Дворец Потала

«Дворец без правителя» — так говорят сегодня про Поталу: дворец в горах, словно иллюстрация к старинным легендам, устроившийся на высоком холме в тибетской Лхасе. Его хозяин, далай-лама, еще полвека назад оставил Поталу. В его отсутствие дворец Потала работает музеем и собранием буддийских редкостей. Восхищение вызывает архитектура Поталы, в которой смешались разные стили, но в основе которой — традиционная тибетская строительная технология.

Потала — не только культовое место (а сегодня еще и музей), но и величественный памятник культуры народа необъятной горной страны.Потала — не только культовое место (а сегодня еще и музей), но и величественный памятник культуры народа необъятной горной страны.

СТРОИТЕЛЬСТВО СИМВОЛА ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА

Около семи тысяч работников и полторы тысячи мастеров, украшавших интерьеры, за несколько десятков лет воздвигли уникальное строение.

 

Дворец Потала высится на фоне горного хребта, что с юга надвигается на город Лхаса. Дворец стоит на Красном холме (Марпо Ри) посредине долины, он — только часть громадного укрепленного комплекса, включающего еще и огороженную прямоугольную территорию у подножия горы.

Главная и центральная часть комплекса представлена Белым дворцом (Потранг Карпо) на востоке и Красным (Потранг Марпо) — на западе.
Дворец Потала создан как символ тибетской государственности. Это произошло в те времена, когда страну вновь сплотило управление буддистских далай-лам.

 

Чтобы окончательно возвысить над всеми смертными и без того высокий храм-дворец, находящийся еще и высоко в горах, он назван в честь
принадлежавшего покровителю Тибета, буддийскому божеству Авалокитешваре, мифического дворца на юге Индии, стоявшего на вершине горы, на побережье Индийского океана (в китайском буддизме — рай Путо на острове в ВосточноКитайском море). Согласно буддийской мифологии, Потала — это рай, где живут бодхисатвы Авалокитешвара и Тара.

 

Тибетский храм-дворец Потала построен на месте огромного (более 1000 комнат) дворца царя Ярлунгской династии Тибета Сонгцэна Гампо, правившего в 604-650 гг. и принесшего буддизм народу Тибета. Сегодня посетителям Поталы показывают пещеру Чогьял Друпук, в которой медитировал царь Сонгцэн Гампо, и зал Пхакра Лхакханг как уцелевшие фрагменты того древнего дворцового комплекса. Сонгцэн Гампо считался реинкарнацией Авалокитешвары.

 

Идейный вдохновитель и инициатор начала строительства Поталы в 1645 г. — Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682 гг.) — пятый далай-лама, или Великий Пятый, тибетский религиозный и политический деятель. Он также считался реинкарнацией Авалокитешвары. Следовательно, дворец Потала — рай на земле — становился наглядным подтверждением целостности и возрождения тибетского государства.

 

Однако в строительстве дворца Потала заметен еще и очевидный политический подтекст. Первая половина XVII в. стала периодом жесточайшей борьбы соперничавших школ тибетского буддизма, поддерживаемых правителями разных районов Тибета. Именно в 1642 г. Далай-лама Пятый получил верховную власть над всем Тибетом: его школа тибетского буддизма гелуг победила всех остальных, появилось новое верховное тибетское религиозное правление. Столицей объявили Лхасу, где и воздвигли дворец для новой знати.

 

Первым из всего комплекса построен Белый дворец в 1645-1648 гг.: Далай-лама Пятый превратил его в свою зимнюю резиденцию.


Красный дворец воздвигнут в период между 1690 и 1694 гг.

 

Перед началом строительства подготовили площадку: гребень горы выровняли, применяя традиционную для тибетской горной архитектуры технику вырубки нисходящих террас. Таким образом достигнут поразительный эффект «вырастания» здания из горы.

 

В том, что касается строительной технологии и материалов, дворец Потала похож на обычные крестьянские дома Тибета.

 

Мощные внешние несущие стены сложены из грубо обработанных камней. Они скреплены глиной. В стены вставлены толстые деревянные балки, поддерживающие пол и потолок. В помещении балки подпираются деревянными колоннами.

 

Покатые внешние стены также типичны для домов простых жителей Тибета: стены скошены вовнутрь на 6-9°. Пространство между внешней и внутренней стенами достигает 5 м (!), оно заполнено землей, камнями и переплетенными ветками ивняка.

