Свято-Успенская Святогорская лавра

Свято-Успенская Святогорская лавра — значительный духовный центр православной паствы Восточной Украины и Юга России. Помимо Лавры национальный парк «Святые горы» включает в себя собрание исторических памятников, в том числе советского периода.

Святые горы — каменный утес над рекой Северский Аонец, ставший основанием Свято-Успенской Святогорской лавры.Святые горы — каменный утес над рекой Северский Аонец, ставший основанием Свято-Успенской Святогорской лавры.

 

ИЗ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ ВОССТАВШАЯ

Свидетельством мрачных веков, когда обитель подвергалась набегам крымских ханов, до сих пор являются грамоты Святогорских настоятелей.

 

Свято-Успенская Святогорская лавра (Святогорская лавра, Святогорский Успенский монастырь) — мужской епархиальный монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата, находящийся под прямым управлением собственного священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского.

 

Находится Лавра в Донецкой области, в городе Святогорске, что стоит на реке Северский Донец, неподалеку от соединения границ трех областей — Донецкой, Харьковской и Луганской. Стоит монастырь на правом высоком берегу Северского Донца на Святых горах, представляющих собой меловые выступы береговых утесов.

 

Археологические раскопки доказали присутствие по всей территории Слобо-жанской Украины древнейших следов христианства, относящегося к Х-ХП вв. Также были обнаружены торговые и ремесленные поселения в районе Святых гор (XIII— XIV вв.). Существуют гипотезы, согласно которым появление обители относится еще к VIII—IX вв., а ее основатели — византийские иноки-иконопочитатели с христианского Востока.

 

Помимо наземных строений в Лавре сохранились меловые пещеры, которые, по устным преданиям, были заселены византийскими монахами в стародавние времена. Более того, вплоть до конца XVII в. в Святогорском монастыре вообще не было ни одного наземного сооружения.

Поселение, лежавшее рядом со Святыми горами, что впервые упоминаются Си-гизмундом Герберштейном в «Записках про Московию» (1526 г.), было построено казаками и беглыми крестьянами из нынешней Центральной России и Правобережной Украины, разрослось, и примерно в 1624 г. (по мнению историков) здесь был основан Святогорский Успенский монастырь на месте отшельнических пещер. Тогда же и духовенству была пожалована царская грамота на право владения землей.

 

Времена это были беспокойные, и Святогорская обитель — самое передовое поселение в степи — служила в качестве сторожевого поста от набегов крымских и ногайских татар. Цель их была известна: захват пленников и обращение в рабство. Во время одного из особо жестоких набегов, в 1679 г, монастырь захватили и разграбили крымские татары.

 

К концу первой трети XVIII в. монастырь утратил оборонное значение, поскольку границы России сместились намного южнее, зато превратился в крупного землевладельца с тысячами крепостных крестьян.

 

В 1788 г. российская императрица Екатерина II закрыла Святогорскую обитель в ходе секуляризации: изъятия «чрезмерно распространившихся» свободных от налога церковных земель, что существенно снижало поступления в государственную казну.

 

Почти сразу после ликвидации обители ее земли перешли в собственность светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического (1739-1791 гг.), а после кончины светлейшего — к его же наследникам.

 

Вернул монастырь монахам другой российский император — Николай I — в 1844 г.

 

Святогорская Успенская пустынь мирно просуществовала до 1918 г. и была ликвидирована советской властью, открывшей в его стенах в 1922 г. Дом отдыха для трудящихся Донбасса, а в пещерах бывшего монастыря — Музей атеизма. В 1980 г. был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник, основу которого составил Святогорский монастырь.

 

Возобновил свою деятельность Успенский мужской монастырь в 1992 г., а в 2004 г. получил статус лавры.

 

 

«ПОД ОБИТЕЛЬСКОЙ СТЕНОЮ, ОЗАРЕННЫЕ ЛУНОЮ...»

В 1862 г. русский поэт автор Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) воспел в стихотворении «Святые горы» и Лавру с ее обитателями, и тех, кто не устает поклоняться ее святости.

 

В настоящее время Свято-Успенская Святогорская лавра — влиятельный духовный центр православия Восточной Украины и Юга России. Ее внешний вид удивителен: она возвышается на белоснежной меловой скале над рекой, в окружении тенистых рощ, что обступают ее у подножия. На меловом теле скалы видны отверстия: это — пещеры и ходы, проделанные монахами. Пещерные ходы поднимаются к вершине горы, увенчанной церковью, что словно висит в воздухе.

