Кафедральный собор в Сиракузах
За века после начала эпохи Возрождения европейцы начали понемногу освобождаться от античных и христианских авторитетов, осознали силу своей культуры и научились гордиться ею. Сформировался своеобразный культ цивилизации, выразившийся в увлечении сложностью: кружева, парики и цветастые высказывания призваны были подчеркивать высокий уровень культуры нового европейца. Архитектурным отражением этой захватывающей эпохи стал стиль барокко.
Эстетика барокко (от итал. bагоссо — странный, причудливый) сформировалась в Италии, где уже в конце XVI века наблюдался повышенный интерес к внешней декоративности зданий. Предвестником нового стиля считается болонский архитектор Джакомо да Виньйола (1507-1573 гг.), а его главными создателями — римские зодчие Карло Мадерна (1556-1629 гг.) и Франческо Борромини (1599-1667 гг.). Эти мастера сформулировали принципы новой эстетики: криволинейность форм, акцентированность фасадов, пластичность и эмоциональность деталей.
Первые памятники барокко отличались повышенным вниманием к оформлению главного фасада на фоне некоторого пренебрежения к боковым стенам здания. Типичный барочный фасад XVII - начала XVIII века образованный монументальным фронтоном, к которому по бокам примыкают мощные завитки-волюты. Плоскость фасада затруднена раздутыми колоннами, картушами, декоративными нишами с вазами и скульптурами. С начала XVIII века фронтоны становятся разорванными, а фасады — вогнутыми. Именно этот период барочной архитектуры иллюстрирует кафедральный собор в городе Сиракузы.
Сиракузский кафедральный собор — древняя христианская церковь, построенная на развалинах древнегреческого храма (дорические колонны до сих пор проступают сквозь северную стену собора). В XVI веке средневековая церковь была расширена тремя часовнями, а в 1728 году по проекту сицилийского мастера Андреа Пальма (1664-1730 гг.) был возведен западный фасад, ставший признанным шедевром барокко.
Использовав классическую — раннебарокковую композицию, архитектор обогатил ее мощным — раскрепированием стен, монументальными выступлениями антаблементов и спаренных композитных колонн. Двухъярусный фасад храма выглядит настолько цельным и совершенным, что воспринимается как скульптурное произведение. Вырезанные из золотистого камня статуи, картуши, капители вроде светятся изнутри, изгибаются подобно живой плоти, завораживают зрителя капризной игрой светотени и величественным содержанием аллегорий. Пожалуй, во всем сицилийском барокко нет архитектурной достопримечательности, которая настолько безупречно выражала бы идею совершенства.
Сиракузский кафедральный собор
Время постройки: 1728 гг.
Архитектурный стиль: барокко, сицилийская школа.
Государство: Сицилийское королевство (протекторат почета).
Современное местоположение: Италия, Сицилия, г. Сиракузы.