Парадная лестница резиденции Аугустусбург

Еще в процессе возведения Вюрцбургской резиденции Бальтазар Нойман приобрел самую широкую известность. Размах строительства, эффектные инженерные решения, великолепие создаваемых интерьеров — все это поставило его в один ряд с крупнейшими и признанными мастерами империи. Поэтому неудивительно, что помимо Шёнборнов архитектору постоянно поступали предложения от других влиятельных лиц. Одним из них явился заказ по завершению строительных работ во дворце Аугустусбург в Брюле, недалеко от Кёльна.

Парадная лестница. Вид из вестибюля.
Парадная лестница. Вид из вестибюля.

Заказчиком выступал пятый кёльнский курфюрст и архиепископ Клеменс Август (1700-1761) — представитель баварского королевского дома Виттельсбахов. Клеменс Август владел несколькими резиденциями и при вступлении в сан курфюрста в 1723 году получил в качестве главной правительственной резиденции дворец в Бонне. Однако Брюль он любил больше всех, его пленяла красота тамошнего идиллического ландшафта, к тому же местность была идеальна для его любимого развлечения — соколиной охоты. Поэтому он решил на фундаменте сохранившегося здесь старого средневекового замка возвести летний дворец, окруженный большим усадебным парком.

В XVIII веке наряду с монументальными городскими парадными резиденциями и дворцами огромную любовь и популярность приобрели летние увеселительные резиденции и охотничьи усадьбы, и часто именно они становились главными центрами праздничной придворной жизни. Для подобных целей создавался и новый дворец в Брюле, названный по имени своего владельца и заказчика Аугустусбургом. Первым архитектором дворца стал знаменитый мастер немецкого барокко Иоганн Конрад Шлаун, но через три года он был отстранен с обвинениями в старомодности своего проекта. Его сменил блестящий мюнхенский зодчий, долгое время обучавшийся в Париже, — Франсуа Кювилье. Он превратил Аугустусбург в одну из великолепнейших резиденций своего времени, построенную по последнему слову французской моды, в полном соответствии с господствующей тогда эстетикой рококо. В результате Аугустусбург явился одним из немногих в Европе больших дворцов, полностью выполненных в этом стиле, что в 1984 году сыграло решающую роль для принятия решения о внесении дворцово-паркового ансамбля в Брюле в Список культурного наследия ЮНЕСКО.

Дворец возводился в несколько этапов с 1725 по 1768 год. В 1747-1750 годах было выполнено живописное оформление всех интерьеров и домовой часовни Яна Непомука известным итальянским мастером фрески Карло Карлоне. Завершил строительство придворный архитектор кёльнского епископата Михаэль Левейи. Бальтазар Нойман был приглашен к кёльнскому двору в 1743 году, когда в основном работы были уже закончены. Ввиду крайней занятости он не взял на себя курирование всех работ по отделке дворца, но согласился создать главную парадную лестницу (1743-1748) — наиболее ответственный и ключевой участок декорации парадных интерьеров. Парадная лестница не только была композиционным центром всего интерьерного ансамбля, но и несла большую смысловую нагрузку в аллегорической и символической программе дворцового оформления, а также была отправной точкой разыгрываемого здесь придворного церемониала.

Аугустусбург был одновременно и увеселительным дворцом, и парадной резиденцией. Здесь курфюрст давал аудиенции, решал государственные вопросы, вел переговоры с послами иностранных держав. Здесь устраивались придворные торжества и празднества, концерты, рыцарские турниры и, конечно, столь любимые правителем соколиные охоты. Получив отличное образование в Париже, Клеменс Август обладал прекрасным вкусом и был влюблен во французское искусство; он мечтал построить резиденцию, не уступающую Версалю. Неудивительно, что образцом для церемониала Аугустусбурга явились приемы Людовика XIV в Версале, и жизнь резиденции была полностью подчинена строгому придворному распорядку и превращена в сложный, до мельчайших деталей продуманный механизм. Торжественные аудиенции иностранным князьям и послам устраивались как роскошное театральное действо. Главными сценическими площадками при этом являлись парадная лестница и череда залов (всего 10) — так называемые Большие Новые апартаменты, по которым гости проходили согласно строжайшей иерархии. В праздниках участвовал весь дворцовый штат. И прислуга, и гости были разделены на четыре основные категории, каждая из которых в свою очередь делилась еще на шесть рангов. Во время приветственного выхода архиепископа к своим подданным, парадная лестница становилась не только отправной точкой действия церемониала, но и местом организации гостей и дворцовой челяди, согласно рангу. Так, внизу лестницы и в вестибюле выстраивалась мелкая прислуга, выше — военные и свита гостей, на средней лестничной площадке — иностранные посланники, и наконец на самом верху лестницы и в передней апартаментов располагались высшие духовные сановники. Чем выше был ранг гостей, тем ближе к курфюрсту они стояли на аудиенции. Самых почетных из них архиепископ принимал по версальскому образцу в своей Парадной спальне.

