Ампутация как уголовное наказание
Уголовные наказания, связанные с ампутацией у преступника частей тела - отрубание рук, выкалывание глаз и так далее, носили своего рода профилактический характер. Их использовали, чтобы все окружающие наглядно видели, в чем именно повинен злодей.
«Членовредительские» казни известны человечеству уже несколько тысячелетий. Причем они обычно проводились публично, поскольку должны были еще и устрашить окружающих, дабы тем «неповадно было».
Китайские «церемонии»
Первые упоминания о такой «профилактике» пришли из Китая. В частности, есть документ, связанный с правлением династии Чжоу в ХИН веках до нашей эры. Это трактат «Чжоу ли», созданный, по мнению ученых, последователями Конфуция.
Там предусматривались такие наказания за совершение уголовных преступлений, как отсечение носа, отсечение ушей, отрубание ступней или рук, а также кастрация. Причем кастраты потом шли в дело - их использовали для охраны дворцов. Наказания делились на пять разных категорий, в зависимости от тяжести совершенного преступления. При этом убийство, например, считалось не самым тяжким. На первом месте была попытка поднять смуту в государстве. Вторым по тяжести преступлением было вводить других в заблуждение с помощью музыки, одежды, необычных предметов. Третьим - проповедовать ложные взгляды, учить плохому и производить разделение в обществе. Четвертым -обманывать других ложными видениями и гаданиями.
И лишь на пятом месте стояло убийство. То есть убийца мог вполне отделаться всего лишь отсечением носа или отрубанием руки, которая держала орудие преступления.
Что касается отрубания ступней, то в Древнем Китае так в основном наказывались воры. Насильственной кастрации подвергались мужчины, обвиненные в прелюбодеянии или изнасиловании. То есть нынешняя химическая кастрация сексуальных маньяков и педофилов, применение которой сейчас на законодательном уровне рассматривается во всем мире, - далеко не изобретение современной цивилизации. В Древнем Китае, правда, просто отрубали соответствующие части тела, но суть от этого не меняется.
Кто кого научил?
Бытует мнение, что зверства, которые крестоносцы устраивали во время набегов на жемчужину Палестины - город Иерусалим - в поисках Гроба Господня, они почерпнули из арсенала святой инквизиции. Действительно, эти деятели в глухих рясах знали толк в пытках и наказаниях, в том числе и не смертельных, но доставляющих жуткую боль. Однако, если проследить хронологию, то еще неизвестно, кто у кого что почерпнул. Дело в том, что самые активные крестовые походы приходились на период с 1095 по 1290 год. Потом активность крестоносцев резко спала, а впоследствии они вообще потеряли власть и влияние в Палестине.
А вот первые упоминания о святой инквизиции связаны с папой Иннокентием III и датируются 1215 годом. Ну а расцвет инквизиции вообще произошел в 1478 году, то есть через 200 лет после окончания походов на Палестину. Так что можно говорить о том, что методы пыток в Европу принесли крестоносцы, которые почерпнули их на том же Востоке или придумали самостоятельно.
Например, крестоносцы по отношению к захваченным жителям Палестины очень часто применяли такие пытки, как отрезание носа и ушей. Особенно рыцари любили мучить таким образом восточных женщин, которых по каким-либо причинам нельзя было продать в наложницы. Им не только отрубали носы или уши, но и частенько вырезали соски на груди. Такого рода уродство женщина скрыть уже не могла, и после пыток большинство их просто кончали жизнь самоубийством, так как были обречены на одиночество, а значит -на медленную и мучительную смерть от голода. На древнем Востоке женщина была совершенно бесправным существом и физически не могла прокормить сама себя.
Родители «Железной девы»
Кстати, есть косвенное доказательство того, что именно крестоносцы научили инквизиторов мучить людей. В арсенале святой инквизиции есть орудие не смертельной пытки, которое называется «груша». Это металлический инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов. Он засовывался, в зависимости от вида совершенного преступления, в анус, влагалище или рот жертвы. Потом палач подкручивал винт, и сегменты внутри человеческого тела распускались, причиняя жертве адскую боль. Таким образом обычно наказывались богохульники, лжецы, женщины, родившие вне брака, и мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации. Некоторые историки утверждают, что в Европу это устройство привезли с Востока крестоносцы, которые впервые увидели там его применение и решили «перенять опыт».
