Богатыри

Эту картину знают все. И наверняка многие, не задумываясь, назовут ее автора - Виктора Васнецова. А вот в названии, возможно, ошибутся. Ведь так и просится на язык - «Три богатыря». Но - нет, картина называется просто «Богатыри».

«Богатыри»
«Богатыри»

В поисках себя

Виктор Васнецов родился в семье священника и, как это водится, первоначально собирался идти по отцовским стопам. Он поступил в духовную семинарию, отучился, но на последнем курсе вдруг решил круто изменить свою жизнь и отправился в Петербург - поступать в Академию художеств.

Здесь молодой человек долго искал себя. Он писал портреты, создавал декорации для спектаклей и архитектурные проекты, увлекался историческими и религиозными жанрами, пока, наконец, не создал свой, былинно-исторический «васнецовский» стиль.

«...влеклось сердце и тянулась рука!»

Васнецов узнаваем. Его картины -это яркие и красочные иллюстрации к русским сказкам и былинам. Его богатыри - герои, защитники родных просторов. А сколько труда в них вложено? Ведь это полотно художник создавал 20 лет! Сын Васнецова Алексей вспоминал, что картина так долго путешествовала с ними во время различных переездов, что стала привычным элементом быта, как сундук или напольные часы.

Первый ее набросок был сделан в начале 1870 годов в Париже в мастерской Василия Поленова. Художник иногда неделями не прикасался к полотну, потом вдруг брался за него вновь, с каждым разом все увлеченнее трудился над будущим шедевром, под конец считая уже своим долгом закончить его. «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, - признавался Васнецов, - но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!»

Кони в поле

Кто только не служил ему натурщиком! Друзья, родственники, даже просто незнакомые люди. Например, лицо Добрыни Никитича «взято» у простого русского крестьянина, оставшегося безымянным. Детали фигуры «позаимствованы» у родственников художника. Илья Муромец - собирательный портрет обычных людей с улицы. Только для образа Алеши Поповича имелся свой, конкретный натурщик. Это - Андрей Мамонтов, младший сын знаменитого в то время мецената Саввы Мамонтова. Кстати, богатырские кони на картине - из мамонтовской конюшни. Каждый день их специально приводили в поле, где художник не только работал, но и фактически жил на завершающих этапах картины.

Сколько им лет?

Создавая своих «Богатырей», Васнецов не смог обойтись без скрытой аллегории. На заднем плане видны могилы погибших в борьбе с врагами воинов. На переднем - молодая поросль, будущие защитники родной земли. И поле, в котором стоят богатыри, не просто поле, а вся Русь.

Интересно, что с точки зрения историков изображенные на холсте воины существовали в реальности, даже могли бы встретиться друг с другом. Вот только разница в возрасте между ними гораздо больше, чем между сказочными богатырями. Когда Илья Муромец достиг того возраста, в котором изображен на картине, Добрыня Никитич был уже глубоким стариком, а Алеша Попович, наоборот, был маленьким мальчиком. Но художник и не претендовал на историческую подлинность. Это в картине - не главное.