Пакистан

Мечеть Фейсал в Исламабаде — самая большая мечеть Пакистана.
Мечеть Фейсал в Исламабаде — самая большая мечеть Пакистана.

Общие сведения

Официальное название Исла́мская Респу́блика Пакиста́н
Столица г. Исламабад
Площадь 803 940 км2
Население 193 238 868 чел. (на 2013 год)
Государственный язык урду, английский
Денежная единица пакистанская рупия

Государство омывается водами Аравийского моря на юге, граничит с Ираном на юго-западе, Афганистаном на северо-западе и севере, Китаем на северо-востоке и Индией на востоке. Сухопутные границы: Индия — 2 912 км, Афганистан — 2 430 км, Иран — 909 км, Китай — 523 км.

Пакистан — шестая по численности населения страна в мире, имеющая второе по величине мусульманское население (около 180 млн чел.) в мире после Индонезии.

На большей части страны климат тропический, на северо-западе субтропический. Средния температуря января на равнине от +12°С до +16°С (в высокогорьях бывают морозы до -20°С), июля — от +30°С до +35°С. Осадков на равнинах выпадает 100 — 400 мм. в год, в горах — до 1000 мм. в год. Год в Пакистане делится на три сезона: прохладный (с октября по март), жаркий (с марта по июнь) и дождливый (с июля по сентябрь). С наступлением жаркого сезона на юге становится удушающе жарко и влажно, в северных районах в это время погода достаточно приятная. В горных районах погода напрямую зависит от высоты над уровнем моря и может сильно изменяться в течение суток.

История

Пакистан — молодое государство, возникшее в 1947, но мусульмане на его территории живут более тысячи лет. Впервые они появились в Южной Азии в VIII в. как завоеватели и оставались влиятельной политической силой вплоть до XIX в.

Ранние мусульманские государства в Индии. В 710–716 войска под командованием видного омейядского военачальника Мухаммада ибн Касима захватили Синд и южный Пенджаб. Тех, кто не принял мусульманство, новые арабские власти обязали платить специальную подушную подать на иноверцев — джизию, но им была оставлена свобода в отправлении религиозных обрядов и в сфере культурной жизни. От индусов не требовалась обязательная военная служба, но если они на нее поступали, то освобождались от джизии и получали положенные жалованье и вознаграждение.

Между 1000—1027 султан Махмуд Газневи предпринял 17 походов в Индию, проникая через долину Инда на Гангскую низменность. Его империя простиралась от Самарканда и Исфахана до Лахора, но ее западные области были утрачены наследниками престола в XI в. Газневидский Пенджаб, включавший северо-западные пограничные области и Синд, может считаться прообразом Пакистана. Многочисленные мусульманские общины, расселившиеся в бассейне Инда, уже не рассматривали эти земли в качестве покоренной территории — она стала для них родиной.

Господство Газневидов оказалось непрочным, и в 1185 долина Инда вошла в состав державы Гуридов. Это случилось при султане Муиз-уд-дин Мухаммаде, которому удалось распространить мусульманское владычество на всю Северо-Западную Индию, а также на Бенгалию и Бихар. Преемникам убитого в 1206 в Пенджабе Муиз-уд-дин Мухаммада удалось сохранить контроль над завоеванными в Индии землями. Период после его смерти вплоть до воцарения Бабура, основавшего в 1526 династию Великих Моголов, известен как время Делийского султаната. В нем за более чем 300 лет сменилось 40 султанов, принадлежавших пяти мусульманским династиям: Гулямов (1206–1290), Хильджи (1290–1320), Туглакидов (1320—1414), Саидов (1414—1451) и Лоди (1451—1526). Административные посты в Делийской державе занимали преимущественно мусульмане, но индусы тоже привлекались на государственную службу. Для решения гражданских дел индусы имели собственные общинные суды (панчаяты).

