Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Древним храмам, как правило, не везет. Точное время и обстоятельства их закладки зачастую неизвестны, имена зодчих стерлись из памяти, даже внешний облик постройки в течение столетий нередко меняется до неузнаваемости. Тем не менее, существует традиционная схема возникновения древнейших церквей, и история Спасо-Преображенского собора в Чернигове вполне в нее укладывается.

Спасо-Преображенский собор (г. Чернигов, Украина).
Спасо-Преображенский собор (г. Чернигов, Украина).

РОЖДЕНИЕ ШЕДЕВРА

Считается, что Мстислав Владимирович Храбрый, князь Черниговский, начал возведение главного храма своей столицы около 1030 года или, если взять чуть более широкие хронологические границы, в впервой половине 1030-х годов. К тому времени ему удалось примириться с братом, великим князем Киевским Ярославом Мудрым, и прочно осесть на Черниговщине. Левобережье Днепра, согласно договору между князьями-братьями, находилось в полноправном владении Мстислава. Древний Чернигов должен был стать достойным центром Мстиславовой отчины, противовесом Киеву, новым политическим и культурным центром Руси. В христианскую эпоху любой большой город, тем более такой, которому предназначался удел столицы, не мог обойтись без великолепного собора.

Грандиозность постройки определялась уровнем притязаний заказчика. Размеры, формы, внешнее оформление храма и его интерьеры напрямую зависели от того, насколько громко хотел заявить о себе окружающему миру устроитель и как глубоко выстраивались его отношения с Богом.

ЗАГАДОЧНЫЕ ЗОДЧИЕ

Очевидно, что архитекторами черниговского собора были иноземные мастера. Специалисты в области архитектуры называют планировочно-пространственное решение Спасо-Преображенского храма уникальным. Подобные конструкции практически неизвестны в древнерусском зодчестве. К XI веку храмозданная инженерная мысль христианской Европы выработала два основных типа храма: более древний базиликальный, получивший особое распространение в Западной и Центральной Европе, в пределах влияния Римско-католической церкви, и крестово-купольный, характерный для Византии и стран, испытавших византийское влияние. Спасо-Преображенский собор чудным образом совместил в себе обе традиции, эта постройка одновременно имеет черты базилики и византийского крестово-купольного храма. Сложно сказать, кто возглавлял артель зодчих: были ли это архитекторы из какого-то католического государства, знакомые с тонкостями строительных технологий Византии, или, наоборот, греческие мастера, овладевшие навыками возведения церквей типа базилики. Иногда утверждается, что Мстислав Храбрый, до Чернигова длительное время имевший княжеский стол на окраине русского влияния, в городе Тмутаракани, что на Таманском полуострове, пригласил мастеров именно оттуда. Строители собора явно знали о принципах культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время подобные храмы, как считается, возводились. Однако все же более вероятным следует видеть константинопольское происхождение авторов собора. Исследователь П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие Спасо-Преображенский храм в Чернигове и Софию Киевскую, представляли одну и ту же артель, которую пригласили из столицы Византии.

МОНАРХИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Возникает вопрос: почему главный собор во владениях Мстислава Храброго был освящен в честь Преображения Господня?

Преображение — один из самых значительных праздников Православной Церкви, отмечаемый 6 (19) августа. Он относится к числу двунадесятых праздников. Корни особенного почитания Преображения Господня на Руси уходят еще в эпоху равноапостольного Владимира Святославича, великого князя Киевского, крестителя восточнославянских земель. Древнейшее указание на это сохранилось в источниках под 996 годом. Летописи сообщают о битве между ратью Владимира Святославича и печенегами в предместье Киева Василеве. Силы князя были невелики, он предпочел отступить, но дал обет отстроить храм, если печенеги уйдут: —

«Тогда обещася Володимер поставити церковь в Василеве святаго Преображениа, бе бо в той день Преображение Господне».

