Спасо-Андроников Монастырь

Архитектура молодого Московского государства развивала традиции владимирских памятников эпохи Андрея Боголюбского, однако почувствовала и некоторые веяния соседних школ. Под влиянием зодчества Новгородской республики московские храмы XIV — XV веков стали однокупольными и подчеркнуто вертикальными. Разработанную мастерами Чернигово-Северской земли систему подкупольных арок было переосмыслено московитами в духе кольцеобразных ярусов, поддерживающих барабан. Но главное достижение московских зодчих, очевидно, является их собственной заслугой — элегантная форма закомар с заостренной верхушкой, так называемый кокошник, впервые появился именно в Москве.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (г. Москва, Россия, 1420-1427 гг.).
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (г. Москва, Россия, 1420-1427 гг.).

Бесценным образцом ранней московской архитектуры является старейший храм Москвы, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Эту небольшую, но довольно знаменитую обитель в 1357 году основал митрополит Киевский Алексий в благодарность за свое ​​чудесное спасение от морской бури. Монастырь был назван в честь первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского.

В 1368 году первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря сгорел, и на его месте был возведен новый храм — на этот раз кирпичный, в полном соответствии с византийским вкусом киевского духовенства. Только в 1420 — 1427 годах, во времена правления Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, собор приобрел свой нынешний вид.

Архитектурный облик Спасского собора поражает совершенством, сообщением сложной геометрии плоскостей с безупречной ясностью силуэта, виртуозным применением кокошников. Единственный купол храма расположен на высоком подклете, состоящем из двух ярусов подпружных арок. Этот прием позволил поднять главу церкви над главным нефом почти на высоту барабана, обеспечив стремительное нарастание масс к центру композиции. Вертикальную акцентуацию храма подчеркивают и романские аркатурные пояса, украшающие барабан и три его апсиды.

В интерьере Спасского собора Андроникова монастыря уцелели фрагменты фресок, выполненные примерно в 1428 году Андреем Рублевым, который уже в преклонном возрасте стал монахом Андроникова монастыря. В этом же году, во время эпидемии, великий живописец умер и был похоронен в обители.