По сравнению с барочным монументальным решением в Вюрцбурге лестница Аугустусбурга оставляет впечатление удивительной легкости и парения. Ее оформляет изящная витая решетка работы Георга Зандтенера, изысканный орнамент которой перекликается со стукковой декорацией стен и потолка. Лестница компактна и динамична, ступени «стекают», подобно водному каскаду, и «разливаются» гладью отполированного до глянца каменного пола в холле вестибюля между сдвоенными колоннами и группами белоснежных мраморных кариатид. Организованное Нойманом пространство нижнего яруса лестницы и вестибюля — при помощи сдвоенных колонн и поддерживаемых кариатидами мостов сводов — совершенно по своей репрезентативной роскоши, компактности и динамике.

Как и в Вюрцбурге, подъем по лестнице Аугустусбурга начинается единым маршем и на средней площадке разделяется на два рукава. Один ведет гостей в пьяно нобиле — северное крыло с жилыми апартаментами курфюрста, второй — в западное, с анфиладой парадных залов. Из вестибюля впечатление полета нижнего марша многократно усиливается благодаря разлетающимся линиям динамичных диагоналей раздвоенных рукавов лестницы. С каждым нашим шагом вверх пространство светлеет, и одновременно зрителю открываются все новые архитектурные ракурсы и картины захватывающего театрализованного зрелища. Цветной стукковый мрамор колонн, лестничных сводов и стен и роскошная потолочная фреска вместе образуют удивительную симфонию красок и форм. Стены первого этажа облицованы бело-голубым искусственным мрамором с желтыми и красными вкраплениями; наверху доминируют желтозеленые тона. Пенные кружева белоснежной стукковой лепнины кажутся легким ажуром, наброшенным на мраморные поверхности. Виртуозная лепнина из стукка — национальная черта архитектуры Германского региона. Несмотря на то что для выполнения лепных работ активно приглашались итальянцы, очень быстро стукковые орнаменты стали визитной карточкой именно немецких интерьеров, позволяя во всем блеске проявиться таланту немецких штукатуров и лепщиков.

Центральный пункт художественной программы лестницы — выполненный из стукко позолоченный бюст Клеменса Августа на пирамидальном основании, который царит в стукковой архитектурной композиции, напоминающей триумфальную арку. Располагаясь на первой лестничной площадке, он открывается взору посетителя уже при подходе к лестнице. Композиция вокруг бюста вместе с стукковой лепниной стен и живописью лестничного плафона вместе представляют продуманную художественную программу аллегорического прославления кёльнского архиепископа.

В лепнине стен присутствуют инициалы курфюрста «СА», которые затем встречаются во многих дворцовых помещениях. Роспись плоского потолка работы итальянского живописца Карло Карлоне имитирует купол, являясь эффектной обманкой. Аллегорический сюжет потолочной фрески изображает сцену вознесения брата Клеменса Августа — императора Священной Римской империи Карла VII Альбрехта Виттельсбаха — на Олимп и введение его в круг небожителей.

Многие современники считали лестницу Аугустусбурга одним из самых великолепных и поражающих воображение его творений, отзываясь о ней как о поистине сказочной, фееричной, настоящей «княжеской» лестнице. В 1984 году вместе со всем брюльским ансамблем она была внесена в Список культурного наследия ЮНЕСКО.

Интересный исторический документ «Церемониал» Юлиуса Бернарда из Рора 1729 года так описывает назначение ансамблей, подобных дворцовому комплексу Брюля: «В летнее время высокие господа имеют обыкновение отправляться в свой увеселительный либо охотничий дворец и там предаваться всем возможным видам удовольствий, забав и приятных развлечений».