Обряды и обычаи

Одни обычаи процветают и расширяются, другие исчезают, едва успев заскочить в исторические источники. Хорошо, что всегда были люди, умеющие их запечатлеть. Мгновения, наполненные смыслом и остановленные художниками разных стран и эпох, - в нашей необычной подборке.

«ХАРАКИРИ»

О японском художнике Куникадзу Утагава (Utagawa Kunikazu) известно немного - он жил и работал в Осаке, в период Эдо. Его картина «Харакири» написана в 1850-е годы.

Мы привыкли считать харакири (более «книжный» синоним - сэппуку) чисто японской традицией. Однако похожие обряды встречались у некоторых других народов Восточной Азии и Сибири, причем намного раньше. Поэтому можно предполагать, что традицию резать живот японцы у кого-то позаимствовали.

Почти идеальное место для ухода из жизни посредством сэппуку - сад. Совершенно идеально, если в этот момент цветет сакура.
Почти идеальное место для ухода из жизни посредством сэппуку - сад. Совершенно идеально, если в этот момент цветет сакура.

Мужчина на этой картине мог быть самураем или другим представителем высших слоев общества; к самоубийству его могло привести оскорбление, военное поражение, смерть сюзерена или недостойный поступок (а также приговор суда - но мы все же будем верить, что художник запечатлел не преступника, а славного мужа). В руках у него специальный меч (иногда использовался бамбуковый, орудовать которым труднее), одежда с верхней части тела подложена под колени - чтобы самурай после исполнения обряда не опозорился, упав на спину. Сэппуку будет выполнено по методике школы, которой принадлежит герой картины, и этому навыку он обучен с детства. Погружая оружие в брюшную полость, он должен вспороть ее так, чтобы видны были внутренности, - это доказывает чистоту его помыслов.

В дословном переводе харакири означает «резать живот» («хара» - живот, «киру» - резать). Однако тому же японскому иероглифу соответствуют слова «душа», «намерения», «тайные мысли». Почему именно живот? Согласно философии буддизма, именно в брюшной полости (а не в сердце, например) пребывает жизнь в человеке. В японском языке много выражений,относящихся к «хара»: «харадацу» - подняться к животу (рассердиться), «харагитанай» - грязный живот (о подлеце).

Жены и дочери воинов тоже были с детства готовы к харакири. Только женщины разрезали себе не живот, а горло, или закалывали себя ударом в сердце.

«ДЕТИ-ХРИСТОСЛАВЫ»

Наверняка люди на картине Cristmas Singers французского художника Гюстава Бриона поют: «Il est ne le divin Enfant, Chantons tous son avenement» («Родился Божественный Ребенок, воспоем все его пришествие») или что-то вроде того. Картина изображает сразу несколько рождественских обычаев.

Христианская традиция ставить дома елку появилась в Германии. По легенде, Мартин Лютер в 1513 году, в канун Рождества, шел поздним вечером домой. Видимо, путь реформатора пролегал через некую зеленую зону, потому что он смотрел на небо сквозь еловые ветви. Картинка была волшебной: казалось, что елка украшена звездами с небес Мартин Лютер принес одну веточку домой и украсил горящими свечами. Со временем рождественская ель превратилась в прообраз древа познания, и на нее стали вешать яблоки. Потом фрукты заменили стеклянными украшениями. В ХVII-ХVIII веках традиция украшать елку на Рождество распространилась по всей Европе, а к XX веку - по всему миру. В канун 1895 года американский телеграфист Ральф Моррис догадался использовать электролампы в распределительных щитах для украшения елки - так появилась электрогирлянда (самая первая красовалась на елке перед Белым Домом).

Но на картине Бриона ничего этого пока нет, и торжественное настроение передается скромными украшениями елки и праздничными одеяниями колядующих.

А традиция рождественского колядования появилась еще в Средние века. До сих пор дети ходят по домам с песнопениями во славу Спасителя и получают за это гонорар в виде сладостей или денег.

