. Не находя какого бы то ни было отражения в архитектуре, он полностью сосредоточен на интерьере, его отделке и наполнении. Основной упор теперь сделан на удобстве, полезности и практичности, в цене прочность и качество изготовления. Несмотря на очевидное происхождение от ампира, главным для его генеалогии стала мебель буржуазного жилища Англии, которую бурные войны первого и второго десятилетия обошли стороной. Ампир здесь встречается в весьма упрощенном виде, без его помпезности и ложного пафоса; основой для его распространения становятся простота и дешевизна промышленного производства. Поначалу такая мебель завозилась непосредственно из Англии, но далее производство ее налаживается и на континенте. Этот стиль отличается тем, что при скромных затратах жилой интерьер может быть организован в полном соответствии с удобствами и привычным укладом жизни целого класса.

Типичная мебель бидермейера свободна от украшательства, излишнего декора и сложных архитектурных форм. Наиболее характерными для нее становятся безукоризненное исполнение и удобство. В свободных и светлых помещениях стены разделены на ровные участки спокойных и веселых тонов, часто оклеены белыми либо светлыми полосатыми обоями с обилием цветочных рисунков. При обилии драпировок, покрывал и скатертей помещения хранят свою интимность и как бы обращены вовнутрь семьи. В таком жилище обязательной становится обставленная с особенной тщательностью «парадная» или «гостевая» комната, которая затем перешла и в крестьянский быт, став интернациональной модой. К примеру, на юге России она сохраняется и до сей поры. Наполнение такой комнаты составляли музыкальные шкатулки и инструменты, вышивки, гравюры и акварели, привозные или подаренные сувениры, часы и прочее.

Конструкция мебели самая простая, но надежная, от величавого классицизма в ней нет почти ничего, зато от периода ампира и античности сохраняются лишь естественные, плавно изогнутые формы. Широко используются мотивы растительного декора и орнамента; наряду с изображениями вполне натуральных листьев, веток, ваз и корзин с цветами можно встретить украшения в виде грифонов, рога изобилия, лиры, лебедя. Благодаря моде на практицизм и экономию как средств, так и пространства жилого помещения нередки комбинированные раздвижные столы с опускающимися крыльями, столы и стулья-трансформеры, из которых можно легко составить лестницу для высоких книжных шкафов или полок, письменные и туалетные столы и шкафы со множеством ящичков и потайных мест.

Самым популярным (хотя и отнесенным к дорогим) приемом отделки мебели становится фанеровка сплошными однотонными листами строганого шпона из дорогих пород дерева по каркасу или основе из местной древесины. Правда, строгать тогда могли достаточно толстый шпон, толщиной не менее 3-4 мм, что может служить четким указанием на время создания того или иного предмета мебели данного стиля, так как нынешний строганый шпон имеет толщину 0,8-1,0 мм.

В этот же период мастера-мебельщики начинают открывать и соответственно прекращают прятать от потребителя красоту простых светлых пород дерева - клена, тополя, груши, черешни, отказываясь от покрытия их почти обязательной фанеровкой. При этом становится очевидной не только природная красота материала, но и все совершенство идеальной столярной работы.

Мебель для сидения вновь обретает гнутые ножки, мягкую набивку из конского волоса и обивку из репса с рисунком в полоску или цветочек, которая крепится ровными рядами гвоздей с крупными шляпками, иногда из белого фарфора. Требования удобства и комфорта диктуют создание на диванах и креслах плавно изогнутых спинок и подлокотников; и спинки, и ножки, и подлокотники часто несут резные изображения грифонов, лебедей, рога изобилия, иногда покрытые частичной позолотой.

Распространены стулья нескольких популярных вариантов - либо с фанерованной спинкой-корытцем, либо в виде некоей рамы с переплетенными планками, реже - с прорезным рисунком на сплэте. Можно отметить, что именно в эти годы австрийский мастер Михаэль Тонет разработал технику парового гнутья заготовок из бука и их последующего высушивания в пресс-формах, что позволило наладить массовое производство гнутых так называемых «венских» стульев. Благодаря унификации производства стало возможным продавать и транспортировать такие стулья не в собранном виде, а готовыми для сборки комплектами вместе с крепежными деталями, что позволило значительно экономить на стоимости перевозки и буквально наводнить всю Европу, а затем и другие части света этими дешевыми и популярными предметами мебели. Кровати были самой простой формы, с двумя равновеликими сторонами в изголовье и изножье. Благодаря усовершенствованному отоплению в домах стало возможно полностью отказаться от использования балдахинов.