Ислам в эту эпоху упрочил свое влияние в Индии. Обращение в него в целом обходилось без насилия, а проповедью мусульманских догматов занялись суфии, частично специально обучавшиеся, чтобы нести свет новой веры в разные области субконтинента. Контакты индусов и мусульман привели к становлению языка урду, который возник на базе одного из диалектов Северной Индии, обогатившись за счет персидской лексики. Хинди сформировался на той же диалектной основе, но испытал воздействие санскрита. В XVII—XVIII вв. сложился современный литературный стандарт урду, который использовал персидско-арабскую графику и воспринял творческие традиции персидских и арабских писателей и идеи ислама; урду превратился в мощный двигатель мусульманской культуры в Южной Азии.

Империя Великих Моголов. Это государство известно своими достижениями в области культуры, просвещения и искусства. Созданное Бабуром в 1526, оно было консолидировано уже его внуком Акбаром (ок. 1556—1605). Акбар проводил политику примирения с индусами, и эффективная административная деятельность составляет важную черту правления этого императора. В 1579 был отменен подушной налог — джизия. Индусские храмы были взяты под защиту государства. В 1580 Акбар объявил о создании новой религии — Дин-и иллахи (Божественной религии), которая основывалась на отказе от идолопоклонства и многобожия. Цель заключалась в обеспечении лояльности и индусов, и мусульман, особенно государственных служащих. При Акбаре под руководством министра финансов, индуса Тодара Мала, была введена система земельного налогообложения, на которую впоследствии, в конце XVIII в., опирались английские колониальные власти при разработке своей политики.

Преемник Акбара император Джахангир (1605—1627) тоже ориентировался на создание «секуляризованного» государства. Шах-Джахан (1628—1658) превратил империю в мусульманскую державу. Ревнитель веры Аурангзеб (1658—1707) стал наследником своего отца Шах-Джахана. Уже в первые годы правления Аурангзеб издал несколько декретов, восстановивших действие многих исламских обычаев. С возрастом религиозный фанатизм правителя усилился. Индусские храмы, возведенные без императорского соизволения, были разрушены, сооружение новых не дозволялось. В апреле 1679 индусы вновь были обложены джизией.

Притеснения вызвали сильное недовольство среди индусов и ряд волнений, в том числе бунт секты сатнами в городе Нарнауле в 1672, мятеж сикхского гуру Тегх Бахадура в 1675, восстание раджпутов в 1679, гражданская война с маратхами в 1680–1707. Войны, которые вел Аурангзеб, привели к разрыву добрососедских политических и культурных связей, возникших между мусульманами и индусами при Акбаре. В XVIII в. общины индусов, мусульман и сикхов вступили в междоусобную борьбу за лидерство, но не смогли противостоять англичанам, которые заполнили политический вакуум, образовавшийся после упадка державы Великих Моголов.

Британская Индия и создание Пакистана. В XVIII—XIX вв. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1757, Синд в 1843 и Пенджаб в 1849. В 1857 вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было подавлено, Бахадур-шах II осужден и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила свое существование. После 1857 бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817—1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии для индусов и мусульман. В 1887 Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885. Раздел Бенгалии в 1905 побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 английским парламентом закон «Реформа Морли — Минто» предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтен в законе «Реформа Монтегю — Челмсфорда» (1919) и в Законе об управлении Индией (1935).

В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920–1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876—1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877—1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В Лахоре 23 марта 1940 Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан (предложенное название страны было неологизмом). Лахорская резолюция 1940 декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом». В 1946 направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая — северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились два новых независимых государства — Индия и Пакистан.

Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947—1971. После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала парламентская система в соответствии с Законом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во главе с генералом (с 1959 — фельдмаршалом) Айюб Ханом. В феврале 1960 состоялись президентские выборы, на которых Айюб Хан одержал победу. Была создана комиссия по разработке конституции страны, которая была принята в 1962. Военное положение было отменено только в июне 1962. В 1965 конституционным путем Айюб Хан был переизбран президентом Пакистана. В 1969 в стране было снова введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья Хан (ушел в отставку в 1971).

Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: ок. 6,5 млн. мусульман перешло из Индии в Пакистан и ок. 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тыс. человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.

Препятствием к нормализации обстановки на субконтиненте стал кашмирский конфликт. До 1947 в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, которым предстояло решить вопрос о вхождении в мусульманский Пакистан либо в индуистскую Индию. В октябре 1947 махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 вооруженные столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами происходили до конца 1948, пока с помощью ООН не была установлена линия прекращения огня. Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией. В 1965 пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб Хан встретились в Ташкенте в январе 1966 и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня.