«ПОД ВЕНЕЦ»

На картине Константина Егоровича Маковского «Под венец» тоже прячутся несколько традиций.

О первых двух мы, правда, только догадываемся: это браки по расчету и низкий брачный возраст. Известно, что еще каких-нибудь 150 лет назад брак по любви -то есть пренебрежение волей родителей, социально-экономическими доводами и следование за эмоциями, спровоцированными гормональной бурей, - считался делом предосудительным. Очень может быть,что напряженная невеста на этом полотне не вполне себе представляет, что за человек ее будущий муж Вероятно также, что он старше ее раза в два-три, а может и в четыре. И, судя по виду, ей не больше 16.

Низкий брачный возраст характерен не только для Древнего Рима или современной Нигерии: церковная (византийская) норма предписывала нашим предкам отдавать дочерей замуж с 12 лет. Мальчикам можно было жениться с 15. Указ Петра I, который повысил брачный возраст до 17 лет, оказался в 1714 году несвоевременным и почти не соблюдался: невест продолжали выбирать среди 12-13-летних детей. Да и сам Петр I объявил дочь Елизавету совершеннолетней, едва той исполнилось 12. Так что героиня картины Константина Маковского, возможно,еще и засиделась в девках.

Но самого художника больше увлекает не юность невесты, а красота старинного костюма, с любовью выписанного на многих картинах Маковского. Русь боярская прорисована на его ярких полотнах с такой детализацией, что по ним можно изучать стародавний быт. А источником этой убедительности было увлечение живописца: он всю жизнь коллекционировал предметы русской старины. И почти вся эта огромная коллекция была продана с молотка. Осенью 1915 года 76-летний художник попал в ДТП на Петроградской стороне и после этого так и не оправился от травмы. Всего через полгода состоялся аукцион, в каталоге которого было 1100 предметов. В музеях оказались только небольшие фрагменты коллекции Маковского. Лучшие из них можно увидеть сегодня в экспозиции Этнографического музея.

«ЦЫГАНСКОЕ ВЕЛАТОРИО»

Испанские цыгане на картине Хосе Мария Лопес Эскуита веселятся по трагическому поводу. Но не из личного цинизма: их к этому обязывает обычай. Нам он, кстати, тоже знаком - по православной культуре, в которой погребальный обряд включает ночное бдение у гроба. Велаторио - такое же бдение, только в течение суток. Обычай был распространен в католических странах, в Южной Америке. Почему на детских велаторио неуместна скорбь? Мексиканцы, например, верят, что крещеное дитя после смерти становится ангелом, крылья которого могут намокнуть от слез, - в рай на таких не улетишь.

«ПОЦЕЛУЙНЫЙ ОБРЯД» («ПИР У БОЯРИНА МОРОЗОВА»)

Со стороны все похоже на домогательства в присутствии дремлющего мужа. На самом деле муж (самый представительный человек на этой картине) не дремлет, а контролирует соблюдение поцелуйного обряда. Место и время действия - Русь ХVI-ХVII веков, смысл действия - чествование особо дорогих гостей. Высокая женщина в желтом, с ожерельем - хозяйка дома, которая вышла к отобедавшим гостям с кубком водки. Напиток она по очереди подносит гостям, а те целуют ее в уста.

«ДЕМЬЯНОВА УХА»

«Ты меня уважаешь?» - как бы говорит хозяин, нацеливая на гостя ложку.

«Да не могу я больше!» - безуспешно защищается тот.

На академической выставке в 1857 году автор картины «Демьянова уха», Андрей Андреевич Попов, даже получил малую золотую медаль. Сюжет навеян одноименной басней Крылова, в которой гостеприимство победило, и чудом спасшийся Фока (гость в красной рубахе) с тех пор обходил хлебосольный дом стороной.

Маниакальное гостеприимство, которое обрушивается на вас в правильном русском доме, имеет задачу не только накормить пришельца до отвала и с комфортом приютить, но и показать вам - а главное, соседям, знакомым и другим добрым людям, - что у вас есть для этого материальные и нравственные возможности.