 

Под церковью сохранились выкопанные основателями монастыря пещеры с усыпальницами, храмами и кельями. Самые первые были выкопаны в верхнем ярусе, а потом здесь появился большой лабиринт проходов и келий. Свет попадает сюда через крохотные оконные проемы, обстановка в кельях аскетическая.

 

Отсюда идет проход в пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи, который предваряет выход на вершину утеса, где высится церковь Святителя Николая Чудотворца, что представляет собой естественное продолжение пещер и подземного хода: половина его является основанием, алтарем и южным притвором. Все высечено из мела, и только верх — крыша с куполами — построен из кирпича. Николаевская церковь построена в стиле украинского барокко XVII в., и в оформлении ее заметны мотивы народной деревянной архитектуры.

 

До того времени, как монастырь был распущен по повелению императрицы Екатерины II, два этих небольших храма, хоть и с трудом, но справлялись с приемом паломников. Но после возрождения обители в середине XIX в. назрела необходимость в сооружении большого соборного храма. Проектировал его известный петербургский архитектор и академик Алексей Горностаев (1808-1862 гг.). В 1868 г. собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен. В годы советской власти в нем находился кинотеатр, а вновь собор был освящен в 2000 г.

 

В соборе Успения Пресвятой Богородицы находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника.

 

Однако еще до строительства собора Успения Пресвятой Богородицы первым крупным сооружением в монастыре после его второго открытия в 1844 г. стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Над ее проектом трудился сам Александр Тон (1790-1858 гг.) — профессор архитектуры Императорской академии художеств. Советская власть нашла храму поразительное применение, устроив в нем грязелечебницу. В 1996 г. Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю.

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы появилась в монастыре в 1868 г, когда настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман разобрал старый Успенский собор и использовал камни древнего храма, пристроив из них к трапезному корпусу церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Судьба церкви оказалась трагична: в годы Великой Отечественной войны церковь была полностью разрушена, а после войны на старом фундаменте построили столовую открытого в монастыре санатория. После того как монастырь был возрожден, обитель построила новое здание церкви, использовав внешний вид церквей разных эпох и стилей. Северный фасад сделан в стиле Медиоланской базилики V в., купол — копия храма русской архитектуры XIV в., главная лестница выполнена по мотивам архитектуры XVI в.

 

Из числа монахов, что жили в монастыре, семнадцать были впоследствии прославлены в лике святых. В 2004 г. Святогорский монастырь получил статус лавры.

 

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

Культовые:

■ Пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.).

■ Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1850 г.).

■ Часовня Св. апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.).

■ Николаевская церковь (1851 г.).

■ Пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.).

■ Успенский собор (1859-1868 гг.).

■ Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.).

■ Свято-Николо-Феодосиевский скит (храм Святителя Николая Чудотворца, 1870 г.).

■ Часовня Водосвятная (2004 г.).

■ Всехсвятский скит (2005 г.).

■ Часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.).

■ Церковь Рождества Богородицы (2011 г.).

■ Церковь Святого Пророка Царя Давида (2011 г.).

■ Церковь в честь Всех Преподобных Отцов, в подвиге просиявших (2011 г.).

■ Часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.).

■ Скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (село Богородичное).

■ Свято-Георгиевский скит (село Долина).

■ Скит Святителя Иоанна Шанхайского (село Адамовка).

 

Архитектурные:

■ Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

 

Святыни:

■ Чудотворные и чтимые иконы (Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, икона Святителя Николая Чудотворца, икона Архангела Гавриила, икона Великомученицы Варвары и Мученицы Татианы, икона Божией Матери «Казанская», икона Божией Матери «Троеручица»).

 

Природные:

■ Национальный природный парк «Святые горы».

 

Город Святогорск:

■ Комплекс памятников истории и культуры ХVII-ХХ вв. — музей, выставочные залы Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника (СГИАЗ), памятник Артему (1927 г.), Дуб Камышева, скульптура Пресвятой Богородицы — Игумении.

 

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

■ По названию меловых Святых гор на берегу Северского Донца названы не только Святогорская лавра, но и город Святогорск.
 