 

СОХРАНЕННЫЙ МОЛИТВАМИ И... ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ

Созданный при поддержке монголов, дворец Потала в своем облике соединил индийские корни тибетского буддизма, китайский архитектурный декор и традиционную тибетскую строительную технологию.

 

С 1951 г. Тибет входит в состав КНР на правах автономной области. Его духовный лидер — далайлама — с 1959 г. пребывает в изгнании. Но дворец Потала сохранился: в отличие от большинства тибетских монастырей и храмов, Потала не был уничтожен хунвэйбинами и китайской армией, благодаря личному распоряжению первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (1898-1976 гг.).


Потала и сегодня остается архитектурным воплощением буддийской сущности Тибета.

 

Белый дворец состоит из просторного Восточного павильона, Солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а еще служебных помещений правительства Тибетской автономной области. Большой Восточный павильон всегда использовался для официальных церемоний. В Солнечном павильоне находились личные покои далай-ламы, тут он жил и работал, читал священные тексты, решал вопросы управления.

 

Красный дворец служил местом молитвенных собраний и проведения религиозных ритуалов. Здесь также есть несколько павильонов.
В западной пристройке Красного дворца находится гробница Тхуптэна Гьяцо — Далай-ламы Тринадцатого (1876— 1933 гг.), правившего с 1895 по 1933 г. Такой чести он удостоился еще и за то, что в 1912 г. добился провозглашения независимости Тибета и образования независимого Тибетского государства.

 

Стены дворца Потала покрыты слоем извести в Белом дворце и охры — в Красном. Стены всегда выглядят как новые, потому что их обливают сверху, а вместо кистей используют жгуты из шерсти яков.

 

Всегда можно узнать, каким местам во дворце придается особое значение: у них небольшие позолоченные китайские крыши, но при этом с золочеными индийскими орнаментами, в старину выполненными руками непальских мастеров.


Окна дворца занавешены коврами из черной шерсти яка.

 

Очень важными для дворца и храма Потала считаются восемь мемориальных ступ с забальзамированными телами далай-лам. Среди них есть и ступа Далайламы Пятого — строителя Белого дворца.

 

Дворец Потала стоит в окружении монастырских жилых помещений (сосредоточенных в западном крыле), кладовых и внешних фортификационных сооружений. Из-за скученности построек иногда трудно судить о том, к какому периоду они относятся, но, по всей вероятности, это конец XVII в. Следует учесть, что дворец-храм постоянно достраивали, внося изменения в общий комплекс.

 

Попасть в комплекс дворца Потала посетители могут через узкие ворота, к которым ведут несколько ступенчатых пандусов.

 

Во внутренних помещениях дворца деревянные балки и колонны, а также стены украшены сложной резьбой и рисунками. Залы наполнены множеством реликвий: это пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы.

 

За все века своего существования дворец Потала никогда не оказывался ощутимо поврежденным. Его прекрасный внешний вид и хорошее состояние интерьеров поддерживаются только необходимым ремонтом.

 

В течение последних десятилетий Лхаса заметно разрослась, в ней появилось много зданий в современном стиле, но Потала, как и в старину, все так же величественно возвышается над меняющимся городским ландшафтом.

 

Дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Комплекс дворца и храма Потала (VII, XVII вв.).

■ Белый дворец (1645- 1648 гг.)

■ Красный дворец (1690- 1694 гг.)

■ Гробница Тхуптэна Гьяцо — Далай-ламы XIII (1934-1936 гг.)

■ Прочие сооружения: монастырские жилые помещения, кладовые и внешние фортификационные сооружения (конец XVII в.).

 

