Рисунки на стекле

В Государственном Эрмитаже хранятся уникальные пласты, выполненные в редкой смешанной технике — рисунок графитным карандашом по матированному молочному стеклу.

 

До начала комплексного изучения материал этих произведений определялся в опис-ных книгах музея как фарфор или бисквит (неглазурованный фарфор), а техника исполнения и авторство рисунков обозначены не были. Исследование экспонатов под микроскопом и проведение рентгенофлуоресцентного анализа подтвердили предположение о том, что материалом изделий является матированное молочное стекло, а рисунки выполнены графитным карандашом.

 

Несмотря на значительные загрязнения, на 11 предметах удалось прочитать сделанные от руки подписи, которые оказались факсимильными подписями великих княжон,дочерей великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны — Александры, Елены, Марии, Екатерины. Сами произведения представляют собой ученические штудии, выполненные августейшими детьми.Сопоставление изображений и подписей с известными великокняжескими карандашными рисунками показало стилистическое сходство творческих манер исполнителей и графологическое соответствие почерков.

 

Известно, что императрица Екатерина II с раннего детства приобщала своих внуков к освоению на практике «изящных искусств» и ремесел. Им, помимо истории, естественных наук и иностранных языков, преподавались уроки музыки и изобразительного искусства. Рисованию великих княжон учил петербургский живописец, преподаватель Академии художеств, академик Иван Акимович Акимов.

 

Работы, созданные детьми императорской фамилии, были особо дороги при русском дворе. Так, в Общем кабинете для членов семьи Павловского дворца размещались работы самой Марии Федоровны и ее детей, в том числе и рисунки на молочном стекле. Даты, зафиксированные на эрмитажных пластах,указывают не только на юный возраст художников — им было всего по 8-13 лет, — но и свидетельствуют о том, что подписные стеклянные пласты нередко создавались для подарков по случаю различных событий в жизни императорской семьи. По традиции,заложенной Екатериной II, дети семьи Романовых присылали свои лучшие работы в петербургскую Академию художеств на рассмотрение собрания Совета Академии.

 

Интересен также выбор тематики рисунков, нередко скопированных с популярных произведений. В изобразительных сюжетах прослеживаются сентиментальные увлечения самой Марии Федоровны, предпочитавшей чувствительность живописи Жан-Батиста Греза и манерную грациозность работ Пьетро Ротари. Заметно влияние и других художественных произведений — работ Помпео Батони, Ангелики Кауфман, Юбера Робера и других мастеров, приобретенных Павлом Петровичем и Марией Федоровной в их европейском путешествии под именами графа и графини Северных.

 

В 2006 году было принято решение о реставрации рисунков. Предварительно была разработана методика очистки пластов от загрязнений и склейки разбитых фрагментов, проведена экспериментальная работа для выбора материалов по очистке от различных видов загрязнений. Поверхность пластов в результате таких загрязнений утратила первоначальный цвет, и карандашные штрихи и растушевки терялись в беспорядочных пятнах грязи. В качестве опытных образцов были взяты матированные пластины молочного стекла, на которые были нанесены штрихи и тонировки графитным карандашом. Затем в стекла была втерта пыль различных оттенков,добавлены пятна, выполненные чернилами, столярным клеем и масляной краской.

 

Результаты экспериментальной работы показали,что большинство загрязнений удаляются механическим способом, сухой или влажной обработкой с помощью резинок, ватных тампонов, иногда с применением спирта. Масляная краска после наложения тампона с растворителем (уайт-спиритом) набухает и легко удаляется деревянным стеком. Результаты экспериментальной работы и предложенная методика были одобрены реставрационной комиссией Эрмитажа.

 

При реставрации наибольшую сложность представляло определение степени расчистки произведений. За образец был взят пласт с изображением Аллегории живописи с рисунком великой княжны Екатерины Павловны, поскольку он хранился в родной деревянной раме под стеклом и в большей степени сохранил первоначальную тональность. Разбитый на три части пласт с изображением Аллегории скульптуры был склеен поливинилбутиралем, растворенным в спирте, в соответствии с утвержденной методикой склеивания витражных стекол.

 

Рисунки графитным карандашом на пластах молочного стекла с факсимильными подписями великих княжон — это не только прекрасные художественные произведения, но и выдающиеся памятники искусства. В результате проведенной реставрации они приобрели экспозиционный вид и в настоящее время с успехом экспонируются на музейных выставках.



901
  • Нравится
  • 0

Интересно почитать


Живопись на паутине
  Живопись на паутине удивляет своей прозрачностью. Неслучайно подобные картины обычно вывешивались в окне, чтобы можно было рассматривать их на свет...
Мещанству - бой!
На рубеже 1950-1960-х годов в СССР была развернута кампания против мещанства. Она затронула в первую очередь интерьер советских квартир, из которого...
Галерея Екатерины
Образ российской императрицы вдохновлял художников, принадлежавших к разным эпохам и поколениям....
Керамика
Наверняка вы не раз задумывались, из чего сделана чашка, из которой вы пьете, тарелка, из которой вы едите, или умывальник а ванной? Все это керамика....
Копейка
«Копейка рубль бережёт» — говорят на Руси, когда удаётся на чём-то сэкономить или подобрать оброненную кем-то монету. Надо...
Первые фальшивомонетчики
Кто-то из историографов нумизматики конца XIX столетия, говоря о денежных подделках, горестно пошутил, что «деньги изобрели, конечно, раньше,...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

В Южной Америке живет весьма необычная лягушка. Во взрослом состоянии длина ее тела не превышает 7 см, а головастики этой лягушки достигают в длину 25 см (!), то есть дети в три раза превосходят по размерам своих родителей. Самое удивительное то, что после метаморфоза из такого гигантского головастика получается всего лишь маленький лягушонок. За эту особенность лягушка получила название парадоксальная.


Самые популярные статьи
Что больше читают