Судя по двум стеклянным предметам на столе, под напором Демьяна вот-вот реализуется и одна из русских питейных традиций. Осада Фоки только начинается, так что в стакане наверняка не «посошок». Скорее всего, это первая рюмка «за здоровье» (нелогичное название идет из древности, когда водками назывались только лекарственные настойки и снадобья).

Мораль крыловской басни выходит далеко за пределы стола. В финале Иван Андреевич предостерегает собратьев по перу от графомании:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

ТРОПАМИ ОТЦОВ

Принято считать, что традиции пропитаны мудростью предков. Люди принимают их безоговорочно. Но все ли традиции нам жизненно необходимы - то есть имеют биологический смысл?

Смысл этот един для всех обществ: традиция - не что иное, как набор эталонов, готовые решения для разных культурных задач. И качество этих решений объективно проверяется по соответствию биологическим целям - естественному отбору и увеличению биологического качества. Положительные традиции должны не вредить ни тому, ни другому и не препятствовать свободному выбору. (Например, кастовость, без которой мы не можем вообразить Индию, создает проблемы для биологического потенциала нации - значит, положительной традицией она не является.)

Человек формировал свои традиции на основании наблюдений, которые тысячелетиями помогали ему выжить: использовать особенности окружающей среды, чтобы найти кров и пищу, сохранить здоровье и занять место в обществе. Но сегодня слепое следование традициям, которые нуждаются в переоценке, может обернуться против нас.

Пример - еда: сфера, без традиций невозможная.. Блюдо, подобное китайскому деликатесу «столетнее яйцо» (выдержанное несколько месяцев в специальной глине), вряд ли возможно встретить у народов, живущих на вечной мерзлоте Арктики. Кроме того, традиционная кухня всегда учитывает, какое количество энергии нужно человеку для выживания в конкретном климате. Пусть шотландцы и французы живут близко и относятся друг к другу с симпатией, но француза совершенно не впечатлит традиционный шотландский завтрак из огромной порции овсянки с яичницей и стопкой виски. А шотландец вряд ли придет в восхищение от типичного французского круассана с кофе, ведь после завтрака он - по традиции - должен быть способным провести весь день в горах под дождем.

Наш организм настолько подстраивается под традиционную пищу, которую предки ели веками, что в генах разных народов могут закрепляться характерные мутации. Классический пример зависимости активности генов от диеты - способность расщеплять лактозу. Молочный сахар усваивают все дети, но с возрастом эта способность может быть потеряна. Это происходит из-за снижения активности гена, который отвечает за выработку в тонком кишечнике фермента лактазы. В тех странах, где цельное молоко составляет существенную долю диеты, этот ген у многих людей остается активным до старости. Из европейцев самые толерантные к молоку - шведы, голландцы и англичане (94-99% населения). В России лактаза активна примерно у половины взрослого населения, в Средней Азии и Северном Китае - только у одного из десяти, а в Южном Китае и Японии таких людей практически нет.

Еще одна традиционная ниша - народная медицина. Еще несколько десятилетий назад Всемирная организация здравоохранения активно выступала против взаимодействия с ней, однако в последние годы несколько скорректировала свою позицию. Официальная медицина не в силах подготовить достаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые помогали бы миллионам людей в развивающихся странах. А вот наладив взаимодействие с народными эскулапами, можно будет обучить их некоторым ключевым принципам современной медицины и дать возможность лечить людей правильно. Кроме того, надежда возлагается на направления этномедицины (такие как китайская или Аюрведа в Индии), которые накопили действительно ценные знания о строении человеческого организма и целебных практиках. Сейчас проводится множество экспериментальных и клинических исследований, которые доказывают эффективность традиционных методик лечения, в том числе растительных препаратов, мануальных практик и даже духовных. Все это можно было бы интегрировать с опытом официальной медицины.

