София Охридская
Храмовая архитектура второго периода Македонской династии (945 — 1059) отмечается целым рядом новых достижений, оказавших огромное влияние на православное зодчество последующих эпох. Именно в эту эпоху Византийская церковь вышла за пределы империи и распространила свое влияние на земли славянских народов, где вскоре появились храмы, построенные по константинопольской моде.
Поздние македонские церкви были преимущественно многокупольными, причем купола приобрели стройные, вытянутые очертания. Над окнами куполов появились полуциркульные или треугольные своды, а плоскости граней барабана украсили арки с архивольтами.
Интересным примером византийской архитектуры XI века является церковь св. Софии в македонском городе Охрид. В период строительства храма Охрид был духовным центром Болгарского царства — могущественного славянского государства, добившегося от Константинополя церковной независимости. Основателем храма св. Софии считается царь Борис I (852 — 889), однако наиболее вероятно, что существующее здание было возведено в период правления Самуила I (997 — 1014).
Здание церкви имеет удивительное планирования — она представляет собой длинный прямоугольный зал, перекрытый с востока и запада двумя восьмигранными куполами. Такое устройство не имеет аналогов в византийской культовой архитектуре, но напоминает константинопольские дворцы, как подражание которым, очевидно, и был создан этот необычный храм.
Фасады церкви украшены двумя ярусами крытых галерей, внешние арки которых собраны в элегантные триады, разделенные резными колоннами. Плоскости фасадов оживляют пояса декоративных ниш и сложные выложенные из кирпича узоры. Вдоль фриза здания проходит составленная из плоских кирпичей мемориальная надпись на греческом языке. В интерьере церкви сохранились фрески XI — XIII веков, выполненные в духе македонского ренессанса.