Дом Бальо в Барселоне

В истории мирового зодчества было не так уж много мастеров, которые создали собственный, неповторимый стиль. Почетное место среди них занимает Антонио Гауди (1852-1926 гг.) — гениальный каталонский архитектор, творческий почерк которого не смог повторить ни один из последователей. Гауди считал, что лучшая в мире архитектура — это морской берег, песчаный пляж, горный хребет или сосновый лес. Цель зодчества — не в создании искусственных мертвых конструкций, а в отражении впечатляющих природных форм.

Дом Бальо (Испания, г. Барселона, 1904 — 1906 гг.).
Дом Бальо (Испания, г. Барселона, 1904 — 1906 гг.).

Имя Гауди обычно связывают с искусством модерна, но достаточно взглянуть на его произведения, чтобы убедиться: он работал в совершенно другом русле. Архитектурные предпочтения мастера близки к экспрессионизму (от лат. Ехрressio — выражение) — авангардного стиля, который утверждал идею эмоциональности, напряженности, глубокой субъективности творческого акта.

Экспрессионизм оставил огромный след в живописи, литературе и музыке, но сравнительно слабо проявился в архитектуре (среди некоторых шедевров следует назвать башню Эйнштейна в Потсдаме и зал драматического театра в Берлине). Отрицая искусственность классического зодчества, архитекторы-экспрессионисты стремились к созданию свободных и асимметричных форм, приближающихся к пластике природного ландшафта. Растительному декору модерна они противопоставили эстетику кораллового рифа, сталактитовой пещеры, ракушки моллюска, чешуи дракона... С некоторой степенью условности можно выразиться так: модерн — это «ботанический» стиль, а экспрессионизм — «зоологический». Квинтэссенцией этого принципа стала блестящая работа Антонио Гауди — дом Бальо.

В 1904 году Антонио Гауди получил заказ на переоформление частного дома, который принадлежал текстильному магнату Жозепу Бальо-и-Касановаса. Владелец дома намеревался снести эту старую постройку и, на ее месте, построить новую, но Гауди решил радикально переоформить сооружение. Сохранив изначальную структуру дома, архитектор спроектировал два новых фасада, в которых, впервые в своем творческом пути, полностью отказался от подражания архитектурным вкусам прошлого. Место классического ордера заняли криволинейные опоры, напоминающие сталактиты или перегородки гигантского скелета, стены покрывал мерцающий рисунок многоцветных изразцов, а балконы превратились в гигантские черепа и панцири аппендикулярий. Высокая крыша дома, как будто позаимствована у сказочного теремка, была покрыта черепицей в виде драконьей чешуи и увенчана оранжево-голубым гребнем, напоминающим позвоночник. Завершила здание башенка, которая была похожа на шпиль песочного замка.

Фантастический вид дома Бальо породил множество интерпретаций. Наиболее популярным является трактовка здания как фигуры гигантского дракона — самого любимого персонажа Гауди. Фасад дома Бальо изображает сверкающую чешую сказочного чудовища и усеян костями и черепами его жертв (а, может, его собственным?). Башенка, расположенная на крыше, вероятно, является аллегорией меча святого Георгия, воткнутого в позвоночник дракона: ее завершает георгиевский крест.

Дом Бальо

Архитектор: Антонио Гауди (1852-1926 гг.).

Время постройки: 1904-1906 гг.

Архитектурный стиль: экспрессионизм.

Государство: королевство Испания.

Современное местоположение: Испания, Каталония, г. Барселона. — Адрес: Passeig de Gràcia, 43, 08007 Barcelona, Испания.

Время работы: Часы работы 09:00-21:00.