Опасность миновала, и великий князь Киевский сдержал слово. Таким образом, Василевский Преображенский храм стал одним из первых православных храмов, выстроенных в Киевской Руси после начала ее христианизации, а современники тех событий, новообращенные христиане, обрели зримое доказательство покровительства Господа. В эпоху Средневековья люди жили в особой атмосфере чудес, которые воспринимались как повседневная реальность. Чудеса и то, что с ними связано, во многом определяли человеческую деятельность. Поэтому чудесный исход противостояния в день Преображения давал все основания с особым вниманием и благоговением относиться к самому празднику и, более того, связывать успех военных предприятий именно с Преображением.

Следующие значительные этапы в развитии Преображенского культа на Руси относятся к XII и XV столетиям. Если обратиться к истории, то можно прийти к выводу о преобладании строительства Спасских храмов и монастырей в годы наиболее серьезных переломов в политической жизни Руси: распада Киевской державы и утверждения новых княжеских линий (XII век), а затем формирования единого Русского государства (XV век).

Вот примеры из XII столетия. Владимир Мономах, основавший или возобновивший город Владимир (на Клязьме) в 1108 году, отстраивает в нем именно Преображенскую церковь, явившуюся первым каменным сооружением в тех местах: —

«Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса».

Несколько позже, в 1164 году, Андрей Боголюбский, первый князь Владимирский, выстраивает во Владимире белокаменную Спасо-Преображенскую церковь на Мономаховом дворе. Известно и о позднейшем существовании Спасского монастыря во Владимире на месте княжеского дворца.

В XV веке особую роль Преображенский культ играл для московского дома Даниловичей. А началось это почитание еще раньше. О внимании уже первых Даниловичей к Преображению говорит то обстоятельство, что возведенный Иваном Калитой (князь Московский в 1325—1340 годах) московский храм, вокруг которого сложился придворный монастырь великокняжеской семьи, был посвящен Преображению Господню (храм Спаса Преображения на Бору в Кремле). Согласно летописным свидетельствам, Иван Данилович Калита имел особую любовь к Спасо-Преображенскому монастырю: он —

«возлюбил его паче инех манастыреи и часто приходя в он молитвы ради и многу милостыню даяше мнихом ту сущим...»

Пик культа Преображения совпал с эпохой Ивана III (он возглавлял Московское государство в 1462—1505 годах) и был связан с военной деятельностью великого князя — неутомимого собирателя русских земель. В день Преображения Господня неоднократно начинались боевые походы, в Преображенских храмах совершались молитвословия за успех военных предприятий.

Таким образом, в период русского Средневековья прослеживается достаточно сильный Преображенский культ.

Преображение, явившее миру Иисуса Христа-Бога, Царя царей, согласно церковному пониманию, имело в сознании людей Средневековья явный монархический аспект. В повышенном внимании к данному празднику проявлялись и державные устремления князей, оно символизировало сакральную сторону их власти.

Помимо монархического, Преображение Господне явно имело и воинский аспект. Вспомним, что Мстислав был крупным воителем своего времени, неслучайно получившим прозвище Храбрый. В 1031 году совместно с Ярославом Мудрым он совершил успешный военный поход на Польшу, откуда вернулся с богатыми трофеями и большим числом пленных. Вполне возможно, что закладка Преображенского собора в Чернигове отражала не только монархические, но и воинские христианские взгляды Мстислава, а поводом для посвящения главного храма Чернигова стал именно польский поход 1031 года. Отдавая дань Преображению, Мстислав мог перебрасывать мостик между собой и своим отцом, великим князя Владимиром Святославичем, тем самым подчеркивая преемственность власти.

 

ЧЕРЕЗ ВЕКА

Более девяти веков Спасо-Преображенский собор являлся духовным центром Черниговской земли. Помимо своей церковной роли, он имел большое политическое и общественной значение. Под сводами храма совершались торжественные архиерейские службы, сюда свозились святыни Русской Церкви, здесь князья клялись в верности друг другу и решали важнейшие вопросы государственной жизни.

Первое датированное историческими источниками свидетельство о Спасо-Преображенском соборе относится к 1034 (или 1036) году. В «Повести временных лет» читаем: —

«Мьстислав изыиде на ловы и разболеся и умре. И положиша и в церкви святаго Спаса, юже создал сам, бе бо выдано ея при нем вьзвыше, яко и на коне стоячи рукою досячи».

Переводится это свидетельство так: «Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви святого Спаса, которую он сам создал: ведь были при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою».

