Живопись на паутине

В VI веке византийский император Юстиниан послал двух монахов в Китай выведать секрет изготовления драгоценных шелковых тканей, которым на протяжении более чем 2 тысяч лет владели исключительно китайские мастера. С этого момента началась история шелка в Византии, а потом и в Европе...

Живопись на паутине удивляет своей прозрачностью. Неслучайно подобные картины обычно вывешивались в окне,
чтобы можно было рассматривать их на свет с любой стороны.
Живопись на паутине удивляет своей прозрачностью. Неслучайно подобные картины обычно вывешивались в окне, чтобы можно было рассматривать их на свет с любой стороны

Шелковые ткани, привозимые в Европу купеческими караванами, стоили баснословно дорого. Потребность Византии в шелке была огромной, так как, помимо нужд двора и аристократии, шелк использовался как валюта при сношениях с варварами. За шелк Византия получала из Европы и союзников, и наемников, и любые товары, и рабов. Вот почему Юстиниану очень хотелось узнать секрет и самому овладеть искусством шелкоделия.

Превзошедшие учителей

Когда купцы закупали шелк в Китае, то, как рассказывали, они пропускали его через кольцо, снятое с пальца, таким образом проверяя качество тончайшей материи. Столь тонкие и прозрачные великолепные ткани, в том числе и современные, без преувеличения кажутся почти чудом: фантастические драконы, райские птицы, экзотические пестрые рыбки будто парят и плавают... в воздухе.

Однако кое в чем европейцам удалось не только догнать (через сотни лет) китайских мастеров, но даже слегка их превзойти. Речь идет о необыкновенном виде искусства - живописи на паутине. Зародилось оно в южнотирольской долине Пустерия, близ города Брунико, а создателем первых картин, выполненных в изобретенной им технике, был австриец Элиас Прюннер. О нем самом известно лишь то, что творил он в середине XVIII века и оставил после себя учеников, продолжавших дело мастера.

Появление уникальной техники живописи не возникло на голом месте. Еще в Средние века в альпийской Пустерии процветало изобразительное искусство.

Здесь работали талантливые мастера, которые чаще всего расписывали местные храмы и оставляли свои фрески на фасадах домов. Они также создавали гравюры на дереве, рисовали по стеклу, создавали орнаменты и рисунки, сделанные из птичьих перьев.

Многое в работе Прюннера остается тайной по сей день. Так, прежде чем превратиться в «полотно», паутина подвергалась какой-то обработке, затем ее очищали и натягивали на картон. Иногда для большей прочности ее пропитывали молоком, разбавленным водой.

В качестве «полотна» использовалась паутина обычных пауков и изредка шелковистые прозрачные нити, выделяемые гусеницами шелкопряда, так как со временем выяснилось, что паутина травяных пауков и обычного домового паука более эластична и значительно тоньше нитей шелкопряда. Обычная толщина нити шелкопряда составляет 13-26 микрон, а толщина нити паука - от 0,03 микрона до 2-3 микрон.

Акварельные миниатюры

Средние габариты картин, созданных тирольскими умельцами, не превышали размера современной почтовой открытки. Самая маленькая картина имела в длину 10 сантиметров и в ширину 7 сантиметров. Большинство картин на паутине - это миниатюры, выполненные акварелью (с примесью белка) или китайской тушью при помощи тончайших кисточек, сделанных из перьев бекаса. Часть картины красками не покрывалась, создавался только прозрачный фон, чтобы подчеркнуть необычность материала. Чаще всего художник рисовал Мадонну или женскую головку. Такие детали, как глаза, волосы, наносились легкими мазками, а цветы, гирлянды и ленты, окаймлявшие центральное изображение, требовали густого слоя краски. В углу миниатюры автор изображал маленького паучка-эмблему.

Но, пожалуй, самое удивительное - то, что паутина служила основой даже для изготовления гравюр. Почти невозможно себе представить, как такой тонкий материал мог выдержать сложный процесс печатания с металлических пластин, но тем не менее паутина натягивалась на плоскую поверхность и подвергалась давлению под прессом.

Живопись на паутине удивляет своей прозрачностью. Неслучайно подобные картины обычно вывешивались в окне, чтобы можно было рассматривать их на свет с любой стороны.

До нас дошло около 100 миниатюр на паутине, но среди них нет ни одной, подписанной самим Элиасом Прюннером. Большинство из них находится в частных коллекциях, остальные - собственность монастырей и музеев. 67 картин принадлежит ученику Элиаса Иоганну Бур-гману, а четыре гравюры - его родственнику Иоганну Прюннеру.

После смерти Бургмана в 1825 году техника живописи на паутине почти угасла. Но в 70-х годах XIX века она вновь возродилась в Северном Тироле, где сохраняется по сей день. В наше время известен лишь один мастер - австрийский художник Юстинус Содан.