Увы, традиционная медицина изобилует не только полезными знаниями, но и суевериями. Один из самых печальных примеров - эпидемия СПИДа в Западной Африке. Опрос, проведенный в 2008 году в республике Гана, показал, что треть населения считает, что эта болезнь вызвана колдовством. А многие люди из стран южнее Сахары верят, что самым действенным лекарством от СПИДа является секс с девственницей. Так «мудрость предков» оказалась виновником эпидемии СПИДа в Африке.

Семейные отношения тоже «пострадали» от влияния традиций. В любой стране до сих пор преобладает патриархальный тип семьи, и ученые столетиями создают теории, которые •смогли бы оправдать это с биологической точки зрения. Были попытки доказать интеллектуальное Превосходство мужчин на основании того, что объем мужского мозга в среднем на 8% больше. Эту теорию полностью опровергли в 2013 году нейробиологи из Калифорнии и Мадрида: участницы их исследования решали интеллектуальные задачи также эффективно, как и участники.

В 2006 году ученые из США опубликовали результаты резонансного исследования, которые показали: если девочек мотивируют к изучению точных наук так же, как и мальчиков, и они прикладывают одинаковые усилия к овладению этими науками, то и разницы в их успехах не будет никакой. В октябре 2015 года опубликовали еще более интересную работу. Большая группа нейрофизиологов из Израиля, Германии, Швейцарии и США проанализировала данные структурной магнитно-резонансной томографии мозга 1400 мужчин и женщин. Вывод оказался неутешительным для многих мужчин: никаких устойчивых специфических особенностей центральной нервной системы, присущих тому или иному полу, практически не существует.

Но если девочки от природы не глупее мальчиков, то неужели мальчики от природы менее чувствительны и заботливы, чем девочки? Ученые подтверждают, что у матерей при заботе о детях вырабатывается больше гормона нежности - окситоцина, чем у отцов. Кроме того, при общении с детьми у них оказываются задействованы зоны головного мозга, отвечающие за эмоции, внимание и бдительность, в то время как у отцов - за обучение и жизненный опыт, которые они хотят передать отпрыскам. Однако исследование израильских ученых, опубликованное в 2014 году, показало: материнское поведение обнаруживается и у отцов, если по ка-кой-то причине они берут на себя полную ответственность за ребенка. При этом у мужчин выделяется больше окситоцина и даже меняется активность мозга, подстраиваясь под так называемый женский тип работы.

ОБЫЧАИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ...

Обычаи бывают разные - забавные и леденящие душу. Когда люди, которые «с нуля» знакомятся с культурой (маленькие дети или иностранцы), поражаются какому-то обычаю: «Зачем? Почему?!» - носители этой культуры порой могут ответить лишь: «Потому!» И это самый правильный ответ. В основе любой традиции - не авантюрная идея далекого предка, а вековой опыт социальной группы, который отшлифовал схему действий для какой-то ситуации. Смысл, заложенный в традициях, гарантирует верность этой схемы, так что они позволяют не искать всякий раз решение некой культурной задачи, а брать готовый «трафарет». Традициям надо просто верить - они созданы специально для того, чтобы их не приходилось осмысливать. Но мы все же сделаем такую попытку.

СВАДЬБА: МАДРАС И БРЕВНО В ПОСТЕЛИ

Индусы - как женщины: сначала придумывают себе немыслимые препятствия, а потом с успехом их преодолевают. Взять хотя бы традицию в штате Пенджаб, которая запрещает дважды женатому мужчине вступать в третий брак. А вот в четвертый - пожалуйста. То же самое в Ченнаи (Мадрасе), где младшему брату нельзя жениться раньше старшего. И, чтобы обойти запрет, мужчина женится... на дереве. А чтобы избавиться от такой «супруги», дерево срубают. Вуаля, мужчина - вдовец. Может жениться на ком хочет.

В Кении мужчин после свадьбы наряжают в женскую одежду. В ней счастливый новобрачный должен проходить минимум месяц - считается, что только так он сможет прочувствовать все тяготы женской доли.

