Вилла Адриана

Вилла Адриана — роскошная императорская резиденция в городе Тиволи (Италия), в которой проживал на закате император Адриан (76 — 138). Преемники кесаря ​​продолжали использовать виллу как летнюю резиденцию. В конце III века н.э. Диоклетиан ее отреставрировал — именно тогда и сложился архитектурный ансамбль, руины которого сохранились до наших дней. Константин Великий, перенося столицу в Константинополь, вывез из виллы Адриана множество статуй и резных украшений. С тех пор вилла находилась в упадке, до тех пока в VIII веке здесь не начались раскопки. На территории виллы были найдены прославленные произведения античной скульптуры: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийские Кентавры.

Фрагмент одной из колоннад императорского дворца. Вилла Адриана.
Фрагмент одной из колоннад императорского дворца. Вилла Адриана.

В состав виллы входило около тридцати домов, которые свободно расположились на площади примерно в 1 км2. Известно, что император называл здания виллы именами городов, в которых он побывал. Однако соотнести эти наименования с сохранившимися сооружениями очень непросто.

В архитектурном убранстве виллы обращает на себя внимание присуще эпосу Антонинов противоречия между инженерными приемами и оформлением сооружений. С одной стороны, в этот период происходят значительные изменения строительной техники (появление базилик и куполов, широкое использование кирпича и бетона), с другой — декор, как и раньше, отвечает античным вкусам. Именно такими и являются большинство зданий виллы Адриана: ее огромные кирпичные дома были покрыты мраморными плитами, украшенные колоннадами, портиками, скульптурами. Во времена своего расцвета вилла имела достаточно «древнегреческий» вид, и только разрушение выявило черты римской строительной технологии.

Среди сооружений виллы лучше всего сохранились кирпичные дома: огромные термы с солнечным отоплением, малые термы, претория, помещения для рабов, торговые ряды. Но наиболее привлекательно выглядят те немногочисленные здания, в которых сохранились элементы внешнего декорирования. Из них наиболее известен так называемый «Морской театр» — небольшая вилла, расположенная на искусственном островке и опоясана ионической колоннадой. Интересен и круглый храм Венеры: подобные ему храмы-толосы были популярны в Риме во времена Республики. Убранство храма выполнено в традициях аттической дорики, что указывает на то, что строители виллы были воодушевлены идеей «патриархальной простоты» предков.