Айя-София в Стамбуле

Когда-то, в «золотую эпоху» Византии, это величественное здание было патриаршим православным собором. Его ждала трудная судьба: храм неоднократно горел, разрушался землетрясениями. Затем православные отсюда были изгнаны, была устроена мечеть. В настоящее время это музей византийской архитектуры. И кто знает, какие еще повороты судьбы ждут этот многострадальный памятник непостоянству человеческого выбора.

Айя-София, или собор Святой Софии - мраморный символ Стамбула.Айя-София, или собор Святой Софии - мраморный символ Стамбула.

История храма как история войн и мира

Действительно, история храма Айя-София во многом повторяет историю мировой цивилизации с ее войнами и перемириями, когда желание сохранить историческую правду вступает в конфликт с религиозными страстями.

 

Айя-София, или собор Святой Софии, — такой же символ Стамбула, как Эйфелева башня в Париже, с той лишь разницей, что вокруг последнего велись лишь словесные баталии о необходимости постройки такого сооружения, а Айя-София оказалась в центре крупнейших религиозных войн в истории человечества. Возможно, предвидя такой поворот событий, люди назвали храм в честь Святой Софии, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость».

 

История Айя-Софии началась в первой половине IV в. со строительства христианской церкви на месте древнеримского храма, что стоял на константинопольской площади Агустеон. Это была церковь большая, но незамысловатой постройки, с деревянной крышей. Она получила название Магна-Эккпезиа, или в переводе с латыни — «великая церковь»: слово «великая», по всей вероятности, обозначало не столько размеры церкви, сколько местонахождение в крупном римском городе. Строительство велось с личного благословения римского императора Константина I (272-337 гг.), прославившегося тем, что он провозгласил христианство государственной религией Древнего Рима, отвергнув языческих богов.

 

Это были времена, когда христианство еще только утверждалось, и церкви нередко становились жертвами пожаров, устроенных мятежными толпами, выдвигавшими новых и новых вождей христианского мира. В этом смысле храмам на месте нынешней Айя-Софии фатально не везло: в 404 г. сгорел первый храм, в 415 г. — восстановленный, в 532 г. огонь уничтожил новый храм — базилику Феодосия, построенную по повелению императора Феодосия II (346-395 гг.) — последнего императора единого Рима. Это ужасное восстание практически разрушило весь Константинополь и унесло жизни более 35 тысяч человек. Правящий император Юстиниан I (483-565 гг.) с величайшим трудом удержался на троне и решил, что лучший способ укрепить свою власть — по примеру императоров-язычников воздвигнуть грандиозный храм, величественней которого еще не было. Юстиниан обложил налогом всю страну, выкупил участки земли под строительство, переманил из других городов самых ученых людей того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского — и согнал на стройку лучших каменщиков империи. Материалы везли отовсюду: известняк — из Сирии, мрамор — из Египта, а древнегреческие колонны доставили из храма Артемиды в Эфесе.

 

Юстиниану I не терпелось открыть храм лично, что он и сделал в 537 г. Однако достраивать его пришлось потомкам Юстиниана еще на протяжении полувека: например, мозаики окончательно были выложены только в годы правления императора Юстиниана II (565-578 гг.). Внутри храм поражал византийской роскошью: золото, драгоценные камни, слоновая кость.

 

А потом снова начались несчастья: храм очень сильно пострадал от землетрясений 553 и 557 гг., землетрясение 558 г. разрушило купол, впоследствии восстановленный и ставший еще выше; в 1204 г. храм разграбили крестоносцы.

 

Основатель ислама пророк Мухаммед предсказал, что первый мусульманин, кто вознесет молитву в Айя-Софии, попадет прямиком в рай. В 1453 г. султан Мех-мед II Завоеватель (1432-1481 гг.) после 54-дневной осады захватил Константинополь и обратил храм Айя-София в мечеть.

 

 

На границе православного и мусульманского миров

В 1985 г. архитектурный комплекс Айя-София удостоился чести быть внесенным в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Чтобы православный храм стал походить на мечеть, к нему пристроили четыре минарета. Так как изначально храм Айя-София был ориентирован по христианской традиции — алтарем на восток, то мусульмане нашли место для михраба (направления на Мекку) в юго-восточном углу собора. Именно этим и объяснялась странная картина, поджидавшая мусульман внутри Айя-София, когда молящимся приходилось занимать места под углом относительно основного здания.

 

Мусульмане провели еще немало существенных переделок в храме и вокруг него: во второй половине XVI в. к храму пристроили массивные контрфорсы, отчего храм утратил первоначальный внешний вид, зато стал крепче. В XVII в. построили мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, в XVIII в. здесь появились медресе, столовая для бедняков, библиотека и фонтан для ритуальных омовений.

 

Однако самое главное изменение последних веков произошло в 1935 г., когда основатель турецкого государства Мустафа Кемапь Ататюрк, следуя своей политике реформации уклада жизни турок и запрета на деятельность религиозных обителей и орденов, приказал мечеть в Айя-Софии закрыть, а здание превратить в музей. А еще за четыре года до этого, в 1931 г., началась расчистка стен Айя-Софии: с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки, нанесенные мусульманами, которым запрещалось размещать изображения живых существ, тем более в мечетях. С той же целью с пола убрали ковры, и глазам людей предстал восхитительный декор. Сами того не подозревая, мусульмане сохранили для истории старинные мозаики: под слоем штукатурки они оказались словно бы законсервированы.

