Сирия

Дамаск — столица Сирии и один из самых древних городов Мира.
Дамаск — столица Сирии и один из самых древних городов Мира.

Общие сведения

Официальное название Сири́йская Ара́бская Респу́блика
Столица г. Дамаск
Площадь 185 180 км2
Население 22 457 336 чел. (на 2013 год)
Государственный язык арабский
Денежная единица сирийский фунт

Сирийское Средиземноморье резко отличается от суровой природы большей части страны. На побережье климат субтропический средиземноморский: влажная мягкая зима (средняя январская температура около +12°С) и засушливое лето (+26°С в июле). Климат горной области Сирии — умеренно теплый. Зимой в горах бывают заморозки, выпадает снег. Климатические условия сирийской пустыни отличаются большими сезонными и суточными колебаниями температуры. Зимой ночью температура может опускаться до -10°С, а днем повышаться до +20°С. Частые в пустыне песчаные бури сопровождаются вторжениями зимнего ветра шемаль и жаркого летнего ветра с юга, из аравийских пустынь.

История

Финикия, Ассирия, Месопотамия, Хеттская империя, Вавилон, Египет, Персия, Рим, Византия, Ви­зантия и Арабский халифат — эти на­звания постоянно мелькают в описа­нии событий, происходивших в Сирии. Походы Александра Македонского, бит­вы крестоносцев с Сападдином (Салахад-Дином), завоевания Тимура — все это имеет прямое отношение к Сирии. Сирийские земли упоминаются также в Библии по легенде, здесь жили Адам и Ева, здесь показывают место убийства Авеля и могилу царя Нимрода, внука Хама, затеявшего строительство Вавилонской башни. Здесь, в Дамаске, фарисей Савл, бу­дущий Святой Павел, был исцелен от слепоты святым Ананией и принял христианство.

Знаменитому французскому архео­логу Андре Парро (1901-1980), много лет отдавшему раскопкам в Сирии (Мари, 1933-1968 гг.), приписывают фразу: «У каждого культурного чело­века есть две родины — своя и Си­рия». Но в 1961 г., подводя итог своим раскопкам в Мари, Парро опрометчиво написал: «Право, мало­ вероятно, что нам удастся сделать такие находки, которые превзойдут уже осуществленные».

Уже в 1964 г итальянские археологи во главе с Паоло Маттие стали иссле­довать холм, расположенный в 60 км от Алеппо. Так было открыто государст­во, чье влияние в XXV—XXIII вв. до н. э. распространялось на всю Сирию, до­стигая на юге Синая, на западе побе­режья Средиземного моря, на востоке междуречья Тигра и Евфрата.

В 1968 г выяснилось название го­сударства Эбла. А в 1974 г были найдены первые таблички с клинопис­ными текстами, написанные на древне-ханаанском языке, который, предполо­жительно, стал основой для появления аморейского, угаритского, финикийско­го и древнееврейского языков.

В 1975 г был найден крупнейший из известных до сих пор царских архи­вов III тысячелетия до н. э. более 20 тыс. клинописных табличек из глины.

Эта находка открыла миру культу­ру, ставшую основой для последую­щих цивилизаций Сирии.

Дипломатические документы, ле­тописи, царские указы, военные до­несения, приговоры судов, описания обрядов и ритуалов, тексты по земле­делию и животноводству, списки животных, рыб, географических названий, литературные и исторические тексты, словари, учебные пособия, торговые отчеты, списки товаров библиоте­ка Эблы стала настоящей энциклопе­дией жизни великого государства, существовавшего более четырех ты­сяч лет назад.

Выяснилось, что прежние представ­ления о Сирии как о территории, на­ходившейся в III тысячелетии до н. э. под влиянием соседних блестящих культур и населенной преимуществен­но скотоводами, абсолютно неверны.

Правители Эблы на равных подпи­сывали договоры с древней Ассирией, вели торговлю с Египтом, Месопота­мией, Ираном, в документах Эблы упо­минаются библейские города Содом и Гоморра. Оказалось, что в Эбле ра­ботала школа писцов, была введена государственная монополия на тор­говлю благородными металлами, дре­весиной, текстильными и гончарными изделиями, а также создана система государственного контроля за каче­ством товаров. Специальная служба сообщала торговцам о том, где нуж­ны их товары и информировала о си­туации со сбытом и предложением. Кстати, Эбла оказалась даже не мо­нархией, а своего рода «президент­ской республикой» — царя здесь из­бирали на семилетний срок.

Некролог по этому уникальному го­сударству написал Нарамсуэн, царь Аккада и Шумера, около 2250 г до н. э. он воздвиг монумент с надпи­сью: «Нарам-суэн, могущественный завоеватель Эблы, которую раньше никому не удавалось покорить».

Достопримечательности Сирии

История цивилизации в Сирии началась «от сохи»: территория современной Сирии входит в так на­зываемый Плодородный полумесяц — регион Ближнего Востока, где еще в каменном веке возникли первые оча­ги древнейшего земледелия и ското­водства и первые городские культуры.

В 2008 г Программа ООН по окру­жающей среде (UNЕР) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) обнародовали план по включению ближневосточных территорий, известных как Плодородный полумесяц, в список объектов Всемирного на­следия. Многие ученые считают, что библейский Эдемский сад находился именно в Плодородном полумесяце. Согласно заявлению ЮНЕСКО, Плодородный полумесяц может войти в спи­сок объектов Всемирного наследия в 2011 г.