После длительных дебатов Учредительное собрание в 1949 под влиянием премьер-министра Лиакат Али Хана одобрило резолюцию, в которой указывалось, что «мусульмане должны руководствоваться в своей личной и общественной жизни учением и требованиями ислама, изложенными в Священном Коране и Сунне». 29 февраля 1956 Учредительное собрание приняло конституцию, в соответствии с которой 23 марта 1956 была провозглашена федеративная Исламская Республика Пакистан. В конституции было зафиксировано положение, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962, действовавшей при Айюб Хане. В этой связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама.

Дебаты по поводу избирательных курий имели серьезное значение ввиду того, что ок. 20% населения Восточного Пакистана составляли индусы. В 1950–1952 были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана; и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане. Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в Восточном Пакистане в марте 1954 среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб Хане (1958–1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (т.н. систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.

На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает бóльшими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов. Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955, затем была достигнута договоренность о равном представительстве обеих частей страны в национальном парламенте.

В феврале 1966 лидер Авами лиг Шейх Муджибур Рахман выдвинул программу из шести пунктов, которая предусматривала: 1) ответственность федерального правительства перед парламентом, сформированным на основе свободных и честных выборов, 2) ограничение функций центра вопросами обороны и иностранных дел, 3) введение отдельных валют (или самостоятельных финансовых счетов) для каждой из двух провинций при контроле за межпровинциальным движением капитала, 4) передачу сбора всех видов налогов из центра в провинции, которые на свои отчисления содержат федеральное правительство, 5) предоставление обеим частям страны возможности самостоятельно заключать внешнеторговые договоры и иметь в связи с этим собственные валютные счета и 6) создание в Западном и Восточном Пакистане своей нерегулярной армии.

Пакистан после 1971. Яхья Хан ушел в отставку 20 декабря 1971. Президентом Пакистана стал Зульфикар Али Бхутто. Одним из его первых шагов была договоренность с премьер-министром Индии Индирой Ганди в Шимле о том, что индийская армия покинет пакистанскую территорию. Восстанавливались также торговые и транспортные связи между обеими странами. Отношения Пакистана с США улучшились, кроме того, ему начали оказывать помощь Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Иран.

Бхутто отменил военное положение, а в апреле 1973 был одобрен проект новой конституции, восстанавливавшей парламентскую систему правления. Расширились властные полномочия провинций. Были возрождены избирательные курии для религиозных меньшинств при сохранении главенства ислама. Придерживаясь идеи «исламского социализма», Бхутто осуществил национализацию всех частных банков, учебных заведений, страховых компаний и предприятий тяжелой индустрии. Аграрная реформа привела к передаче безземельным арендаторам заметной доли обрабатываемых площадей. Была повышена зарплата занятых в промышленности, военнослужащих и чиновников. Крупные средства были направлены на улучшение условий жизни в сельской местности. Все эти мероприятия на фоне четырехкратного роста цен на импортную нефть, сопровождались удвоением в 1972–1976 цен на потребительские товары на внутреннем рынке, что снизило популярность Бхутто в городах. Бхутто с трудом взаимодействовал с руководимой Вали-ханом Народной национальной партией (ННП) и партией Джамиат-и улама-и ислам, которые в 1972 сформировали кабинеты министров соответственно в Северо-3ападной Пограничной провинции и Белуджистане. В феврале 1973 Бхутто отправил эти правительства в отставку, запретил ННП и арестовал ее лидеров.

В марте 1977 состоялись выборы в парламент и провинциальные законодательные собрания. Оппозиция отказалась признать официальные итоги голосования и организовала движение протеста, в ходе которого погибло более 270 человек. 5 июля 1977 армия сместила Бхутто, и в стране был установлен режим военного положения. Генерал Мухаммад Зия-уль-Хак занял пост Главного военного администратора, а в 1978 стал президентом Пакистана. Бхутто обвинили в планировании убийства политических недругов и предали суду, которой приговорил его в 1979 к казни.