Основу мебельного ряда бидермейера составляют шкафы и комоды достаточно простой формы с рамно-филенчатыми дверцами. От классицизма и ампира остаются глубоко профилированные карнизы, колонны, пилястры и массивные опоры. Некоторые предметы мебели, тем не менее, сохраняют отдельные части криволинейной формы, такие как передние линии письменных столов и шкафов, а в наследие от рококо на лицевых панелях шкафов остаются сложные накладные украшения и резные молдинги.

Столы в эту эпоху предпочтительно круглые или овальные, реже прямоугольные, на прочной и сложной опоре, позволяющей раздвигать их по мере необходимости или расширять благодаря вставной доске, спрятанной под основной поверхностью, - конструкция, благополучно дожившая до наших дней. Различаются столы обеденные, сервировочные, столы-подставки, рабочие, курительные, цветочные, игральные (так назывемые «ломберные»). Поражает разнообразие этих последних, которые, как правило, имели зеленое суконное покрытие, четыре ниши или особых ящичка для денег, мелков, а также приставные столики для питейных и курительных принадлежностей со стороны каждого игрока.

В ходу чтение и обладание собственными библиотеками, и потому часты различного рода шкафы-витрины, книжные полки и столики для чтения и письма, а также угловые и зеркальные трюмо.

Эклектика

Период времени между сороковыми годами и концом XIX в. исследователи истории мебельного искусства справедливо считают самым неопределенным, и вовсе не потому, что он не имеет каких-либо стойких стилевых характеристик; напротив, он отличается тем, что таких свойств и особенностей слишком много. В это время в ходу практически все стили предыдущих эпох, и вопрос их выбора - дело вкуса каждого конкретного заказчика или изготовителя. Именно по этой причине венгерский историк мебели Дьюла Кёс относит это время к эклектике или сочетанию самых разнообразных, иногда не сочетающихся стилей, обращая особое внимание на национальные предпочтения.

В Германии и Австрии вслед за желанием буржуа разнообразить и украсить свое жилище на смену скромному би-дермейеру приходит нео-рококо и неоготика - стили, которые одновременно с причудливостью и выдумкой роскошного рококо и строгой красотой готики успешно используют все достижения комфорта и удобства, которые были предложены бидермейером. Еще одним стимулом для возрождения этих тенденций стали итоги франко-прусской войны и подъем националистического духа в германоговорящих странах, повлекший обращение этих наций к рыцарским временам и модам той эпохи. Бездумное соединение столь разнообразных стилей или использование языка одного стиля в реализации произведений мебельного искусства другого и привели к такому явлению, которое стало называться «эклектикой».

Новый поворот моды привел к возврату кринолинов, пышных воротников и манжет, а это в свою очередь потребовало и изменения в мебели для сидения, сделав ее шире и просторнее. Однако эти новомодные течения отличались от старых тем, что не были столь чистыми в стилистическом плане, с легкостью и готовностью применяя элементы прочих эпох и стилей. Продукция массового, хотя и ручного производства стала широко использоваться при оформлении не только обычных жилищ, но и дворцов знати и королевских особ.

С этого времени стали проводиться венские промышленные выставки (первая прошла в 1835 г.), ставшие средством продвижения на массовый рынок последних достижений мебельного производства. На таких выставках преобладала массовая продукция, но наряду с ней демонстрировалась и дорогая, и высокохудожественная мебель.

В оформлении жилища того времени широко используются тканые драпировки, тяжелые шторы и портьеры, напольные и настенные ковры, матерчатая обивка мебели яркими тканями. Многочисленные мягкие диваны с декоративными подушками драпируются индийскими покрывалами - эта мода была завезена из британских колоний в эпоху правления королевы Виктории.