Эта беглая заметка древней русской летописи примечательна вдвойне. Она не только подтверждает, что именно Мстислав Владимирович Храбрый был заказчиком строительства черниговского собора, но и отмечает любопытный промежуточный этап работ. Вероятно, к 1034 (или 1036) году, судя по указанию на возможность всадника, стоящего в стременах, дотянуться до верхнего на тот момент ряда кладки, высота стен собора составляла около четырех метров. Если сооружение храма велось без перебоев и длительных остановок, такого состояния здания, учитывая его размеры, скорее всего, можно было достичь не менее чем за пару строительных сезонов (особенности климата обуславливали проведение строительных работ только в течение теплого времени года).

Впрочем, некоторые исследователи считают, что оборот «бе бо» относит сообщение о недостроенном храме к предыдущей фразе — к моменту его закладки, а не к моменту погребения Мстислава в завершенном храме. Принимая во внимание ряд косвенных признаков, эти ученые предлагают новую датировку: к 1034 (1036) году собор уже был построен, нижняя его часть, те самые четыре метра, появились еще до Мстислава, а Мстислав приступил к строительству в 1024—1026 годах.

ЦЕНТР МИТРОПОЛИИ

После смерти Мстислава Храброго все его земли были объединены под властью Ярослава Мудрого. Великий князь Киевский Ярослав, снова безраздельно властвовавший на Руси, посадил на черниговский стол своего сына Святослава. Считается, что Святослав поощрял строительную деятельность в своем княжестве. В числе каменных построек, возведенных в годы его правления на землях Черниговщины, был и окончательно достроенный Спасо-Преображенский собор, который стал кафедральным храмом Черниговской епархии. Учрежденная еще в конце X века епархия являлась третьей по своему иерархическому статусу во всей Руси. На некоторое время во второй половине XI века правящий черниговский архиерей даже получил митрополичий титул. Видный современный историк Церкви Б. Н. Флоря пишет: —

«В настоящее время можно считать установленным, что... в Переяславле (Переяславль Южный, ныне — Переяслав-Хмельницкий, районный центр Киевской области. — Авт.) существовала особая, отдельная от Киева титулярная митрополия, учрежденная в 60-е годы XI века, что было следствием своеобразного политического устройства Руси при Ярославичах — Изяславе, Святославе и Всеволоде, получившего в науке условное название „триумвирата". Одновременно была создана и титулярная митрополия в Чернигове, данные о которой сохранились в греческих источниках и в Несторовом житии преподобного Феодосия Печерского. Вероятно, с установлением единовластия Всеволода Ярославича после 1078 года и со смертью Черниговского митрополита Неофита была упразднена сначала Черниговская, а затем, с кончиной Переяславского митрополита Ефрема, и Переяславская митрополия».

Установление единовластия князя Всеволода в Киевской Руси стало следствием кончины его родных братьев. Святослав Ярославич Черниговский вслед за своим дядей Мстиславом Храбрым упокоился в Спасо-Преображенском соборе.

БЕДЫ И ПОБЕДЫ

Любопытное свидетельство, связанное с целованием креста в Черниговском соборе, сохранила под 1146 годом Ипатьевская летопись. Согласно этому документу, князья Владимир и Изяслав Давидовичи, владевшие тогда Черниговом, заключили крестоцелование с князьями Игорем и Святославом Ольговичами. Летописец замечает, что епископ Онуфрий увещевал черниговское духовенство: «Если кто данное крестное целование нарушит, то будет проклят двенадцатью господскими праздниками».

Вскоре Игорь Святославич занял киевский великокняжеский стол, но киевляне не захотели принимать его. После неудачного сражения Игорь был пленен и насильно пострижен в монахи. В 1147 году разгневанные киевляне расправились с князем-иноком. Через три года Святослав Ольгович перенес его мощи в Черниговский собор. Впоследствии убиенного Игоря причислили к лику святых.

С 1246 года в Спасо-Преображенском соборе Чернигова покоились мощи мучеников — убитых в ставке Батыя князя Михаила Всеволодовича и его боярина Феодора. При Иване Грозном, после общецерковной канонизации угодников и распространения их почитания, святые останки были перевезены в Москву.