■ Наука и монастырская братия расходятся во мнении относительно даты основания обители. Монахи ссылаются на монастырский Синодик 1710 г., где сказано, что «Начало сей Святогорской обители: кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келии устроил и начал жительствовать... здесь в святой обители писания не обретохом» (письменно не подтверждается).
 
■ В соответствии с Афонским уставом погребения умершие монахи захораниваются на обычном монастырском кладбище. Спустя три-четыре года, когда останки очистятся от плоти, их откапывают и устраивают в специальной пещерной усыпальнице — костнице, причем головы складываются отдельно. Подобный обряд перезахоронения костей умерших отвечает традициям христианских некрополей Византии и сохранился до наших дней в современной Греции. Тот факт, что византийский погребальный обряд практикуется и в Лавре, указывает на сохранение традиций греческих монахов — выходцев из Византии.
 
■ Иконостас для пещерного храма Рождества Иоанна Предтечи был сделан в 1848 г. на средства помещика И. В. Малиновского — сына директора Царскосельского лицея и одноклассника великого поэта Александра Пушкина. Малиновский со своими крестьянами сам, на руках, доставил иконостас в храм.
 
■ Создатель проекта собора Успения Пресвятой Богородицы — академик Алексей Горностаев, до этого создавший храмы на Валааме (Никольский и Белый скиты), в Троице-Сер-гиевой пустыни (Сергиевская и надвратная церкви), Старой Ладоге (церковь Иоанна Златоуста Никольского монастыря), Соловецком монастыре. Алексей Горностаев — автор 50-метрового Успенского кафедрального собора в Хельсинки, крупнейшего православного храма в Северной Европе.
 
■ К 20-летию возрождения Святогорской обители, в 2012 г., на колокольне Покровского храма установили часы с боем: на север и юг смотрит циферблат с арабскими цифрами, на восток — с римскими, на запад — с церковно-славянскими.
 
■ Служители Лавры придерживаются передовых взглядов на историю, подтверждением чего является найденный в селе Татьяновка, что в километре от Святогорской обители, и выставленный в Лаврском музее кремневый наконечник, «изготовленный умением человека периода неолита и относящийся к III тысячелетию до Рождества Христова».

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Восточная Европа, Юго-Восточная Украина.
Первое упоминание: 1526 г.
Дата основания: 1624 г.
Конфессия: Украинская православная церковь (Московского патриархата).
Епархия: Донецкая.
Статус: действующий монастырь.
Тип: мужской.
Реликвии и святыни: Святогорская икона, мощи святых насельников.
Административная принадлежность: город Святогорск, Донецкая область, Украина.
Ближайшие города: Донецк— 949 825 чел. (2014 г.), Славянск — 116 694 чел. (2014г.), Святогорск — 4630 чел. (2014 г.).
Языки: украинский, русский.
Этнический состав: украинцы, русские.
Денежная единица: украинская гривна.
Река: Северский Донец.

 

 

ЦИФРЫ

Братия: более 100 чел.
Собор Успения Пресвятой Богородицы: высота — 53 м, длина — 42 м.
Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник (СГИАЗ): дата основания — 1980 г.

 

 

ЭКОНОМИКА

Сфера услуг: паломнические, туристические, торговые.

 

 

КЛИМАТ

Умеренно континентальный.
Зима малоснежная, лето жаркое, сухое.
Средняя температура января: -5,4°С.
Средняя температура июля: +22,8°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.



3 589
  • Нравится
  • 5

Интересно почитать


Новоиерусалимский  монастырь
В своем стремлении перенести на русскую землю образ Святой Земли патриарх Никон отыскал лучшее место для создания храмового комплекса....
Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра — колыбель православия Древней Руси и самый большой монастырь Восточной Европы. Лавра вознесена на высокие берега Днепра,...
Спасо-Андроников Монастырь
Архитектура молодого Московского государства развивала традиции владимирских памятников эпохи Андрея Боголюбского, однако почувствовала и некоторые...
Монастырь Грачаница
В 1217 году владыка Рашского жупанства Стефан I Неманич провозгласил независимость своей части от Византии. Империя, оккупирована крестоносцами, была...
Кирилло-Белозерский Монастырь
Замечательной достопримечательностью военной архитектуры позднего средневековья является Кирилло-Белозерський монастырь, расположенный в городке...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

В Канаде и Новой Зеландии необдуманно акклиматизированная красноперка считается вредным видом, вытесняющим местных рыб.


Самые популярные статьи
Что больше читают