Рыбий зуб

С 7 апреля 2017г. в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике открыта выставка «Путь на Север. Истоки». На ней среди других реликвий будут представлены и уникальные экспонаты из «рыбьего зуба» — моржовой кости.

«Рыбий зуб», как его называли, — клыки диковинного для средневекового человека животного — моржа.
«Рыбий зуб», как его называли, — клыки диковинного для средневекового человека животного — моржа.

Какие ассоциации приходят на ум, когда речь заходит о средневековом Новгороде? Колыбель русской государственности, место призвания Рюрика, богатейший торговый город. Расположение на пути «из варяг в греки» во многом предопределило вектор развития Новгорода. Для того чтобы продавать редкие и дорогостоящие товары на рынках Европы, Византии и других государств Востока, необходимо было контролировать источники их поступления. Именно поэтому уже начиная с XI века новгородцы активно осваивают богатый природными ресурсами, прежде всего пушниной, север Восточно-Европейской равнины. Территории Заволочья и Югры неоднократно упоминаются в источниках. Во второй по счету берестяной грамоте, найденной в революционном для новгородской археологии 1951 году, подробно расписан пушной оброк с земель восточного Обонежья, включающий куниц,белок и даже «белую росомаху». Не менее ценную добычу везли и с берегов Белого моря для лучших новгородских мастеров-косторезов.

«Рыбий зуб», как его называли, — клыки диковинного для средневекового человека животного — моржа. Мощный зверь весом до полутора тонн и длиной более трех метров благодаря своему внешнему виду и образу жизни воспринимался в ту эпоху как рыба. Главной целью промысла были его длинные клыки, которые являлись прекрасным поделочным материалом, не уступающим по характеристикам слоновой кости. При работе с клыком практически не оставалось отходов, плотная структура давала мастеру свободу при выборе формы изделия. Он отлично полировался, при этом подчеркивалась красивая текстура, напоминающая мрамор. Неспроста «рыбий зуб» входил в состав даров князя Ростислава Мстиславича Святославу Ольговичу, отмеченных в Ипатьевской летописи под 1160 годом: «И бысть же радость во тъ день межю има, и дарове мнози,да бо Ростиславъ Святославу соболми и горностаими, и черными кунами, и песци и белыми волкы, и рыбьими зубы».

Арабские авторы писали о зубах неизвестных животных, привезенных с севера в Булгар, а затем в Хорезм, которые походили на слоновую кость и продавались по очень высокой цене.

Великий Новгород вплоть до потери независимости в конце XV века фактически являлся монополистом в распределении продукта беломорского промысла. Вполне естественно, что изделия из моржового клыка были не только востребованным экспортным товаром, но и желанным приобретением богатых новгородцев. Искусно сделанные гребни, копоушки (средневековые «ватные палочки»), пуговицы, рукояти ножей, шахматные фигурки и множество других предметов, отличающихся характерным рисунком, оседали, таким образом, в Новгороде.

В Европе моржовый клык ценили не меньше и потому нашли удаленный, но богатый морским зверем источник сырья, который к XII веку становится основным, — Гренландию. Продукция косторезов и свидетельства обработки клыка известны в Скандинавии, на Британских островах и других европейских территориях.

Но, пожалуй, ни один город или поселение не сравнится с Новгородом по количеству артефактов. Причин этому несколько: это и пятивековая монополия города на Волхове, и богатство многих его жителей.Еще один очень важный фактор — практически все новгородские изделия происходят из археологических раскопов, а многометровый культурный слой города прекрасно сохраняет органику. Благодаря этому сегодня Новгородский музей-заповеди и к обладает самой большой в мире коллекцией средневековых предметов из моржовой кости, дошедших до нас практически в первозданном виде.