Церковь Сан-Лоренцо в Саагуне

Реконкиста, отвоевание Пиренейского полуострова, началось практически сразу же после того, как земли Испании были присоединены к Арабскому халифату Омейядов. Но особые успехи были достигнуты во времена правления Альфонсо VI Храброго (1065 — 1109), короля Леона (от 1065 года) и Кастилии (от 1072 года). В 1085 году возглавляемая им христианская армия отвоевала Толедо, центр арабской Испании.

Церковь Сан-Лоренцо в Саагуне (Испания, XII век).
Церковь Сан-Лоренцо в Саагуне (Испания, XII век).

Леонци вели себя на отвоеванных землях мудро: они не пытались силой обратить местное население в христианство и даже приняли своеобразную декларацию веротерпимости, которая позволяла арабским ученым, ремесленникам и крестьянам заниматься своим делом и обогащать государство плодами своего труда. Андалузские мастера блестяще решали новые задачи: изготавливали церковную утварь с исламским узором, строили христианские церкви в традициях арабской архитектуры. Так родился особый стиль, получивший название мудехар (от араб. mudajar — прирученный, домашний) — искусство христианской Испании, созданное арабскими мастерами.

Архитектура мудехар удивительная смесь романской и мавританской орнаментальной традиции. Базиликальное планирование храмов причудливо сочетается с асимметричным расположением массивных четырехгранных колоколен, напоминающих минареты. Широкие апсиды согласно романской традиции покрыты ненастоящими оконными нишами, но рисунок этих ниш напоминает, скорее, аркады Альгамбры, чем галереи Вормского собора. Здесь широко применяются подковообразные и многолопастные арки, используется эффект многорядных и переплетенных аркад.

Одной из классических памятников мудехар является церковь Сан-Лоренцо в Саагуне, неподалеку от Леона (Испания). Это — типичная раннесредневековая базилика, имеет три нефа и утопленный трансепт. Над крестопоклонной в 15 веке была выстроена пятиярусная башня-колокольня, которая своим величественным силуэтом напоминает минареты Сарагосы. К южному фасаду храма в этот же период было пристроено лаконичную галерею с полуциркульной аркадой.

Архитектурное убранство храма довольно скромное: здесь, в отличие от многих других памятников мудехар, нет цветных изразцов и глазированных полуколонок. Однако ритм подковообразных ниш, фигурный рисунок плинфы, монументальные яруса колокольни образуют единый и гармоничный ансамбль, свидетельствующий о высоком мастерстве арабских архитекторов, построивших церковь Сан-Лоренцо.