Мотивы рококо, готики и неоклассицизма теперь переходят на декоративное убранство прямоугольной корпусной мебели в виде резных позолоченных накладных элементов, которые зачастую повторяются на мебели, рамах зеркал, рисунках обоев. Сами обои все чаще становятся бумажными, а не тканевыми, и в моде обои с ярким цветочным орнаментом. Популярным материалом для мебели, в отличие от светлых и недорогих местных пород эпохи бидер-мейера, теперь является темный или тонированный орех и дорогие привозные породы, в особенности махагони вишневого оттенка.

Громоздкие гардеробы и платяные шкафы из жилого помещения перемещаются в прихожую, уступая место буфетам и одностворчатым шкафам для белья относительно скромных размеров. Прежние буфеты, хранившие богатую серебряную и фарфоровую посуду, заменяются сервантами в виде низкого комода и верхних открытых полок, более пригодных для демонстрации благосостояния хозяев. Письменные столы на гнутых ножках, перекликающихся с такими же ножками покойных мягких кресел, уже не строго прямые, а с крышкой волнообразной в плане формы, с богатой отделкой профилированными молдингами и сложными надстройками с массой ящичков. От эпохи рококо сохраняются столики-геридоны с ножкой изысканной формы, а также рисунок на цветной обивке мебели.

Во всей мебели для сидения (стульях и креслах) декоративный принцип преобладает над конструктивным, то есть все их пропорции не несут прежней гармонии и благородства готики, классицизма или рококо. Ножки их непропорционально тонкие, сиденья на удивление низкие и потому не слишком удобные, тогда как высокие спинки намного выходят за уровень головы сидящего. Подражание предметам мебели прежних стилей далеко не всегда бывает исполнено на высоком художественном уровне, так как во внимание берется не общее стилевое единство предмета, а красота отдельных декоративных элементов.

И тем не менее заложенные в эпоху бидермейера принципы удобства и комфорта теперь надолго становятся определяющими при конструировании того или иного предмета мебели. Однако в это время происходит четкое разделение между мебельным искусством, как правило, ручного исполнения, и массовой продукцией ремесленного производства, из которой почти напрочь изгоняется художественное начало вместе с ручными способами декоративного оформления мебели. Механизированное производство убивает старую и благородную ручную работу. Более того, ускорение транспортного сообщения по железным дорогам привело к быстрому обмену готовыми товарами и их удешевлению.

Во Франции период середины XIX в. и правления императора Наполеона III называют «Второй империей». Он характеризуется теми же чертами, что в Австрии и Германии, - стремлением буржуазии придать себе несуществующее благородство, а потому украсить свои дома «салонной» мебелью, хрупкой и неудобной, но зато щедро покрытой позолотой, поддельной бронзой (часты люстры из папье-маше и дерева, имитирующего патинированную бронзу). Такие дома бывали буквально переполнены псевдо-старинными вазами, часами, картинами в громоздких и чересчур пышных рамах. Не имея собственных прочно устоявшихся предпочтений, такая буржуазия взяла на вооружение наследие, выработанное прежними стилевыми периодами и переработанное в соответствии с новыми ее вкусами. Однако наиболее яркие представители чистого и прикладного искусства того времени понимали убийственный характер новых явлений и стремились противостоять им, создавая свои собственные художественные школы, которые должны были влиять на формирование и развитие художественной промышленности. Но многие из них так и не пошли далее анализа искусства прошедших времен и не создали ничего равновеликого ему. Наиболее характерны для этого периода демонстрации одного предмета мебели, но исполненного в самых разных исторических стилях, например, посудного шкафчика-витрины. Форма и рисунок мебели в стиле эклектики довлеют над его функцией и конструкцией, а потому остаются чисто формалистическими.

Ар нуво и модерн

Отвлекаясь от ряда так и не ставших заметным явлением в истории мебели нескольких «новых» стилей последней трети XIX в., хотя и оставивших след в развитии искусства («Буря и Натиск», «Сецессион», «Движение Искусств и Ремесел», «Шейкеры» и проч.), перейдем ко времени конца одного и начала другого веков - девятнадцатого и двадцатого столетий. В это время рождается совершенно уникальное явление - ар нуво (франц. - «новое искусство»). Строго говоря, хотя между этими двумя стилями нет четкой грани, искусствоведы делят по времени на периоды ар нуво - примерно до 1900 г. и модерн - до начала Первой мировой войны (1914 г.).

