Карнакский храм

В двух с половиной километрах к северу от современного египетского мегаполиса Луксор на месте Древних Фив находится деревня Карнак. Названа как самый масштабный храмовый комплекс Древнего мира на восточном берегу Нила, посвященный Амону-Ра. Две главные оси храма: с севера на юг и с запада на восток. В самом обобщенном варианте комплекс принято делитъ на зоны Амона-Ра, Манту (бога войны) и Мут (жены Амона).

Вид с воздуха со стороны Нила на Карнакский храмовый комплексВид с воздуха со стороны Нила на Карнакский храмовый комплекс

«САМОЕ СОВЕРШЕННОЕ МЕСТО»

Святилище в Карнаке, как и Луксорский храм, посвящено «Божественной Триаде» - Амону-Ра, который являет себя людям в виде Солнца,  его супруге Мути их сыну Хонсу, повелителю Луны.

 

При взгляде на руины этих храмов с большой высоты, когда видна и соединяющая их почти двухкилометровая Дорога сфинксов, они вызывают ассоциации с двумя чашами символических весов, поддерживающих равновесие на земле: в государстве, в природе, на земле и в небесной сфере. Карнакский храм - северная чаша этих весов, Луксорский - южная. Северная перевешивает: и по площади, и по художественному уровню, хотя это не значит, что Луксорский храм уступает ему во всем. Было ли так задумано - неизвестно, но со временем Карнакский храм египтяне стали называть «самым совершенным местом». Подразумевалось, в той ойкумене, каковой ее представляли себе древние египтяне.

 

Таким храм стал не сразу. Строительство его длилось почти 20 столетий . Египтологи ведут здесь отсчет от самых древних из частично сохранившихся сооружений Карнака, как, например, возведенный в эпоху Среднего царства храм Сенусерта I ХХ в. до н. э. Многие археологи-египтологи полагают, что строительство могло быть начато и гораздо раньше, в XXVIII в. до н. э. В ХХ в . дон. э. святилище Амона было небольшим . Первым , кто, как считается, начал расширять его, был фараон XVlll династии Тутмос I (правил ок. 1504-1492 гг. до н. э.). При нем были установлены обелиски и статуи, изображавшие фараона в облике, само собой, Осириса, выбиты барельефы, отделанные золотом, изображающие священнодействующего Тутмоса. Руководил всеми работами зодчий Инени.

 

Дело отца продолжила «ее царское величество» Хатшепсут (правила в 1525-1503 гг. до н. э.), положившись на мэтра архитектуры Сененмута, которому доверяла безгранично - и не слепо, а по делам его. При ней появились новое строение из красного песчаника для ладьи Амона-Ра, украшенное изысканными рельефами, также позолоченными, и два обелиска из гранита с черно-красными зернами . Тутмос 111 (правил ок. 1525-1473 гг. дон . э.) возвел Большой храм Амона-Ра. Фараон и полководец сам разрабатывал его проект, о чем рассказывает выбитая на одной из стен надпись. Филигранно расписанные колонны храма символизировали столбы царского паланкина, стела у входа в гипостильный зал изображала Тутмоса и его 62 предшественников («Царский список Карнака», хранится в Лувре) . К храму примыкает «Ботанический сад», представляющий природный мир долины Нила и стран, где фараон воевал. О его военных подвигах рассказывает «Зал анналов» с двумя стелами с изображениями священных папируса и лилии . Тутмос 111 возвел также храм богини войны Сехмет, скульптура которой сохранилась.

 

Сехмет часто отождествляется с Мут, которая , как и Сехмет, иногда изображалась с львиной головой. В южной части комплекса возле озера Ишеру, примыкавшего к храму Мут, стояли десятки статуй Сехмет. У многих из них отбита верхняя часть туловища, очевидно, охотниками за древностями. Чтобы задобрить богиню-воительницу, Аменхотеп III (правил ок. 1388-1353 / 1351 гг. дон. э. ) всего возвел 700 статуй Сехмет вокруг храма Мут, второго по счету. При нем появился и храм Хонсу. В первом тысячелетии до н . э. в Карнаке возводится несколько небольших святилищ Осириса. В XV-XIII вв. до н . э. появилась Дорога сфинксов, на рубеже XIV-XIII вв. до н. э. при Сети 1 (правил ок. 1290- 1279 гг. дон. э.) и его сыне Рамзесе 11 Великом (правил ок. 1279-1213 гг. дон . э. ) в храме Амона был воздвигнут роскошно украшенный и великолепный в архитектурном отношении гипостильный зал.

 

Строительство на территории храма продолжалось и после краха Нового царства ~ при царях династии Ряд сфинксов с бараньими головами, расположенный внутри храма Амона-Ра. Птолемеев и при римлянах. Последним из сильных мира сего, внесших вклад в облик храма, был император Домициан (правил в 81-96 гг. н . э . ).


АЛЛЕГОРИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ

Архитектурный ансамбль Карнакского храма лежит сегодня в руинах, составляющих своего рода лабиринт по истории духовной жизни Древних Фив, и путешествие по этому лабиринту приносит множество открытий.


Первое описание комплекса появилось в 1668 г., когда его увидели два французских миссионера. А название ему - Карнак, что означает «груда камней» - по аналогии с комплексом мегалитов в Бретани дал тоже француз, монах-иезуит и ученый Клод Сикар, изучавший египетские древности как археолог в 1707-1726 гг. Профессиональные раскопки в Карнаке начались во второй половине XIX в.


В храмах ансамбля не осталось, конечно, и следа ни от какой позолоты. Были разрушены, изувечены, похищены многие статуи , но, по счастью, и сохранилось тоже немало благодаря монументальности сооружений и скульптурных форм. По всему, что сохранилось, вполне можно представить, каким величественным было это святилище, когда Фивы были городом процветающим, а вокруг храма стояли утопающие в садах дворцы высокопоставленных вельмож. Вокруг многих храмов комплекса также цвели сады: при обилии солнца и воды практически круглый год. Во времена фараонов русло Нила пролегало ближе к храму, и в месяцы, когда его воды имели самый низкий уровень, можно было спуститься к кромке берега по ступеням западной стены. Изменения в природе и климате, войны и неизбежно сопутствующие им разрушения и разорения, землетрясения, которых здесь было тоже немало, песчаные бури сделали свое дело. Относительно заносов песка необходима оговорка: во многих случаях благодаря им были словно законсервированы многие скульптуры и фрагменты зданий, раскопанные затем археологами.

 

В Карнакском храме поражает еще вот что. У него не могло быть никакого единого плана строительства, напротив, некоторые фараоны не гнушались при возведении храмов во имя себя, великих, разбирать храмы своих предшественников, а уже в Новое время камни храмов растаскивались всеми подряд, почти открыто, для строительства обычных жилых домов. И все же, как ни удивительно, остается впечатление, что план был: настолько гармоничен комплекс, хотя создавался в разные не то что века - в разные эпохи.

 

Может быть, потому, что все властители Фив, от первых правивших здесь фараонов до римлян, предоставляли полную свободу творчества зодчим, скульпторам и художникам. А те следовали главному принципу искусства древних веков - создавать как можно более выразительные аллегории силы богов и властителей: как известно, в Древнем Египте считалось, что все фараоны имеют божественное происхождение. Из поколения в поколение непосредственные исполнители заказов царей принципы преемственности художественных методов соблюдали как святые заповеди. Эти принципы: гармоничные пропорции зданий и сооружений, какими бы большими они ни были; одухотворенные лица идеально отшлифованных скульптур - боги ли это, фараоны ли, жрецы или обычные люди. Барельефы и расцвеченные минеральными красками изящные рельефы - каждый представлял собой В карнакских статуях всегда подчеркнута массивность пальцев ног. динамичный по сюжету рассказ о каком-то ритуале, работе, событии, сражении в лицах и с множеством подробностей. Все изображенные предметы, животные и растения также имеют прекрасные формы.

Лучше остальных сохранилась западная часть комплекса, из всех эпох - сооружения периода Нового царства (ок. 1580-1070 гг. дон . э. ) . По нему проходят экскурсии (за исключением тех зон, где продолжают работать археологи) . Самые посещаемые части комплекса - это собственно храм Амона-Ра и гипостильный зал, давным-давно лишившийся крыши, но не утративший своего магического притяжения. Каждый по-своему, прекрасны и другие храмы, посвященные Мут и Хонсу, другим божествам и фараонам, большие и малые (часовни). А также обелиски, памятники, пилоны, ограды, Священный пруд, в котором проходили ритуальные церемонии на ладьях и омовения.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Главный храм Амона-Ра, его передний пилон.

■ Храм бога Хонсу, начатый при Рамзесе III, законченный при Херихоре.

■ «Священная ладья» Рамзеса II.

■ Храм Ипет (построен при Птолемее VIII).

■ Небольшой храм бога Птаха.

■ Храм Аменхотепа II.

■ Храм богини Мут.

■ Храм Камутеф.

■ Священное озеро.

■ Большой гипостильный зал.

■ Дорога сфинксов.

■ Аллея сфинксов, ведущая к храму богини Мут.

■ Луксорский музей, Музей мумификации (тоже в Луксоре).

■ Экспонаты из Карнакского храма в Египетском музее в Каире.

План храмового комплекса в КарнакеПлан храмового комплекса в Карнаке


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В культуре Древнего Египта, как и в других древних государствах, существовала традиция при строительстве храмов воплощать мифы о Сотворении мира. В Лейденском папирусе сказано: «Фивы - образец для всех городов. Вода и земля были в них в начале. И появился песок, чтобы обозначить границу пахотных земель и их основную почву на холме. Так стала земля. Потом появились люди, чтобы благоустроить все города». Не правда ли - это образ острова? Совершенно верно - острова Священной земли Творения, с которого началось «первое время». (Лейденский папирус - это от голландского города Лейден, где он хранится.)
 