Вообще, Батыево нашествие имело печальные последствия для местной архиерейской кафедры. Как разгром Киева, в конце концов, привел к отъезду митрополитов «всея Руси» из Софии Киевской в поисках новой резиденции, так и черниговские епископы были вынуждены искать себе новое пристанище. Одно время они осели в Брянске, затем кафедра вовсе упразднялась, а приходы Черниговщины поступили в окормление смоленских владык. Фактически кафедру возобновили в 1640-е годы, но архиереи продолжали жить то в Киеве, то в Новгород-Северске. Окончательно местопребывание епископов Черниговских в городе по названию их титула утвердили в 1672 году.

ЧЕРНИГОВСКАЯ ФЕКЛА

Проходили столетия, собор постепенно ветшал. Возвращение епархиального центра в Чернигов потребовало срочной реставрации храма в честь Спаса Преображения.

В 1675 году усилиями архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) здесь были проведены восстановительные работы. Основательная перестройка храма предпринималась в конце XVIII — начале XIX веков, после того как он пострадал от большого пожара 1750-х годов.

Огонь уничтожил внутренние помещения, убранство собора, сильно повредил ценнейшие домонгольские фрески. В ходе реставрации облик храма довольно сильно изменили: в юго-запад-ном углу на месте древней крещальни построили круглую башню, симметричную левой изначальной башне с лестницей на хоры. На обе башни водрузили, по моде времени, высокие шпили, перед порталами выстроили тамбуры. В XIX столетии осуществлялась роспись собора, в результате которой остатки первых фресок оказались либо записаны, либо сбиты.

К концу XIX века, на волне роста научного интереса к исследованию прошлого, начались исследования памятника архитектуры. Уже в советское время, в начале 1920-х годов, под толстым слоем штукатурки реставраторы обнаружили фреску XI века с поясным изображением святой Феклы. Оригинал фрески, увы, погиб в годы Великой Отечественной войны, но сохранилась ее точная копия, созданная в 1934 году.

Богослужения в Черниговском соборе прекратились в 1926 году на шестнадцать лет. Во время оккупации немцы возобновили здесь литургическую жизнь, и она не замирала вплоть до времен хрущевской борьбы с религиозными «пережитками». С 1961 года по конец 1980-х годов собор находился в ведении местного музея.

 

СВЯТЫНИ ХРАМА

После возобновления богослужений в Спасо-Преображенском соборе его древние стены снова, как и столетия назад, стали хранителями значительного числа святынь. Здесь паломник может приложиться к частицам мощей угодников Божиих, преклонить колени перед намоленными образами, подумать о вечном возле древних фресок. Под спудом в храме покоятся останки двух знаменитых святых домонгольской Руси: князя Игоря Ольговича и митрополита Константина I. Наш рассказ — о святителе Константине.

Митрополит «всея Руси» Константин I (1155—1159) стал главой Русской Церкви в очень непростой для нее период. То было смутное время для митрополичьей кафедры, когда, вслед за политическими нестроениями, раздоры проникли и в Церковь. В 1147 году занявший годом ранее киевский престол князь Переяславский Изяслав Мстиславич, пользуясь «вдовством» митрополичьей кафедры после отъезда в Константинополь ее главы Михаила (митрополит уехал из пределов Руси и, кажется, не желал возвращаться), созвал архиерейский собор Русской Церкви. На соборе, без каких-либо согласований с Константинополем, приняли решение возвести в сан митрополита Киевского и «всея Руси» «книжника и философа», схимника из города Заруба Климента по прозвищу Смолятич. Константинопольский Патриарх, поставленный перед фактом, не признал Климента в качестве законного первоиерарха Русской Церкви. В свою очередь, и Климент однозначно заявил свою позицию в отношении Константинополя: он не поминал константинопольского первосвятителя во время богослужений. Русская Церковь разделилась: часть иерархов и паствы согласилась с постановлением архиерейского собора, часть — нет.

