Замок Нойшванштайн

Середина XIX века ознаменовалась в мировой архитектуре глубоким кризисом. Пройдя полный цикл развития — от античности до средневековья, ренессанс и барокко, европейская культура затем снова обратилась к античности (в формах классицизма) и снова, еще глубже, исчерпала ее эстетику. Что делать дальше? В каком направлении развиваться? Ответ на этот вопрос оказался уникальным. Впервые за всю историю европейской культуры модными стали все стили одновременно. Так сформировалась эклектика (от греч. Eklegio — выбирать) — направление искусства, свободно использует элементы всех стилей прошлого.

Замок Белого Лебедя — Нойшванштайн (Германия, Бавария, г. Фюссен, 1869-1883 гг.).
Замок Белого Лебедя — Нойшванштайн (Германия, Бавария, г. Фюссен, 1869-1883 гг.).

Разнообразие направлений эклектики трудно поддается систематизации. В их названиях обычно используется приставка «neo» (от лат. Neo — новый) или «псевдо» (от лат. Pseudo — ложный): неоклассицизм, псевдоготика, неороманский стиль и т.д. Впрочем, в европейском искусствоведении обычно выделяют большие стилевые «блоки» эклектичного искусства, главными из которых являются романтизм и боз-арт.

Романтизм как архитектурный стиль проявляется в увлечении «романтическим прошлым» — эстетикой древности. В странах Западной Европы такой считалась пора Средневековья, откуда мастера романтизма в основном и черпали свое вдохновение. Признанным шедевром романтизма стал замок Нойшванштайн (от нем. Neuschwanstein — Новый лебединый утес), выполненный в неороманский формах.

Нойшванштайн был построен по распоряжению «сказочного короля Баварии» Людвига II — романтического юноши, увлеченного не столько государственными делами, сколько операми Вагнера и древнегерманскими сагами. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. Замок возводился пятнадцать лет и стоил баварской казне огромных денег.

Лебединый замок, разместившийся на живописном скальном утесе, стал зримым воплощением романтического видения немецкой старины. Он воспроизводит не собственно романский стиль, а идеализированное представление о нем: силуэт замка слишком изящный, декор слишком грациозный и сдержанный, а силуэт сооружения — нарочито асимметричный. Наиболее впечатляющим интерьером Нойшванштайна является Тронный зал, выполненный в формах византийско-каролингского искусства. Полотна Вильгельма Хаусшильда над тронным подиумом изображают шесть немецких королей, причисленных к лику святых, а пол, что наследует мозаики Константинополя, украшен изображениями цветов, деревьев и животных.

Красота Лебединого замка восхищала современников. Чайковский посвятил ему балет «Лебединое озеро», а Уолт Дисней - эмблему своей компании и замок Диснейленда.

Замок Нойшванштайн

Архитектор: Эдуард Ридель.

Время постройки: 1869-1883 гг.

Архитектурный стиль: эклектизм, романтизм, неороманский стиль.

Государство: Баварское королевство.

Современное местоположение: Германия, Бавария, г. Фюссен.