Вообще, что касается святой инквизиции, то у нее на вооружении был целый арсенал пыточных инструментов, неприводящих к смерти. Конечно, практически все жертвы, попавшие в застенки к монахам, оттуда уже не выходили. Но перед смертью они испытывали адские мучения, которые достигались этими самыми «профилактическими» пытками во время следствия.
Богохульникам и лжецам с корнем вырывали язык. Причем не отрезали, а именно вырывали специальными щипцами. У монахов Святого престола сначала практиковалось не отрезание носа, а вырывание ноздрей. Но потом стало ясно, что ноздри могут заживать и наращивать ткани так, что и следа пытки не остается. Вот тогда стали отрезать весь нос.
Имелись также особо изощренные способы пыток, описанные в трактате «Молот ведьм», созданном в 1486 году Генрихом Крамером. В частности, в этом трактате настоятельно рекомендовалось выкалывание глаз как профилактическое средство борьбы с ведьмами. Во-первых, монахи-садисты считали, что ведьмы именно глазами напускают свои колдовство и порчу. Кстати, именно поэтому косоглазие было верным признаком того, что человек - или злой колдун, или ведьма. А во-вторых, инквизиторы выкалывали подследственным глаза потому, что «они видели дьявола».
А вот такое устройство, как «Железная дева», было изобретено только в конце XVIII века, то есть на закате инквизиции. Это была «воспитательная» пытка, которая представляла собой железный саркофаг по форме человеческого тела, утыканный изнутри острыми шипами. Жертву помещали внутрь и запирали тугой крышкой, так что шипы врезались в тело, доставляя нестерпимую боль. Если этого было мало, то в саркофаге предусматривались отверстия, в которые вставлялись острые стержни или сабли. Они тоже калечили тело.
Если жертву оставляли там надолго, она умирала от потери крови. Но обычно инквизиторы этого не допускали. Человека вынимали, после чего он или она признавались в чем угодно. Дальше следовала обычная казнь.
От Ивана до Петра
И, наконец, Россия. Здесь подобные методы ампутации «провинившегося органа» были возведены в ранг законных при царе Иване Грозном.
Одним из первых указов молодого царя в 1549 году по всей стране была введена практика отсечения руки вору, повторно пойманному при совершении преступления. Кроме того, с середины XVI столетия повсеместно начинают применять отрезание руки холопу, оказавшему физическое сопротивление хозяину, или отрезание ушей вору, пойманному на первой краже.
Через 100 лет, в 1649 году вышло новое Уложение о наказаниях. По нему руку отрубали тому, кто замахнется оружием в присутствии государя или ранит кого-то на государевом дворе. Вору, пойманному на первой краже, отрубали два пальца на руках, а вот того, кто был пойман на разбое или ограблении церкви, калечили капитально - ему сразу отрубали левую руку и правую ногу.
Отсечение ушей применялось в отношении мошенников и карточных шулеров. Так же наказывали воров за третью кражу рыбы из садка или пруда. Интересно, что Петр I активно применял пытки Ивана Грозного. В частности, во время правления Петра широко использовались вырывание ноздрей и отрубание носа в отношении беглых холопов или каторжников. Язык отрезали за богохульство, «злые слова» против государя. Особенно часто этой пытке на Руси подвергались старообрядцы.
Существует документальное описание этой пытки: «Для производства наказания преступника сажали на скамейку, вытягивали ему клещами язык, отрезали не весь, а только часть, иногда наискось. Случалось, что после такого увечья наказанные все-таки продолжали говорить, тогда казнь повторяли».
Остается только добавить, что на Руси подобные членовредительства не составляли весь судебный приговор. После этих жутких процедур жертву еще били кнутами, батогами, а по излечении высылали в Сибирь на вечную каторгу.