К комплексу памятников, оставлен­ных Сирии историей, в этой стране от­носятся с подобающим уважением — проводят реставрацию, поддерживают музеи и научные исследования, здесь много лет работают международные археологические экспедиции.

Дамаск, столица Сирии, — один из древнейших городов мира. Возраст первых упоминаний о нем — пример­но четыре с половиной тысячи лет Старый город Дамаска целиком вне­сен в список Всемирного наследия, как уникальный объект В нем до сих пор сохранилась античная планиров­ка. Улица Мидхат Паша когда-то на­зывалась Виа Ректа — Прямая улица. Она до сих пор пересекает город с вос­тока на запад. Именно на эту улицу привели к некому Иуде будущего апо­стола Павла, ослепшего по дороге в Дамаск. Часовня Святого Анании, где когда-то собирались первые хри­стиане, сохранилась и сегодня при­надлежит монашескому ордену францисканцев.

Когда халиф Аль-Валид I забрал у христиан храм Святого Иоанна Кре­стителя, в качестве компенсации он возвратил общине часовню Святого Анании. А на основании храма Иоанна Крестителя была построена одна из самых великолепных мечетей мира — мечеть Омейядов. Голову Иоанна Кре­стителя, хранившуюся в христианском храме, халиф приказал поместить в мраморную гробницу в отдельной ча­совне, куда до сих пор ходят молиться христиане.

В Национальном музее в Дамаске хранятся знаменитые фрески на биб­лейские сюжеты из синагоги античного города Дура-Европос, которые сегодня являются жемчужиной коллекции музея. Эти фрески, датируемые III в., библей­ские герои которых изображены в гре­ческих, римских и парфянских одеж­дах, подтверждают что далеко не все еврейские общины соблюдали запретна изображения людей.

Богатейшее собрание предметов из раскопок на территории Сирии в На­циональном музее включает в себя и первый в мире алфавит, созданный в городе-государстве Угарит, суще­ствовавшем во II тысячелетии на побе­режье Средиземного моря, в Северной Сирии.

Раскопки в Угарите показали, что эта высокоразвитая торговая цивили­зация умела строить великолепные дворцы, в которых были даже водопро­вод, туалеты и канализация, а мебель инкрустировалась золотом, лазуритом и слоновой костью. Находки из Угарита представлены в Национальном музее в зале Древней Сирии.

Постоянно продолжающиеся архео­логические раскопки в Сирии приносят все новые фундаментальные открытия. Так, в историю человечества недавно возвращено государство Катна (на пол­пути между Алеппо и Дамаском), существовавшее 3500 лет назад и создав­шее прекрасные образцы архитектуры и ювелирного искусства. Сирийские, немецкие и итальянские археологи про­должают исследовать древнюю Катну.

Сирийская Кухня

Кухня Сирии — это сочетание огромного количества самых разных ингредиентов. Такое разнообразие имеет историко-географические предпосылки. Но настоящий секрет национальной сирийской кухни — это радость совместной трапезы и праздничная атмосфера каждого, даже самого простого, повседневного застолья.

Каждая трапеза у жителей этой страны — отличная возможность встречи в семейном кругу или кругу друзей. По давней традиции участники трапезы располагаются сидя на подушках или невысокой скамье вокруг стола. Слишком оживленной беседе за столом сирийцы предпочитают тишину. А вот после трапезы приходит время чаепития и разговоров.

Сирийская кухня знаменита умелым применением в ней разнообразных приправ, специй и зелени, а также великолепным оливковым маслом, которое добавляется во многие блюда. Кухня Сирии сочетает в себе кулинарные традиции арабских, кавказских народов и арамейцев. Кроме того, можно отметить средиземноморское влияние.

Привычный завтрак сирийца — хлеб, овечий сыр, помидоры, огурцы, оливки. Нередко на завтрак готовят баклажаны с грецкими орехами или даже чечевичный суп. Закуски, или меззе, могут быть самыми различными, но популярны они во всех районах страны.

Вот некоторые из них:

  • — Баба Гануш, или баклажановая паста с помидорами и луком; намазывается на лепешку;
  • — кеббе, то есть жаренные в масле шарики из рубленой баранины с добавлением пшеницы, кедровых орешков и граната;
  • — хоммус — пюре из гороха, смешанного с тахиной, чесноком и лимонным соком;
  • — мутабаль — это паста, напоминающая Баба Гануш, однако более густой консистенции; в нее, кроме баклажан, также добавляется йогурт и оливковое масло;
  • — табуле, для которого берется пшеница грубого помола, помидоры, петрушка, листья мяты, кунжутные семечки, чеснок, лимон и оливковое масло;
  • — фатуш — аналог табуле, но подается с хрустящими гренками.

К закуске подается хлеб, с помощью которого иногда берут соусы или даже кусочки мяса. Очень вкусен сирийский пряный хлеб.

И конечно, сирийская пахлава (на фото)! Первое упоминание о ней относят в XV веку, но, разумеется, готовили ее и раньше, причем традиция изготовлять особое тонкое тесто зародилась у ассирийцев. Без пахлавы не обходится ни одно праздничное застолье в Сирии.

Континент Страны