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

Противниками ставленника Изясла-ва Мстиславича являлись представители не только церковных, но и светских кругов. Наиболее заметным среди них был князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий. В 1149 году, после победы в битве под Переяславлем Южным, он захватил Киев и изгнал из «матери городов русских» Изяслава Мстиславича и митрополита Климента. Однако политический и церковный триумф Юрия Долгорукого продлился недолго. Вот как описывает дальнейшие события митрополит Макарий (Булгаков): «Изяслав снова вошел в Киев и привел с собою Климента, который и продолжал оставаться на митрополитской кафедре не только до смерти Изяслава (13 ноября 1154 г.), но и при преемнике его Ростиславе, пока [снова] не сделался великим князем Киевским Юрий Долгорукий (20 марта 1155 года). Тогда немедленно дано было знать в Константинополь, что в Киеве готовы принять нового митрополита от Патриарха... Патриарх не замедлил избрать и поставить для России митрополитом Константина».

С приездом Константина церковная смута не улеглась, а, наоборот, разгорелась с новой силой. К концу 1150-х годов Русская Церковь имела двух предстоятелей, каждый из которых не признавал другого, имел своих сторонников и претендовал на титул митрополита «всея Руси». На стороне грека Константина, кроме могущественной, но удаленной Византии, выступил претендовавший на киевский престол князь Смоленский Ростислав Мстиславич, уже успевший побывать великим князем Киевским. Климента Смолятича по-прежнему поддерживали Изяславичи — дети Изяслава Мстиславича. Довольно отчетливо проявилась в это время и позиция некоторых городов — вернее, их политической верхушки и влиятельного духовенства. Так, недовольство митрополитом Константином было характерно для паствы Переяславля Южного. Новгородцы же, напротив, признавали пастырский авторитет предстоятеля-грека: избранный на Новгородскую кафедру Аркадий отправился за рукоположением именно к Константину.

Возраст и тяготы управления разобщенной Церковью подкосили здоровье иерарха. Он ушел из жизни в 1159 году. Незадолго до своей кончины митрополит Константин вручил епископу Черниговскому Антонию завещание и взял с того клятву, что его последняя воля будет исполнена. В этом завещании он просил не погребать своего тела, а выбросить его за город на съедение псам, ибо считал себя виновником всех бед митрополии и недоразумения с двумя действующими митрополитами. Связанный клятвой, преосвященный Антоний выполнил обещание. В течение трех дней тело святителя находилось за городом. В эти дни в Киеве была страшная буря. После трех дней тело Константина нашли невредимым и с честью погребли в Спасо-Преображенском соборе Чернигова. После погребения буря в Киеве утихла.

 

ХРАМ СНАРУЖИ

Планировка Спасо-Преображенского собора довольна сложна. В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре. В частности, историк искусства А. И. Комеч пишет: «В литературе, посвященной древнерусскому зодчеству X—XV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов: четырех-, шести-, восьмистолпные. Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она неверно интерпретирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с бази-ликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа. Как правило, все древнерусские храмы XI—XII вв. (кроме самых простых) — четырех-столпные, они бывают с нартексом (понятие о нем почти исчезло из наших архитектурных описаний) или без него, с апсидами — либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки. Спасо-Преобра-женский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью».

Современный облик собора сильно отличается от первоначального. В XI веке храм имел только одну башню — северную, и была она ниже нынешней. Башенные шпили отсутствовали. Отсутствовали и тамбуры, выстроенные у порталов в 1814 году. Стены не штукатурились. Их высота до выравнивания, произведенного в XVIII веке, являлась неодинаковой. Считается, что данная особенность явилась следствием разной ширины прясел: завершающие их закомары начинаются на одной высоте, но, поскольку пролеты разные, то поднимаются они неодинаково. Можно видеть, что выше всего проходят арки западных прясел на боковых стенах наоса; в симметричных им восточных пряслах арки идут заметно ниже. Видимо, отличался и принцип расположения кровли: в древности перекрытия везде были позакомарными, ныне позакомарная кровля наблюдается только над центральными пряслами стен. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они обрамлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором — профилированными.

