Военно-исторический музей бундесвера в Дрездене

Если где-то и следовало создать Военно-исторический музей бундесвера (вооруженных сил), то именно в Дрездене. Потому что именно он хранит воспоминания не просто о фашизме, о Третьем рейхе, но и историю одного из самых хладнокровных политических решений, принятых во время Второй мировой войны, историю одного из самых ужасающих ее эпизодов, когда буквально за несколько дней в результате авианалетов один из красивейших городов Германии был превращен в руины, похоронившие под собой, по приблизительным подсчетам, 135 000 мирных жителей.

Военно-исторический музей бундесвера в Дрездене.
Военно-исторический музей бундесвера в Дрездене.

Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта... и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.Меморандум Королевских ВВС, 13 февраля 1945 г.

Символично, что главной темой центральной экспозиции Военно-исторического музея стала даже не война, а, скорее, человек на войне, независимо от эпохи, времени и границ. «Этот проект не о вооружении и ракетах. Он о людях и их решениях, о том, как они видят этот мир», — говорит Даниэль Либескинд, чей проект расширения музея победил в конкурсе в 2001 году.

Первоначально коллекция музея размещалась в здании арсенала, построенном в конце XIX века. Еще в 1897 году в нем была организована выставка «Коллекция исторического оружия и моделей». В 1914 году здесь был устроен Королевский музей саксонской армии, который открылся лишь в 1923 году под измененным названием Музей саксонской армии. Основные площади здания использовались для хранения крупного вооружения. В 1940 году музей был снова переименован в Музей сухопутных войск и, пережив бомбардировки города, оставался открытым для посетителей до 1945 года, когда после поражения Третьего рейха во Второй мировой войне по решению стран победительниц в Германии были закрыты все военные музеи. В историческом здании с тех пор проводились выставки городских музеев. С 1972 года здание начинает использоваться как Музей армии ГДР. С объединением Германии, в 1990 году, музей переходит в ведомство министерства обороны и получает новое название — Военно-исторический музей бундесвера Германии.

Когда Даниэль Либескинд взялся за расширение выставочных помещений в здании арсенала, построенном в 1877 году в стиле неоклассицизма, было очевидно (учитывая все более ранние его проекты и постройки), что архитектор не пойдет по пути гармоничного дополнения, мимикрирования под исторический объект. Адепт выразительных архитектурных форм, рассказывающих историю мировых событий или народов (как в случае с Еврейским музеем в Берлине), Либескинд через свои проекты исследует огромное количество социальных, философских и политических вопросов. Поэтому конструкцию пристройки в виде клина следует рассматривать не только с точки зрения архитектурной формы, но в первую очередь — с точки зрения осмысленности каждого отдельного элемента и их совокупности.

Формальная организация классического фасада, построенного по принципам строгой симметрии и гармонии в пропорциях, нарушается пятиэтажным 140- тонным клином из стекла, металла и бетона, что создает драматический образ, призывающий к размышлениям. Структура клина с игрой света и теней символизирует военную историю Германии с ее контрастами. Как архитектурная концепция, так и экспозиция музея предполагают разностороннюю интерпретацию и переосмысление привычного зрительного восприятия. В верхней части клина находится смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на Дрезден.

«Когда был объявлен конкурс на проект перестройки музея, все ожидали, что строительство будет идти на тыльной стороне арсенала. Но я подумал: зачем прятать военное здание? — рассказывает архитектор. — Германия — современная демократическая страна. Немцы должны принять свою историю и относиться к Военно-историческому музею как к чему-то позитивному! Поэтому я решил впереди на фронтальной стороне арсенала вбить стеклянный клин».

Открытость и прозрачность новой структуры контрастирует с глухим фасадом и жесткостью старого здания арсенала. Можно интерпретировать это противопоставление с политической точки зрения, как бы противопоставляя авторитарное (тоталитарное) военное прошлое мирному демократическому настоящему (игра с «прозрачной демократией» — это, скорее, влияние американского менталитета автора).

Проект вызвал множество споров, так как с архитектурной точки зрения такой «разрыв» материи выглядит очень неестественно, словно фрагмент из другой реальности, прорвавшийся сквозь пространство и время. С другой стороны, перед нами невероятно изящный подход к философской постановке вопроса о роли войны в истории и роли человека на войне.

Исторический фасад с лепниной в зоне врезающегося клина был сохранен, но внутренние помещения — залы со сводчатыми потолками на первом этаже и колонные залы на двух верхних этажах — полностью изменились благодаря новаторским пространственным решениям Либескинда. Выставочные площади новой структуры от исторической части музея отделяют бетонные стены.

Выставочное пространство новой части музея было оформлено силами бюро HG Merz и швейцарской мастерской Holzer Kobler. Наличие как старых, так и новых, неординарных, помещений дало возможность разделить экспозицию: в старой части здания в хронологической последовательности и довольно традиционным образом представлены военное ремесло и войны как исторические события, хотя и здесь всегда показаны последствия войн, нивелирующие героический флер военного искусства. Помимо основной экспозиции посетители имеют возможность ознакомиться с подробностями военной истории конкретной эпохи, представленными в прилегающих залах.

В новой части музея расположены тематические залы, где те или иные темы представлены во вневременном аспекте. Среди залов есть вертикальные — бетонные колодцы на всю высоту здания, напоминающие «пустоты» из Еврейского музея в Берлине. В этих слишком тесных помещениях установлено, например, «чудо оружие» Гитлера — ракета «Фау-2»; повешен вниз головой настоящий вертолет «Алуэтт»; размещены самые разные гранаты, бомбы и ракеты, словно грозящие вотвот обрушиться на посетителя. На своего рода подиуме представлены чучела животных, которых с холодным цинизмом использовали в военных целях, — от боевых слонов до противотанковых собак. По мнению архитектора, восприятие пространства и энергия здания меняются при изменении формы помещения. Именно поэтому он создает такое сложное по своей внутренней организации сооружение.

С одной стороны, этот проект Либескинда очень логично укладывается в эволюцию его творческой манеры. В принципах организации композиции фасадов и организации внутренних пространств у проекта дрезденского Военно-исторического музея можно найти много общего с предшественниками — проектами мастера в Берлине, Денвере, Торонто, Манчестере, Копенгагене. С другой стороны, дрезденский музей совершенно уникален как с архитектурной точки зрения (оригинальность конструкции клина с сильно выступающей верхней частью), так и с психологической (он непосредственно связан с местом трагических событий и является своего рода историческим монументом).

Даниэль Либескинд в своих интервью говорит, что его проект дает возможность посетителям задаться вопросами: почему люди участвуют в организации насилия? что привлекает их в тоталитарных идеях? что ими движет? Потому что война и катастрофы — порождение не оружия, но людей, которые создают оружие и отправляют целые армии других людей, каким-то образом убеждая их это оружие использовать. Таким образом, проект архитектора уже не столько об истории, сколько о настоящем и повседневном, так как может помочь увидеть и предотвратить насилие сегодня. Хотя, конечно же, многие вопросы, поставленные в экспозиции, так и останутся без ответа.