Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе

Одним из самых молодых направлений мировой архитектуры является деконструктивизм — стиль, который предусматривает полный разрыв с геометрией жилого пространства, которая навязала зданию унылую прямоугольность и однообразную этажность. Действуя в рамках модернизма, архитекторы-деконструктивисты, однако, отвергают один из главных его постулатов — функция рождает форму. Иронизируя над функциональной детерминированностью современной архитектуры, деконструктивисты заставили свои дома скручиваться в спираль, опираться друг на друга, выгибаться под совершенно невероятными углами. «Поверхность должна умереть» — провозгласили они устами Даниеля Либескинда в 1989 году.

Концертный зал Уолта Диснея (США, Калифорния, г. Лос-Анджелес, 2003 гг.).
Концертный зал Уолта Диснея (США, Калифорния, г. Лос-Анджелес, 2003 гг.).

К числу главных идеологов современного деконструктивизма принадлежит Фрэнк Гери (год рожд. 1929), талантливый архитектор-постмодернист, который прославился созданием «танцующего дома» в Праге (1996 г.). В своих ранних работах Гери еще пытался мириться с «диктатурой окон», однако затем посвятил себя созданию домов-скульптур, в которых форма интерьера никак не угадывается в накоплении напряженных масс, рвущихся на волю. К признанным шедеврам мастера принадлежат также Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао (1997 г.), Музей музыки в Сиэтле (2000 г), а также Диснеевский Концертный зал в Лос-Анджелесе.

Здание концертного зала имени Уолта Диснея было открыто для публики в 2003 году и сразу стало одной из самых известных достопримечательностей деконструктивизма. Описать словами это сооружение, полностью облицованное блестящими титановыми листами, очень непросто. Больше всего она похожа на пучок гигантских металлических флагов, широкие ленты которых якобы трепещут под напором ураганного ветра. Остекленные зоны полностью скрыты в накоплении сияющих стальных масс. Силуэт и композиция здания вполне произвольные, они определяются только законами скульптурной композиции и никак не связаны со структурой внутренних помещений.

Рассекая архитектурное пространство на тысячи острых осколков, Гэри, однако, внимательно анализирует эффект, который производит его работа в реальном масштабе, в глазах живого зрителя. По словам самого архитектора, беспорядочные изгибы лент в действительности глубоко продуманы и предназначены для улавливания света, который играет на гранях его гигантской скульптуры.

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе

Архитектор: Фрэнк Оуэн Гери.

Время постройки: 2003 год.

Архитектурный стиль: деконструктивизм.

Местонахождение: США, Калифорния, г. Лос-Анджелес.