КЛАДКА СТЕН

Исследователи Черниговского собора Ю. Ю. Шевченко и Т. Г. Богомазова отмечают: «При Мстиславе строители использовали прием декорирования фасадов фигурными кладками. В основу взята входившая в моду в столице Византии кладка „утопленного ряда": каждый второй ряд кирпичей закладывался на несколько сантиметров глубже поверхности стены, а образовавшийся промежуток между соседними рядами кирпичей-плинф заполнялся раствором в виде очень широкого цемяночного шва». В то же время в кладке встречается любопытный прием: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются стремя плинфами, расположенными горизонтально — друг над другом. Подобная кладка в Византии не применялась.

ОКНА

В тимпанах центральных прясел стен собора расположены тройные окна, причем среднее окно чуть выше остальных. Эта архитектурная черта является вполне обычной для зодчества Византии. В литературе подобное расположение окон иногда так и называется — «византийским».

КИРПИЧНЫЕ ОРНАМЕНТЫ

«В центральной апсиде, фасадах и северо-западной башне Спасского собора, — снова цитируем Ю. Ю. Шевченко и Т. Г. Богомазову, — использованы „елочные" кладки (типа римской кладки „в колос"). Они характерны для архитектуры VIII—IX веков Крыма и Тамани, IX—XI веков Волжской Болгарии, а также известны в это и более позднее время в среднеазиатской архитектуре. Меан-дровый пояс той же соборной башни еще более ранний элемент, состоящий из У-образных двойных компонент (второй знак вертикально перевернут)». Такое орнаментальное решение характерно для одновременных со Спасским собором построек в Индии и Средней Азии.

 

ХРАМ ВНУТРИ

Как и во всяком храме, в Спасо-Преображенском соборе выделяется иконостас — его видит всякий входящий внутрь прямо напротив себя. Черниговский соборный иконостас создан в 1790-е годы. То было время господства стиля классицизма в отечественной культуре, однако в провинции, как правило, сказывалась инерция предшествующего стиля: иконостас изготовлен в барочной манере. Его непосредственные создатели — мастера из города Нежина С. Волощенко и С. Белопольский, проект разработан архитектором И.Яснигиным. Иконописные работы выполнил священник из Борзны Тимофей Мизко.

В интерьере собора следует отметить древние реликты: первоначальные фрески, шиферные рельефы парапетов хор, первоначальные колонны. К сожалению, домонгольское убранство храма сохранилось фрагментарно и далеко не в лучшем виде. Основная часть росписей уничтожена пожаром середины XVIII века. Самая знаменитая фреска — равноапостольная Фекла — была снята еще в 1930-е годы и погибла во время Второй мировой войны, ее копию можно увидеть в Софии Киевской. Остальные немногочисленные древнейшие росписи (по преимуществу, орнаментальные мотивы) выделяются пятнами плохо различимого рисунка на фрескахXIX столетия: интерьеры расписаны в 1820 году художником Я. Юриновым и поновлены в начале 1870-х годов Михаилом и Алексеем Кияшко. Шиферные рельефы парапетов хор имеют особую культурную ценность. Как пишет искусствовед В. Г. Пуц-ко, «это древнейшие образцы византийско-русской художественной каменный резьбы». Крайне примечательны и древнейшие белокаменные колонны с ионическими капителями, впоследствии обложенные кирпичом и, таким образом, включенные в новые колонны.

Во время исследований в соборе обнаружены остатки пяти разновременных полов. Оригинальный пол состоял из шиферных плит с врезанным рисунком, заполненным мозаикой. Один из главных элементов рисунка — концентрические круги. В алтаре пол первоначально был выложен поливными керамическими плитками, но уже в XII веке заменен гладкими шиферными плитами.

 

СТРУКТУРА ХРАМА

Структура Спасо-Преображенского собора.
Структура Спасо-Преображенского собора.

Обозначения:

1. Апсиды

2. Тамбуры

3. Лестничная башня

4. Башня, выстроенная на месте древней крестильни

5. Хоры

6. Центральный неф

7. Иконостас

8. Оставленные открытыми фрагменты древней кладки

9. Нартекс (притвор)

Интересные факты и цифры

Спасо-Преображенский собор в Чернигове — двухъярусный, трехнефный, трехапсидный, пятиглавый.

Общая длина храма 32 метра.

Ширина 21,5 метра.

Высота 28 метров.

Сторона подкупольного квадрата — 7,75 метра.