А в Центральной Нигерии «издеваются» над будущими женами. Их помещают в специальные хижины - для откорма, и в течение долгих месяцев матери приносят невестам мучные изделия в сумасшедших количествах, чтобы те располнели: толстая женщина в Нигерии - красотка.

На греческой свадьбе молодая жена старается оттоптать пятки мужа. Если ей это удалось, у нее есть все шансы стать главой семьи. А еще в Греции в первую брачную ночь у молодоженов появляются дети: их пускают помять постель, чтобы у молодых все сложилось, как надо.

Обряды посвящения, инициации, рождения и похорон — характерны для всех народов. Чтобы перейти в новое качество, нужен символ - ритуал. Это свойство магического мышления,характерного для любых архаических верований: так «спокойнее». Исполнишь ритуал - угодишь богам, угодишь богам -получишь защиту. Любые ритуалы, обычаи и традиции переполнены символами перехода в иное качество. Фата, к примеру, символ... смерти. Невеста закрывает голову и лицо фатой и как бы «умирает». Умирает как беззаботная девушка и рождается как жена и мать семейства. Неправильно думать, что обряды не нужны. Даже для самых просвещенных людей они играют важную психологическую роль, подготавливая к новой жизни. Или к смерти.

ПОХОРОНЫ: ТИБЕТ И НЕБЕСА

Для святых и иже с ними в Тибете действует своя система погребения - бальзамирование и покрытие золотом. Для простых смертных возможны четыре варианта: небесные, водные, древесные и земляные похороны. Главная идея -тело вернуть природе, а душе позволить освободиться (для взрослых), или, наоборот, сохранить тело как вместилище души (для детей).

В земле хоронят только детей до четырнадцати лет. Тибетцы считают, что детская душа может испугаться резкого перехода в загробный мир и «затеряться» между смертью и будущим рождением. Поэтому тело надо сохранить, чтобы переход был постепенным.

Самые «ходовые» похороны - небесные, или Bya Gtor, что в переводе с тибетского - «разделенный птицами». После смерти человека усаживают в позу эмбриона, а лама читает над ним сутры из тибетской Книги мертвых. Через три дня покойника уносят на специальную площадку в горах. Здесь люди, исполняющие ритуал, - рогьяпы - делают на его теле глубокие надрезы, чтобы облегчить задачу стервятникам. После того, как от трупа остаются череп и кости, их дробят на мелкие кусочки, дабы птицы могли завершить начатое. Очень быстро от человека не остается почти ничего. Здесь верят, что чем меньше оставили птицы, тем безгрешнее был усопший. Водное погребение используется реже из-за трудоемкости. Принцип тот же: тело измельчается, смешивается с цзампой - пережаренной ячменной мукой - и скармливается рыбам. Кстати, именно поэтому тибетцы не едят ни рыбу, ни птицу: это, мол, все равно что есть покойников.

На деревьях хоронят мертворожденных, тело которых пропитывают соляным раствором, а затем помещают в клетку и вешают ее на дерево. Это позволяет надеяться, что семью больше не постигнет подобная беда.

Такие обычаи. конечно, связаны еще и с банальными особенностями ландшафта. Скалистые горы тверды, как корунд, - могила здесь попросту роскошь, а дрова для кремации дороги, как миллиграмм антивещества. Но главное -это вера. Человек должен приносить пользу, даже когда умирает. Так что его последнее предназначение - накормить голодных. Почему бы и нет?

РОЖДЕНИЕ: ИНДИЯ И ЦВЕТЫ ЖИЗНИ

И снова Индия: там младенцев сбрасывают с высоты. Высота - метров 15, место действия - балконы храмов, возраст несчастных - до года. Перед «полетом» ребенка еще и хорошенько трясут, добиваясь душераздирающего плача. Внизу уже ждут счастливые родственники с натянутой простыней. Приземляются все, и, по неофициальной статистике, последние 500 лет ритуал обходится без жертв. Насмерть перепуганных орущих младенцев пускают по кругу рук радостной толпы незнакомцев, которые пришли, чтобы поцеловать сброшенного ребенка, - считается, что это приносит счастье.