Основной характерной чертой этого искусства становится переход к плавному, близкому к природному, движению волнистых и изогнутых линий (что несколько роднит его с рококо) при отказе от использования прямых линий и углов. Источником вдохновения художников этой эпохи служит сама природа, мир растений, цветов, листьев, стеблей и водорослей, насекомых и птиц необычной формы и расцветки. Излюбленный рисунок - сложно изогнутая линия, напоминающая след от удара бича. Отказ от пуританской морали приводит к появлению изображений прекрасного обнаженного женского тела, которое входит не только в оформление, но и в конструкцию части мебели. Ар нуво становится действительно новым стилем, который плавно переходит, а некоторыми исследователями также и называется стилем модерн. Его распространению способствовали Всемирные выставки в Лондоне в 1851 г., затем в Париже в 1889 и 1900 гг.

Яркие декоративные особенности этого стиля пропагандировали множество художественных журналов в Европе и Северной Америке, в особенности издававшийся в Париже Art et Decoration.

Мебельщики того времени были одновременно и архитекторами, которые стремились к полному стилевому единству создаваемых ими зданий и их интерьеров. Несомненно, лучшие их произведения было доступны только самым состоятельным заказчикам, поскольку делались не сериями, а единицами, вручную, были дорогими и роскошными, даже элитарными. При попытках их массового воспроизведения высокое качество дизайна и исполнения неизбежно утрачивались. Видный мастер Эмиль Галле, занимавшийся мебелью наряду со многими другими видами декоративного искусства, черпал вдохновение в искусстве Японии и Китая и в своих обширных познаниях из мира ботаники и энтомологии, поэтому сумел создать совершеннейшие изделия. Таковы его столики с ножками в виде стрекоз с развернутыми крыльями, буфеты с набором маркетри или инкрустации по дереву, изображающие пейзажи с колеблющимися под ветром травами.

Художники-мебельщики этой поры очень любят изображать или использовать в конструкции произведений мебели рисунки орхидей, ирисов, стебли бамбука. В моде так называемые «маски» (лицевое оформление) каминов из резного дерева мягких пород сложного волнистого рисунка, напоминающего ветви живого дерева. Наряду с плоскими наборными украшениями применяются и объемные резные вставки в лицевые панели шкафов и буфетов.

Теперь мебель становится очень удобной, эргономичной, комфортной. Мебель для сидения часто обивается дорогими сортами прекрасно выделанной кожи, имеет мягкие пружинные сиденья, удобные подлокотники и подголовники. Возвращается обычай украшать дорогую мебель фарфоровыми вставками, многоцветными витражами, покрывать ее дорогими цветными тканями и обильной резьбой. Вновь широко используются варианты исполнения мебели в стилях готики, но теперь изысканно переработанных очертаний. Заметим, что стиль оформления парижского метро с его плавно текучими арочными железными конструкциями перекликается с основными чертами и формами мебели, ширмами, столиками этого времени. В Англии в этот период развитие дизайна приводит к созданию предельно упрощенного прямоугольного стиля мебели, стульев с высокими спинками, напоминающими лесенку. Надо сказать, что везде в мебели ар нуво отличительной чертой является высочайший уровень исполнения, совершенное изготовление сочетаний отдельных элементов мебели, рам, дверец, деталей конструкции, которые, казалось бы, просто невозможны в таком материале, как дерево. В оформлении жилища и общественных зданий широко используется керамика в виде расписных глазурованных или терракотовых плиток, как у Антонио Гауди, объемная резьба и кованый металл вместе с росписью по штукатурке. Цветные витражи теперь применяются не только в окнах, но и в частях мебели как заполнение громадных пространств в деревянной окантовке со сложной резьбой. Отдельные экземпляры мебели оформляются и крупными изделиями, имитирующими женские драгоценности - колье, подвески,серьги и браслеты.

Это яркий и брызжущий цветом и светом стиль становится последним в ряду чистых и откровенно декоративных стилей, которые продолжают радовать нас и по сей день своим великолепием и безукоризненным исполнением благодаря высокому уровню мастерства исполнителей.

Все последующие времена не создают ничего такого, что можно было бы выделить из потока фабричного производства, а лишь перепевают достижения предшествующих эпох.