Стены имеют толщину около 1,4 метра, их кладка выполнена в смешанной технике: ряды кирпича-плинфы перебиваются вкраплениями каменных блоков и булыжников.

Размеры кирпича: от 38 X 28 X 2,5 см до 33 х 21 х 3,5 см.

 

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР СЕГОДНЯ

Преображенский собор, как и большинство храмов на землях Украины в советское время, долго не использовался по прямому назначению. Но, в отличие от многих других церквей, он не только не был разрушен, но даже изучался и реставрировался.

Спасо-Преображенский собор являлся действующим вплоть до 1926 года. После запрета богослужений здание храма было передано под хозяйственные нужды одной из продовольственных баз. В 1937 году собор поступил в распоряжение музейных работников. Во время оккупации Чернигова в годы Великой Отечественной войны немцы решили возобновить в нем богослужения. Примечательно, что ни сразу после освобождения города, ни в ближайшие годы вслед за этим Спасо-Преображенский собор не закрывался. Только на волне хрущевской борьбы против «религиозного дурмана» храм перестал быть действующим и снова попал под крыло музея. Случилось это в 1961 году. К тому времени памятники древностей Чернигова уже находились на особом счету: сразу после Великой Отечественной войны Чернигов, вслед за Киевом и Львовом, отнесли к категории «исторических городов Украины». С целью улучшения охраны памятников истории, искусства и архитектуры постановлением Совета Министров УССР от 20 февраля 1967 года был организован Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник. Первоначально он являлся филиалом «Софийского музея» Киева, а в 1978 году получил самостоятельный статус.

В конце 1980-х годов богослужения в Спасо-Преображенском соборе стали вновь совершаться. Поговаривают, что возвращение литургии в древние стены сопровождалось изрядным скандалом между администрацией музея-заповедника и православной общиной.

Важное событие в современной истории собора произошло совсем недавно. 2 октября 2012 года в Чернигове был открыт памятник святому благоверному князю Игорю Черниговскому, павшему от рук взбунтовавшихся киевлян. Бронзовая двухметровая фигура князя установлена в детинце, между древними Борисоглебским и Спасо-Преображенским соборами. Выбор даты торжественного открытия неслучаен — именно 2 октября празднуется память князя-страсто-терпца. Церемония началась в Спасо-Преображенском соборе, где под спудом покоятся мощи святого: сначала здесь был прочитан акафист князю Игорю, затем архиепископ Черниговский и Новгород-Север-ский Амвросий отслужил литургию. После чтения Евангелия архиерей обратился к прихожанам с проповедью, в которой раскрыл смысл страданий и смирения благоверного князя Игоря. По окончании литургии торжества по случаю открытия памятника переместились на улицу. Владыка Амвросий освятил скульптуру. Автором памятника является российский скульптор Карен Саркисов. На создание образа князя его вдохновило творчество писателя Юрия Сбитнева, который написал роман-дилогию «Великий князь», посвященный Игорю Черниговскому. Фигура князя представлена сидящей, в левой руке Игоря — Евангелие.

Справочная информация

Спасо-Преображенский собор является действующим храмом Черниговской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Богослужения в нем совершаются ежедневно: начало литургии в будни — в 8:00, по воскресным дням — в 7:00 и 10:00.

Начало вечерних богослужений — в 17:00, по воскресеньям в это время читается акафист. Престольный праздник — Преображение Господне — отмечается 6 (19) августа.

Контакты

Адрес: Украина, г. Чернигов, ул. Преображенская, 1а.Телефон: +38 (0462) 64-75-32

Как добраться

Чернигов — областной центр Украины и достаточно оживленный транспортный узел. Из Москвы добраться до него можно по железной дороге: на ежедневном поезде №41 «Москва — Киев». Через Чернигов проходит маршрут автобуса «Москва — Черновцы» (отправляется от станции метро «Теплый Стан»); курсирует несколько раз в неделю. Время в пути и на поезде, и на автобусе —около 13-ти часов. Через Чернигов проходят сразу несколько поездов из Минска. Проще всего киевлянам: из столицы Украины в Чернигов несколько раз в день следуют электрички, и каждый час — автобусы или маршрутки.