Новодевичий Монастырь

В конце XVII века в политике и искусстве Московской Руси произошел очередной поворот, вызванный расширением контактов с Западной Европой. Царь Федор III Алексеевич (1676 — 1682) под влиянием жены, полячки Агаты Грушецкой, и своего учителя Симеона Полоцкого перестроил придворный быт по западному образцу — при московском дворе впервые начали носить «немецкую одежду» и брить бороды. Всего за 20 лет до описываемых событий Никон собственноручно разбивал иконы «франкского письма», теперь же русские иконописцы старательно подражали живописи барокко.

Новодевичий Монастырь (г. Москва, Россия, 1685 — 1689 гг.).

В московском зодчестве этого периода происходит бурный всплеск творческой активности, обусловленный нормализацией общественной жизни и усилением культурного влияния соседних государств. Финансирование строительства храмов и монастырей в этот период связывают с деятельностью семьи бояр Нарышкиных, в связи с чем архитектуру 1670 — 1690-х годов обычно называют «нарышкинской».

 

Для яркого и праздничного нарышкинского стиля характерно заимствование идей западноевропейского зодчества: насыщение фасадов мелкой пластикой, усиления декоративной роли наличников, цветная штукатурка, граненые купола. Впрочем, ни один из этих элементов не воспроизводит геометрии форм европейского барокко, в связи с чем традиционное понятие «нарышкинское барокко» является не вполне точным.

 

Классическим образцом нарышкинской архитектуры этой эпохи является Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь в Москве. Основан он был еще в 1524 году князем Василием III, в честь Смоленской иконы Божией Матери. С этого времени в ансамбле сохранился Смоленский собор (1524 — 1525), построенный в формах монастырского традиционализма XVI века. Однако современный ансамбль Новодевичьей обители был создан за полтора века, в период правления царя Ивана V Алексеевича (1682 — 1686) и царевны Софьи Алексеевны (1686 — 1689). Автором ансамбля считается зодчий Петр Потапов.

 

Периметр ансамбля образованный крепостными стенами с бескровельными башнями, парапет которых оформлен в виде декоративных галерей с пышными наличниками, бесчисленными валиками, перехватами, зубцами и филенками. В том же духе выполнена и замечательная Покровская надвратная церковь (1687 — 1688), украшенная гранеными золотыми куполами и фигурными белыми наличниками, которые эффектно выделяются на красном фоне стен.

 

Архитектурной доминантой монастыря является шестиярусная колокольня высотой 72 метра, построенная чередованием прорезных и «глухих» ярусов. Доказано, что колокольня планировалась семиярусной — но через свержение царевны Софьи в 1689 году, не была достроена. В ансамбль входят также Трапезная (1685 — 1687), Преображенская надвратная церковь, палаты царевны Софьи, царицы Ирины Годуновой, а также Казначейские, Лопухинские, Певческие и Мариинские палаты.



609
  • Нравится
  • 7

Интересно почитать


Новоиерусалимский  монастырь
В своем стремлении перенести на русскую землю образ Святой Земли патриарх Никон отыскал лучшее место для создания храмового комплекса....
Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра — колыбель православия Древней Руси и самый большой монастырь Восточной Европы. Лавра вознесена на высокие берега Днепра,...
Ростовский Кремль
В 1647 — 1654 годах, через сто лет после Стоглавого собора, русское православие пережило новое грандиозное потрясение. Честолюбивого патриарха...
Эчмиадзинский Монастырь
Первым в мире христианским государством стала Великая Армения: новая вера утвердилась здесь еще в 301 году. В отличие от славян, которые приняли...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Одна из особенностей, которая досталась удоду от тропических предков, питавшихся сочными фруктами и цветочным нектаром, - короткий язык, поэтому, чтобы проглотить пищу, птица подбрасывает ее и ловит открытым клювом.


Самые популярные статьи
Что больше читают