 

Храм Айя-София в общем сохранил оригинальную планировку и представляет собой прямоугольник с тремя нефами, где средний — широкий, а боковые — заметно уже. Базилика храма увенчана куполом: кажется, что он парит в воздухе, и неудивительно, что древние христиане были уверены, что здесь не обошлось без вмешательства высших сил. Впрочем, мистики здесь нет: небывалая прочность купольной постройки достигалась путем добавления в раствор настойки листьев и зерен ясеня, обладающей заметным вяжущим свойством. Кроме того, подкупольное пространство с северной и южной сторон поддерживается арками с порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта.

Также известно, что под храмом еще в глубокой древности были проложены каналы и тоннели, назначение которых пока неизвестно. Размеры одного из таких подземных каналов таковы, что по нему могла бы проплыть многовесельная галера. Местные жители уверены, что в тоннелях спрятаны священные книги и сокровища религиозных орденов.

 

Однако древние строители Айя-Софии при всех их талантах и способностях не догадывались, что воздвигают храм как раз над линией тектонического разлома и достаточно сильное землетрясение может однажды полностью разрушить это чудесное здание.

 

 

Достопримечательности

 

Исторические:

■ Мозаики (около середины IX в., IХ-Хвв. и конец X в.).

■ Медальоны с надписями на арабском языке.

■ Рунические надписи времен Крестовых походов.

 

Архитектурные:

■ Мраморные колонны из древнегреческих и древнеримских храмов Малой Азии (середина VI в. до н. э.).

■ Мраморные двери.

■ Мусульманские пристройки (михраб в апсиде, ложа султана, минбар, библиотека Махмуда I, мраморные кувшины, пять мавзолеев).

 

 

Интересные факты

■ Строителям эпохи Древнего Рима полагалось быть специалистами широкого профиля и опираться на обширные знания. Так, архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский были прославленными инженерами-механиками: первый — геометром, второй — математиком. Ни тот ни другой никогда не занимались строительством храмов, но в результате построили самое известное культовое сооружения мира.
 
■ Неслыханная дотоле роскошь христианского храма так смутила верующих, что они пребывали в полной уверенности: сами ангелы небесные показали Юстиниану I образец-модель, которой надо было следовать при строительстве. Легенды только прибавили храму славы и дошли до наших дней.
 
■ На строительство храма Айя-София ушло три годовых дохода Византийской империи, что привело к ряду восстаний в городах, подавленных с невиданной жестокостью: несчастных распинали, утверждая, что те идут против воли Всевышнего.
 
■ Штат служащих храма Айя-София при византийских императорах достиг без малого тысячи человек.
 
■ 16 июля 1054 г. считается официальной датой разделения церквей на католическую и православную: именно в этот день в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучи-тельная грамота.
 
■ До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 г. в храме Айя-София находилась Туринская плащаница, в настоящее время она хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, Италия.
 
■ В 2006 г. на волне требований мусульманских активистов Турции вернуть мечеть в храм администрация пошла на незначительные уступки: в музейном комплексе Айя-София было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.
 
■ Одна из колонн храма прозвана «плачущей»: она покрыта медью, и согласно поверью если положить руку в отверстие и ощутить влагу, то можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. В той же колонне есть так называемое «холодное окно», откуда сквозит даже в самый жаркий день.
 
■ Наименование Айя-София — одно из трех обращений к Богу: Айя-София (Святая Мудрость), Ая-Ирена (Святое Благодушие) и Ая-Динамис (Святая Сила).
 
■ В правой части храма есть небольшая ниша. Если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум. Существует легенда, сложенная христианами-жителями Стамбула. В день штурма Константинополя турками в храме скрывались 10 тыс. верующих. Когда турки ворвались в храм, священник, продолжая читать молитву и сжимая в руках чашу со святыми дарами, направился к боковому нефу, стена раскрылась, и он исчез в ней. Согласно легенде, священник в своем укрытии продолжает читать молитву, и когда Айя-София вновь станет христианской, святой отец вернется к алтарю, чтобы продолжить службу.

 

 

Общие сведения

Местонахождение: исторический центр Стамбула, Турция.
Музей византийской архитектуры в здании бывших христианского храма и мечети.
Официальный статус: памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (1985 г.).
Религия: ислам (суннизм).
Язык: турецкий.
Денежная единица: турецкая лира.

 

 

Цифры

Длина базилики: 75 м.
Ширина базилики: 70 м.
Высота базилики: 55 м.
Длина атриума: 48 м.
Ширина атриума: 32 м.
Диаметр купола: 31 м.
Высота вершины купола: 55,6 м.
Радиальные арки: 40. Арочные окна: 40.

 

 

Климат

Субтропический.
Средняя температура января: +6°С.
Средняя температура июля: +23,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 850 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.

 

 

Экономика

Сфера услуг: туристические.




Айя-София в Стамбуле на карте

2 966
  • Нравится
  • 6

Интересно почитать


София Охридская
Храмовая архитектура второго периода Македонской династии (945 — 1059) отмечается целым рядом новых достижений, оказавших огромное влияние на...
Нориджский Собор
Нориджский собор был заложен в 1096 году, в период правления Вильгельма II Рыжего (1056 — 1100), сына Вильгельма Завоевателя. Грандиозные...
Пизанский Собор
Пизанский собор Санта-Мария Маджоре в Пизе представляет собой одну из достопримечательностей романской архитектуры на территории Италии. Он был...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

В Южной Америке живет весьма необычная лягушка. Во взрослом состоянии длина ее тела не превышает 7 см, а головастики этой лягушки достигают в длину 25 см (!), то есть дети в три раза превосходят по размерам своих родителей. Самое удивительное то, что после метаморфоза из такого гигантского головастика получается всего лишь маленький лягушонок. За эту особенность лягушка получила название парадоксальная.


Самые популярные статьи
Что больше читают