Ростовский Кремль

В 1647 — 1654 годах, через сто лет после Стоглавого собора, русское православие пережило новое грандиозное потрясение. Честолюбивого патриарха Никона больше не устраивал титул главы христиан всея Руси — он потребовал статуса главы православных всего мира, звание православного Папы. Однако извечный изоляционизм московской церкви мешал амбициозным планам, и Никон решил проблему радикально — запретил все традиции и обряды, которые веками складывались в Московском государстве. Так состоялся печально известный церковный раскол, ставший началом полувековой гражданской войны.

Общий вид Ростовского Кремля (г. Ростов, Ярославская обл., Россия, 1650 — 16933 гг.).

Новые порядки нашли свое отражение и в искусстве. Шатровые и одноглавые храмы, преобладавшие в московской архитектуре в XVI — начале XVII веках оказались под запретом. Ведь по мнению Никона, единственным истинно православным был пятибанный храм (реформатор, правда, забыл, что даже София Константинопольская была однокупольной). Однако в разоренной стране средств на возведение пятикупольных соборов не было, поэтому преобладающим типом храма в это время стало бесстолпное кубическое сооружение с пятью декоративными куполами, которые не открывались в интерьер.

 

Одной из самых грандиозных памятников Никоновскогоо периода является Ростовский кремль, расположенный на берегу озера Неро и украшенный 11 башнями. Кремлем в прямом смысле этого слова, это ансамбль не является ​​— он возводился как резиденция ростовского митрополита Ионы Сисоевича (1607 — 1690), близкого сподвижника Никона. Митрополит Иона был известен своим пристрастием к церковному «благолепию»: он построил в своей митрополии несколько десятков церквей, не жалея на это никаких средств. Среди мастеров, работавших над их созданием, большое место принадлежит Петру Досаеву, который, собственно, и построил ростовскую резиденцию.

 

Ансамбль Ростовского кремля сложился вокруг уже существующего Успенского собора 1508 — 1512 гг., который был сильно перестроен в ходе возведения резиденции и прекрасно в нее вписался. Периметр ансамбля был образован крепостной стеной с одиннадцатью башнями сложного силуэта, завершенными изящными гонтовыми кровлями. Стены Ростовского кремля имели скорее декоративную, чем оборонительную функцию.

 

В периметр стен были вписаны две надвратные церкви — Воскресения (1670 г.) и Иоанна Богослова (1683 г.). Оба храма — пятибанные, с исключительно красивыми «луковичными» куполами, завершенными изящными шпилями. Украшением ансамбля является и кубическая, расположенная на высоком подклете церковь Спаса на Сенях (1675 г.), завершенная золотой банькой. В ансамбль резиденции входят также здания палат (1670 —1680 гг.), пятибанная церковь Григория Богослова (1680 г.) и храм Одигитрии (1693 г.), построенный в формах нарышкинского барокко. «Луковичные» купола церквей, деревянные кровли башен и высокие крыши палат создают непередаваемый по колориту силуэт выдающегося архитектурного ансамбля Ростовского кремля.

 

Архитектурные памятники Ростовского кремля:

  • Башни кремля
  • Белая (Столовая) палата
  • «Дом на погребах» (XVII в.)
  • Звонница Успенского собора (1682—1687)
  • Красная палата (1670—1680)
  • Надвратная церковь Воскресения (1670)
  • Самуилов корпус
  • Святые ворота
  • Судный приказ (1650—1660)
  • Успенский собор (1508—1512)
  • Церковь Григория Богослова (1680)
  • Церковь Иоанна Богослова (1683)
  • Церковь Одигитрии (1693)
  • Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675)

 

Колокола Ростовского кремля:

  • «Сысой» — 2000 пудов (32000 кг), отлит литейных дел мастером Флором Терентьевым на московском пушечном дворе в 1688 году. Самый большой колокол Ростовского кремля.
  • «Полиелейный" — 1000 пудов (16000 кг), отлит московским литейщиком Филиппом Андреевым вместе сыном Киприаном в 1682 году.
  • «Лебедь» — 500 пудов (8000 кг), отлит Филиппом Андреевым в 1682 году, название свое получил за красивый трубный звук.
  • «Голодарь» — 171 пуд (2700 кг), переливался трижды, последний раз — в 1856 году, в него звонили в великий пост — отсюда и название.
  • «Баран» — 80 пудов (1280 кг), отлит в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым в 1654 году. Это самый древний колокол Ростовского кремля.
  • «Красный» — 30 пудов (480 кг) без даты отливки.
  • «Козёл» — 20 пудов (320 кг), отлит на заводе Оловяшникова в Ярославле во второй половине XIX века. По рекомендации отца Аристарха Израилева, отливался «Козёл» с гладкой поверхностью, дабы орнамент не влиял пагубно на его звук.
  • «Ионафановский» или «Набатный» — вес 256 фунтов (106 кг), отлит на ярославском заводе Оловянишникова в 1894 году.
  • 4 безымянных колокола: 8,8-пудовый (140 кг), 5,3-пудовый (84 кг), 4,4-пудовый (70 кг).
  • 2 зазвонных колокола: 7-пудовый (112 кг), 2,6-пудовый (41 кг).
  • «Ясак» — маленький колокол на стене собора, которым звонарям давали знак о начале звона.



Ростовский Кремль на карте

1 689
  • Нравится
  • 10

Интересно почитать


Новоиерусалимский  монастырь
В своем стремлении перенести на русскую землю образ Святой Земли патриарх Никон отыскал лучшее место для создания храмового комплекса....
Новодевичий Монастырь
В конце XVII века в политике и искусстве Московской Руси произошел очередной поворот, вызванный расширением контактов с Западной Европой. Царь Федор...
Спасо-Андроников Монастырь
Архитектура молодого Московского государства развивала традиции владимирских памятников эпохи Андрея Боголюбского, однако почувствовала и некоторые...
Успенский Собор во Владимире
Два века после крещения Руси ее монументальная архитектура практически не отличалась от византийских образцов. Культурной жизнью государства...
Васильевская Церковь в Овруче
Первая церковь Св. Василия была построена в Овруче (Украина) великим князем Владимиром Святославичем в 997 — 989 годах на месте разрушенного...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Попав под дождь, скворец обычно просушивает свои перья, мелко потряхивая каждым перышком и размахивая крыльями. А шотландские скворцы нашли более оригинальный способ сушки: они вытираются о шерсть овец, словно о полотенце. Благо, что овец в Шотландии очень много.


Самые популярные статьи
Что больше читают