Не во всех традициях все заканчивается так хорошо. Например, в африканском племени хамер верят: если первым у младенца прорезывается верхний зуб - ребенок «пришел от дьявола», и он принесет племени несчастье. Поэтому однажды ночью за малышом приходят. Несколько мужчин уносят его в лес и оставляют там одного.

Аборигены в лесах Амазонии до сих пор задабривают своих богов, закапывая детей заживо - тысячами каждый год Несколько лет назад стало известно, что ритуальные убийства детей до сих пор практикуют в Уганде, только сейчас это религиозное действо превратилось в коммерческое.

Принесение в жертву детей (часто - любимых или единственных в семье) с целью умилостивить богов существовало в свое время у майя, ацтеков и инков, в Вавилонии, Финикии и Карфагене... Есть разные взгляды на истоки жертвоприношений, и ни одна из теорий не объясняет разнообразие таких обрядов и их мотивов: это может быть и задабривание бога, и общение с ним, и способ искупить грехи или накормить умерших, и тотемическое «причащение». Возможно, человеческие жертвоприношения появились вместе с признанием священности крови, которая воплощает жизненную силу. Также они связаны с культом плодородия, поэтому более характерны для мирных народов-земледельцев.

ИНИЦИАЦИЯ: АБОРИГЕНЫ МАРДУДЖАРА И ОБРЕЗАНИЕ

Самые страшные традиции посвящения мальчиков в мужчины распространены в Африке, Океании и Амазонии. Мавры из племени масаев проводят по этому случаю обряд обрезания, а в Эфиопии и Кении обрезают еще и девочек.

Но что такое обычное обрезание по сравнению с тем, что приходится пережить австралийским аборигенам мардуджара! Для начала подростку выбивают один передний зуб и прокалывают перегородку между ноздрями. После этого он считается мертвым - символически, на самом деле ребенок все чувствует. Потом следует собственно обрезание. Но это не все: пока мальчуган сидит в полуобмороке, старейшины заставляют его открыть рот, чтобы съесть «хорошее мясо». Им, конечно, является только что отрезанная крайняя плоть, которую он должен проглотить. Тогда все говорят, что он съел «своего мальчика», и довольные расходятся, чтобы через несколько месяцев сделать несчастному субинцизию - рассечение пениса (правда, не полное, а лишь с одной стороны). Сегодня этот жуткий обряд медленно исчезает.

У манданов (индейского племени, которое почти вымерло в XIX веке от оспы) существовала окипа. Перед церемонией мальчики не ели и не пили в течение трех--четырех дней. Потом их отводили в хижину, где надрезали им кожу на груди и плечах, а под мышцы засовывали длинные деревянные спицы. На этих «шампурах» детей подвешивали под крышей, а в руки и ноги вбивали еще несколько спиц, прикрепляя к ним что-нибудь потяжелее. Да, и во время обряда юноши должны были улыбаться - пока не потеряют сознание. После этого мальчишек снимали (спицы из мышц не вынимались). Очнувшись, страдальцы предлагали старейшинам жертву - свои левые мизинцы. Те охотно принимали: отрубленный палец считался даром богов, которые с этого момента будут помогать молодому человеку стать хорошим охотником. Остаток дня юноши бегали внутри образованного соплеменниками кольца. Святой обязанностью последних было дергать за спицы, вставленные в спины и конечности инициирующихся.

Как заставить строптивых юнцов подчиняться законам племени? Как сплотить их, подавив индивидуальность? Только через общее страдание. В «цивилизованных» странах юноши проходят армию, в традиционных обществах - жестокие обряды инициации. — Что касается обрезания - по мнению некоторых исследователей, когда-то эта процедура заменяла языческий обряд человеческого жертвоприношения. — Возможно, первые обрезания делались в гигиенических целях, в условиях антисанитарии засушливых районов. Спустя столетия гигиенический смысл процедуры поблек, она сакра-лизовалась и распространилась там, где имела уже только ритуальный смысл, и в таком виде остается весьма популярной в современном цивилизованном мире.