Зия следовал линии исламизации и стремился привести уголовное законодательство страны в соответствие с нормами традиционного мусульманского права. Были восстановлены некоторые юридические процедуры, предписываемые исламом в сфере налогообложения и банковском деле. В 1979 Зия участвовал во встрече глав государств Движения неприсоединения, состоявшейся в Гаване. Но между Пакистаном и США сохранились дружеские отношения, которые стали еще более тесными после вооруженного вмешательства СССР в гражданскую войну в Афганистане.

В мае 1988 Зия добился крупнейшего внешнеполитического успеха, когда Советский Союз начал вывод войск из Афганистана. Безопасность северо-восточных границ Пакистана заметно окрепла с завершившимся в феврале 1989 выводом советской армии из Афганистана и ослаблением позиций левых.

В феврале 1997 выборы принесли убедительную победу Пакистанской мусульманской лиге (ПМЛ), завоевавшей свыше 2/3 депутатских мест в Национальном собрании, и дали возможность Шарифу сформировать кабинет министров. Шарифу удалось юридическим путем лишить президента права смещать правительство и прекращать деятельность законодательных органов. В декабре 1997 Легари подал в отставку. В том же месяце новым президентом был избран отставной судья Рафик Тарар.

Приход к власти военных в результате бескровного переворота в октябре 1999 был подготовлен недовольством народных масс правительством Наваза Шарифа, обвиняемым в коррепции, злоупотреблении властью и непотизме (в апреле 2000 суд Пакистана вынес приговор о пожизненном заключении Шарифа). Возглавил военную администрацию Пакистана организатор переворота генерал Первез Мушарраф. Народ лелеял большие надежды в связи с приходом к власти военных. Однако провозглашенные Мушаррафом реформы и стремление покончить с коррупцией не увенчались успехом. Народ разочарован. Сам Мушарраф склонен передать власть в руки гражданских чиновников, если найдется достойная личность, способная эффективно управлять страной. Тем временем активизируются исламисты во главе с лидером Джамаат-и ислами кази Хуссейном Ахмадом, который ведет нападки на режим Мушаррафа и призывает к «революции».

Достопримечательности Пакистана

Карачи возник в начале XVIII века как небольшой рыбацкий поселок и к 1843 году стал административным центром провинции Синд. С 1947 до 1959 года Карачи являлся столицей Пакистана, и хотя в настоящее время утратил столичные функции, но остается самым крупным городом страны и центром ее промышленности, торговли и туризма. Главные исторические памятники города сосредоточены между главными улицами Бандер-Роуд и Маклеод-Роуд: здание Верховного суда Синд (начало XX в.), Государственный банк (1961 г.), колоритная набережная Лаяри, узкие кварталы Старого города и квартал Харадар (один из старейших в Карачи) с особняком Вазир (место рождения "отца нации" Мухаммада Али Джинна). Но местные жители наиболее почитаемыми считают два объекта: мавзолей Каид-и-Азам-Мазар (памятник основателю Пакистана Мухаммаду Али Джинну) и мечеть Общества национальной защиты Масджид-э-Туба. Рядом с мечетью расположен Дом медового месяца, в котором родился Ага-Хан.

Мохенджодаро считается одним из главных центров древней индуистской цивилизации: он процветал уже в середине II тыс. до н. э. Это был уникальный для своего времени город с широкими улицами и четкой планировкой, сложной системой дренажа и канализации. До наших дней сохранились развалины внушительного здания (предположительно, дворца), насыпь цитадели с кирпичными башнями, так называемый Большой зал с верандами, галереями и множеством залов, а также большой водоем, вероятно служивший культовым целям. Рядом с археологическими раскопками находится Музей Мохенджодаро, который содержит обширную коллекцию найденных здесь предметов: оружие, печати, украшения, глиняную посуду, статуэтки и даже игрушки. Здесь же расположен дом отдыха археологического отдела и мотель Туристической корпорации Пакистана.