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Строительный камень доставляли на стройку из каменоломни к северо-востоку от Лхасы. Доставляли носильщики — на собственных спинах и в волокушах. Глина, используемая как раствор, добывалась прямо на месте, а оставшиеся ямы превратили в пруд,названный Бассейном царя-дракона.
■ Далай-лама Тринадцатый играл очень важную роль в так называемой Большой игре — дипломатическом и военном противостоянии России, Великобритании и Цинской империи в конце XIX — начале XX в. При этом он находился на стороне России. В 1904 г., после британского вторжения в Тибет, далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии. Обратившись в русское консульство, он попросил
у царского правительства разрешение переселиться в Россию. Далай-лама получил отказ: если бы эту просьбу удовлетворили, Россия надолго, если не навсегда, испортила бы отношения с Китаем.
■ Главное отличие архитектуры Поталы от стен традиционных тибетских домов в том, что стены небольших бастионов в восточном и западном крыле закругленные, а не прямые.
■ Только прилежным следованием тибетским традициям домостроительства в Потале можно объяснить наличие на плоских крышах вертикального парапета, в чью лицевую поверхность вставлены ветки ивы и тамариска, концами направленные наружу и покрашенные в красный цвет. Они символизируют вязанки хвороста и охапки сена, которые и в наши дни тибетские крестьяне складывают на крышах своих простых домиков.
■ В 1652 г. Далай-лама Пятый, строитель Поталы, прибыл в Пекин, где специально для него построили Жёлтый дворец. Правивший тогда Китаем император Шуньчжи из династии Цин в знак особой признательности присвоил Далай-ламе Пятому титул Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама. В благодарность Далай-лама Пятый наградил императора титулом Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка.
■ В нижнем цокольном ярусе сохранилось подземное святилище древней добуддийской религии Бон.
■ Реликвии Поталы — сто священных свитков на пальмовых листьях из древней Индии. Они написаны более тысячи лет назад,
при этом использовались золотые и серебряные чернила, красители из жемчуга, железного порошка, кораллов, морских ракушек и медной пыли. Бумага свитков не поддается порче насекомыми или сыростью.
■ После реинкарнации Далай-ламы Пятого (кончины и поиска нового) его приближенные скрывали это почти десять лет, опасаясь, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством дворца Потала.
■ Ступа Далай-ламы Пятого занимает четвертый этаж, ее высота — около 15 м, она выполнена из золота.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: юговосток Тибета.
Административное местонахождение: город Лхаса, Тибетский автономный район, КНР.
Статус: культовое сооружение, исторический памятник.
Строительство: VII, XVII, XIX вв.
Языки: тибетский, китайский.
Этнический состав: тибетцы, ханьцы.
Религия: буддизм.
Денежная единица: юань.

 

ЦИФРЫ

Общая площадь дворца: 360 000 м2 (вместе с передним двором и прудом).
Общая высота комплекса: 117м.
Длина: 400 м.
Ширина: 350 м.
Толщина стен: 3-5 м.
Этажи: 13.
Высота над уровнем моря: 3650 м.
Площадь Восточного двора (террасы): 1600 м2.
Площадь пещеры Чогьял Друпук: 27 м2.
Количество монахов (монастырь Намгьял): 200.

 

КЛИМАТ

Горный.
Средняя температура января: -2,5°С.
Средняя температура июля: +15°С.
Среднегодовое кол-во осадков: 420 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.



384
  • Нравится
  • 1

Интересно почитать


Храмовый  комплекс  Пулэсы в Чэндэ
Чэндэ — городской округ в провинции Хэбэй. Здесь религиозные и государственные символы сливаются воедино: кроме роскошного дворцового комплекса...
Дворец Альгамбра в Гранаде
В 7 — 8 веках Северная Африка и Южная Испания вошли в состав Арабского халифата. В исламском мире этот регион получил имя Магриб, от греч....
Дворец Рамиро I в Овьедо
Дворец Рамиро I представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное каменное здание. Оно не было жилым: на первом этаже сооружения располагались...
Дворец Диоклетиана в Сплите
Дворец Диоклетиана, по сути, представлял собой небольшой город. Он был обнесен мощными, 20-ти метровыми стенами с пятнадцатью башнями (ныне из них...
Кносский дворец
Кносский дворец — дворец владык островного государства был построен около 1700 до н. э. на остатках неолитического поселения. За века начался...
Дворец и Храмы Паленке
Паленке — испанское название древнего города цивилизации майя в Мексике — Лакам-Ха, столицы Баакульського царства (III — VIII вв.)....


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Американский паук мастофора не делает сеть. Он всегда имеет наготове тонкую длинную паутинку, на конце которой находится капелька клейкого вещества. Разбрызгав вокруг себя вещество, привлекающее насекомых, паук замирает в ожидании. Когда вблизи появляется добыча, паук набрасывает на нее свое орудие лова, подтягивает к себе и быстро опутывает жертву паутиной.


Самые популярные статьи
Что больше читают