 

АГХОРИ И ГРЯЗЬ

Они сковывают свои гениталии цепью, у них черные языки, они измазаны кремационным пеплом. Агхори - индуистские религиозные сектанты, которых все местные боятся и считают ракша-сами - злыми демонами. И не зря. Эти парни носят ожерелье из костей, пьют алкоголь из человеческого черепа и курят опиум. И едят трупы. Тела они воруют из кремационных костров. Как они это делают - сказать трудно, в первую очередь потому, что им нельзя прикасаться к трупам ничем, кроме рта.

Философия простая: чем гаже нечто, тем активнее должен стремиться к этому истинный агхори. Смысл - вечное преодоление себя и отказ от мирских удовольствий, в том числе от гигиены, крыши над головой, нормальной еды. Говорят, они не брезгуют даже фекалиями.

ИНДИЯ И ДРУЗЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Индия - страна контрастов. С одной стороны - агхори, с другой - поклонение коровам. Их нельзя не только убивать, но и просто сдвигать с места, если они лежат на дороге и создают километровую пробку. Иначе тюрьма. Или высылка из страны (кстати, соберетесь в Индию - лучше не брать с собой кожаные вещи). Об этой традиции индусов знают, конечно, все.

Мало кто в курсе, что такое же отношение к обезьянам. Они живут прямо в храмах, где их откармливают местные и туристы. Наглецы пользуются ситуацией и выпрашивают еду не хуже цыганят.

Змеи, которые тоже в почете, чувствуют себя здесь не менее раскованно. В их честь даже построены храмы. Кобр, питонов и гадюк можно встретить не только в парках и на берегах рек, но и в гостиничном номере. В Индии живет 10% от общего числа всех видов змей мира. От их укусов в стране погибает 50 тысяч человек ежегодно.

Подобная вера в одушевленность природы - анимизм - помогает объяснить устройство мироздания. Например, корова, почитаемая индусами, не только олицетворяет чистоту и святость, но и символизирует материнскую фигуру, бескорыстное жертвование.

БОРНЕО И ЧЕЛОВЕЧИНА

Самой людоедской страной современности считается Индонезия, а именно - часть Новой Гвинеи и острое Калимантан (Борнео). Джунгли последнего наполнены охотниками за черепами -даяками. Самые лакомые кусочки тела для них - голова, мозг, мясо с бедер и икр, сердце и ладони. Инициаторами каннибальской охоты традиционно являются женщины. Последний всплеск каннибализма на Борнео произошел недавно - на рубеже ХХ-ХХ1 веков: правительство Индонезии пыталось колонизировать внутренние районы острова цивилизованными яванцами и выходцами с Мадуры. Почти все они были съедены.

В Папуа - Новой Гвинее прошлым летом полиция задержала 54 каннибала. Десятки лет местные деревушки Даме-ра и Вайдабодоло.что называется, «варились в собственном соку» - за это время там укрепили свои позиции религиозные культы, практикующие ритуальные обезглавливания (им подвергаются соседи по джунглям или самоуверенные чужаки из внешнего мира) и поощряющие бытовой каннибализм.

Много любителей человечины остается на черном континенте. Чаще всего это представители тайных мужских союзов Западной Африки («Общество леопардов», «Общество аллигаторов» и др.). Процветает каннибализм в Нигерии, Сьерра-Леоне, Бенине, Того, Кении и даже в продвинутой ЮАР.

Несмотря на то что — практика людоедства в той или иной степени существовала в разное время во всем мире, ему посвящено очень мало научных исследований (по крайней мере, на европейских языках). Чаще всего — каннибализм преследует ритуальные цели. Однако есть племена, где все проще: человек человеку - пища. Аборигены Новой Гвинеи сравнивают человеческое мясо со свининой, но первое все же предпочтительнее - оно нежнее и никогда не вызывает проблем с пищеварением.