Лахор — наиболее посещаемый город Пакистана. Уже в IX веке это был крупный торговый и политический центр региона, а приблизительно с 1525 года город становится процветающим культурным центром империи Моголов, что "подарило" ему множество дворцов, садов, памятников и мечетей. В период британского правления старая восточная архитектура была красиво дополнена сооружениями в готическом и викторианском стиле. Легенды гласят, что город основали два сына Рамы (легендарного героя Рамаяны) около 4 тысячи лет назад. Воспоминанием о его далеком прошлом служит приписываемый Раме подземный храм в северной части Королевского форта. К более поздним памятникам относятся Лахорский форт, буквально заполненный величественными дворцами, залами и садами, Старый город, мечеть Бадшахи (одна из крупнейших в мире и яркий пример могольской архитектуры), красивые сады Шалимар, ворота Чаубурджи, увековеченная в классике Киплинга Замзам или "пушка Ким" (ориентировочно 1757 г.) и старое здание колледжа Айтчисона (1886 г.) с парком площадью более 186 акров.

Столица Пакистана с 1963 года, Исламабад лежит на окраине плато Потвар, в одноименной долине, где были обнаружены следы древней культуры Соан. Сам город относительно молод, поэтому исторических памятников здесь почти нет, зато много мечетей, садов, фонтанов и широких проспектов с восточным колоритом. Главными украшениями города считаются современная мечеть Шах-Фейсал-Масджид с четырьмя минаретами высотой 88 м и центральным корпусом в виде бедуинской палатки, красивые террасные сады Даман-и-Кох и Шакарпариан, Сад роз и жасмина, парк Фатима-Джинна, а также небольшая деревня гончаров Саидпур в окрестностях города. Культурная жизнь Исламабада была бы немыслима без таких известных комплексов, как Национальная художественная галерея, Музей национального наследия, Пакистанский музей естествознания, Исламабадский музей в мемориальном комплексе Сэр-Заид и Национальный университет науки и техники.

Пакистанская Кухня

Кухня Пакистана похожа на кухню северных районов Индии с небольшим влиянием традиций Среднего Востока. Это доказывается обжигающим обилием выпеченных и жареных в масле хлебов (роти, пури, халва и нан), кэрри для мяса, луковыми приправами и перченым шпинатом, капустой, бобовыми и рисом. Великолепны на вкус продающиеся на улицах "самосы" и "тикки" — приправленная и запеченная говядина, баранина или птица, а изобилие десертов удовлетворит даже любого придирчивого сладкоежку.

Наиболее распространенной сладостью считается "барфи" (она стоит того, чтобы попробовать), приготовленная из кусочков высушенного молока с разнообразными ароматизаторами.

Пакистанская кухня основывается на использовании соусов кэрри или "масалы" (острых и горячих), сопровождающих блюда из птицы, баранины, креветок и разнообразных кушаний из овощей.

Стоит упомянуть "браин масала", "бирьяни" (рис с бараниной, птицей, приправами и кефиром), плов (то же самое, не такое острое) и "саг гошт" (соус кэрри со шпинатом и бараниной). Центром кухни Могол, известной под названием "моглай", считается город Лахор. Для этой кухни характерны такие блюда, как куриные "тандури", шашлык (запеченное на шампурах мясо), "шами-кебаб" (мясной фарш или кусочки мяса, зажаренные в масле или жирах), "тикка-кебаб" (запеченная и остро приправленная говядина или баранина) и куриная "тикка" (остро приправленная и запеченная по частям курица).

Десерты представлены кондитерскими изделиями, "шархи туркай" (нарезанный кусочками хлеб, разогретый в молоке или сметане, подслащенный сиропом и подаваемый с орехами и шафраном), халва (сладости с яйцом, морковью, кукурузным кремом, суджи и орехами) и "фирни" (похожий на ванильный заварной крем). Также везде можно отведать блюда западной и китайской кухни.

Национальным напитком считается чай с молоком, который пьют, горячим, крепким и очень сладким. Алкогольные напитки продаются только в самых дорогих отелях тем, кто имеет специальное разрешение на покупку алкоголя от Комитета по Налогообложению и Акцизам. Везде продается газированная вода в баночках.

В стране нет баров, так как существующие строгие противоалкогольные законы запрещают употреблять алкоголь. Официанты обслуживают посетителей только в крупных ресторанах и отелях. Туристы должны остерегаться употреблять водопроводную воду. Вода в бутылках продается везде, но перед ее употреблением необходимо убедиться в целостности укупорки.

Континент Страны