■ Священными цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. Колонны Карнакского храма с левой, северной стороны украшали изображениями стеблей папируса - геральдического и тоже священного символа Нижнего Египта, колонны, стоящие справа, - лилиями, символом Верхнего Египта. Иногда изображение этого цветка называют лотосом. Это неверно. А вот египетские скульпторы ничего не путали: у лилий характерно изогнуты лепестки. Секрет появления в Египте лилий в качестве символа прост. Первыми его стали использовать правители Египта додинастической эпохи, а они по происхождению были иноземцами, почти все - из тех краев, где лилия, в отличие от Египта, цветок распространенный даже и в дикорастущем виде.
 
■ Амон-Ра не сразу стал верховным богом древних египтян и демиургом. Сначала это был Амон, небесный покровитель Фив и только, имевший и женскую ипостась - Имунет. В период Среднего царства Амон становится отдельным божеством, повелителем воздуха. Начиная с XVIII династии (1550- 1292 гг. дон. э. ) Нового царства, Амон отождествляется с верховным солнечным богом гелипольского пантеона, носившим имена Атум, Ра, Птах, и обретает новое имя Амон-Ра как глава египетского пантеона богов, первый и, так сказать, «государственный», общенациональный бог. Тут нельзя, однако, не добавить, что в некоторых монументальных сооружениях периода Среднего царства его уже называли Амоном-Ра, но еще редко, эпизодически.
 
■ Жук-скарабей - самый известный амулет Древнего Египта, воплощение Хепри - бога созидательного утреннего солнца, символа воскресения и перерождения. В мумиях фараонов сердце заменяли статуэткой скарабея. На берегу Священного озера стоит статуя скарабея, высеченного из черно-красного гранита. По поверьям, если обойти ее семь раз, все желания сбудутся, но только благородные и страстные желания. А по мелочам Хепри лучше не беспокоить: все может случиться ровно наоборот.
 
■ Считается, что когда-то по обеим сторонам Дороги сфинксов ее охраняли 1350 их изображений с телом льва и головой барана - священных животных Амона-Ра. Раскопано около 900 фигур, а совсем недавно было найдено еще 12 немного в стороне от Дороги. У этих сфинксов головы снесены, а на постаментах выбито имя Нектанеба 1, основателя последней династии фараонов, умершего в 362 г. дон. э.

План главного храма Амона-РаПлан главного храма Амона-Ра

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на восточном берегу Нила в «городе живых», называвшемся так в отличие от «города мертвых» — западного берега Нила.
 
Часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Древние Фивы с их некрополями, Карнакский и Луксорский храмы» с 1979 г.
 
Историческое название региона: Верхний Египет.
Время строительства: приблизительно XX в. до н. э. — I в. н. э.
Египетское название храмового комплекса: Ипет-Сут.
Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.
Денежная единица современного Египта: египетский фунт.
Язык: арабский.
Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

 

ЦИФРЫ

Общая площадь открытой сегодня части комплекса — около 30 га.
Главный и самый большой пилон: высота — 43,6 м, ширина —113 м, толщина стен —15 м.
Высота обелисков Хатшепсут: 25 и 30 м.
Площадь большого гипостильного зала: 5000 м2.
Количество колонн большого гипостильного зала: 134.
Размеры Священного озера: 120x77 м.
Расстояние от Луксора: около 2,5 км.

 

ЭКОНОМИКА

Туризм.

 

КЛИМАТ

Тропический пустынный.
Средняя температура января: +14,4°С.
Средняя температура июля: +33,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).



834
  • Нравится
  • 0

Интересно почитать


Храм Амона-Ра в Луксоре
Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от...
Храм Хатшепсут
Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила — своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его...
Ангкор-Ват
Ангкор-Ват — гигантский храмовый комплекс в городе Сием-Рин (Камбоджа), посвященный верховному индуистскому богу Вишну. Он считается крупнейшим...
Храмовый комплекс Кхаджурахо
В 950 — 1050 годах н. э. город Кхаджурахо, расположенный в долине Ганга, был столицей независимого Индийского государства. Магараджи рода...
Храм Амона в Фивах
Древний город Фивы стал столицей Египта в эпоху Среднего царства (21 в. до н. э.) И оставалось таким около тысячи лет. В период Нового царства (16...
Храм египетской царицы Хатшепсут
Заупокойный храм египетской царицы Хатшепсут в Дейр-ель- Бахри (Египет) когда-то в древности назывался Джесера-Джесера, что значит —...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Бразильская бабочка каллиго защищается от своих многочисленных врагов — насекомоядных птиц — весьма оригинальным образом. В случае опасности она переворачивается, открывая для взора птиц изнанку своих крыльев. Птицы в ужасе спешат удалиться: ведь рисунок на крыльях каллиго — точный портрет их заклятого врага совы, с большими глазами и острым клювом.


Самые популярные статьи
Что больше читают