Северный филиал Имперского военного музея в Манчестере

Северный филиал Имперского военного музея в Манчестере — еще один выдающийся пример творчества Даниэля Либескинда. Основная цель этого проекта — показать разрушающее влияние войн на человеческую личность. Но можно понимать его суть и более узко — показать, как изменила война жизнь британцев. И тогда становится понятно, почему филиал лондонского военного музея был построен именно в Манчестере — этот промышленный регион, производивший значительную часть вооружения для британской армии, являлся стратегически важной целью немецких авианалетов во время Второй мировой войны.

Северный филиал Имперского военного музея в МанчестереСеверный филиал Имперского военного музея в Манчестере

Прежде чем я предложил проект этого музея,
я думал об «Илиаде» Гомера. В этом тексте
заключается вся история Западного конфликта.
Все произведение — о крови и разделении мира
на части.


Даниэль Либескинд

 

С тех пор как в 2001 году строительство сооружения было завершено, оно получило множество наград и было признано одним из самых узнаваемых зданий современной британской архитектуры (серебряная награда «Large Visitor Attractions in England» в «Visit Britain’s Excellence in England Awards», 2007).

 

Интересно, что выбор места и последующая высокая оценка, которую британцы дали этому сооружению, — два факта, связанных между собой, и для современной архитектуры это очень показательно. Музей построен в пригороде Манчестера, который называется Сальфорд Куэйс, на берегу Манчестерского судоходного канала. В прошлом на берегах канала располагались корабельные доки, и весь район был некомфортным для жизни и нереспектабельным.

 

С середины 1990-х годов, Куэйс стал местом, которое решено было переосмыслить, местом, в которое нужно было вдохнуть новую жизнь. В связи с этим здесь были построены театр и галерея Лоури (1999, архитектор Майкл Уилфорд), малоэтажные и высотные жилые дома, пешеходный мост «Миллениум» со сложной подвижной конструкцией, обеспечивающей проходимость судов (1999, по проекту архитектурного бюро «Кристиани и Нильсен»), известный комплекс «Медиа-Сити» (2006-2011), построенный по проекту одного из самых значимых современных английских архитекторов Уилкинсона Эйра и ставший офисом телекомпании ВВС.

 

Одним из проектов, призванных создать новый имидж Куэйса, стал Северный филиал Имперского военного музея, расположенный напротив «МедиаСити» через канал и соединенный с ним мостом «Миллениум». Таким образом, тот факт, что все эти постройки являются частями одного проекта по преобразованию городской среды, становится очевидным, хотя нигде и не декларируется. В стилевом отношении этот глобальный комплекс действительно достаточно разнообразен. Но наибольший интерес он представляет с точки зрения организации городского общественного пространства. Два крупных культурно-медийных объекта с пешеходной зоной, смотровыми площадками, ресторанами и магазинами, объединенных в один пространственный кластер пешеходным мостом, — типичный пример организации городской среды в XXI веке. Более того, на момент строительства музея здесь еще не были построены высотные комплексы, поэтому гигантский силуэт музея четко читался на фоне неба, формировал архитектурный ландшафт. Он стал доминантой в окружающей застройке, на которую впоследствии стали ориентироваться другие архитекторы, создававшие проекты для Манчестера. Но и сегодня, за счет выгодного расположения на берегу канала, музей сохраняет визуальные характеристики и значимость в пространстве маленького города.

 

Все это напоминает проект не менее значимого и, наверное, одного из самых влиятельных архитекторов современности Фрэнка Гери. Речь идет, конечно же, о Музее Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Он тоже расположен в прибрежной части, окружен пешеходной зоной, включающей мост, соединяющий ее с другим берегом канала (или реки) и создающий единую городскую пешеходную среду. А кроме того, оба музея еще и визуально похожи друг на друга. И то, и другое здание облицованы металлическими листами (в случае с музеем в Бильбао это титан, в Манчестере — алюминий). Конструкции обоих музеев представляют собой яркие примеры деконструктивизма в архитектуре. Это крупные архитектурные блоки неправильных геометрических форм со сложными криволинейными очертаниями, сталкивающиеся в пространстве и пронзающие друг друга под разными углами. Мысль о схожести проектов подтверждается тем, что строительство Военного музея в Манчестере началось одновременно с завершением строительства Музея Гуггенхайма. Этот факт не означает, что проект Либескинда был плохим (то есть попросту повторяющим проект его коллеги). То, что называется «эффектом Бильбао» (когда благодаря возведению музея городские, в частности промышленные, пространства облагораживаются и становятся привлекательными для туристов, а значит, и экономически привлекательными), играет очень важную роль в современных городах, давая пространствам новую жизнь, и здесь реализация подобного проекта оказалась очень успешной.

 

Проект Либескинда для Северного филиала Имперского военного музея в Манчестере и сегодня остается одним из наиболее характерных для архитектора, особенно если говорить о музейной теме в его творчестве. Как и в музеях, которые рассматривались ранее, внутреннее пространство и вся архитектурная композиция сооружения наделены символическими смыслами и обладают определенной функциональностью.

 

Архитектурная композиция музея представляет собой три пересекающихся блока, или «осколка», каждый из которых имеет свой наклон и изгиб. Это символы трех элементов нашего мира — земли (самая большая горизонтальная часть), воздуха (отклоненный на 4,5 градуса от вертикали блок 55-метровой высоты) и воды (горизонтальный блок с другой курватурой, нежели у земли). Все они взаимосвязаны — как в реальном мире, так и в символическом пространстве музея. Их столкновение символизирует мировой конфликт на земле, в воздухе и в воде.

 

Курватура — незначительный выгиб горизонтали или уклон вертикальной поверхности или опоры здания.

 

Посетители музея заходят внутрь через «воздушный осколок». Конструкция этой башни состоит из расположенных крест-накрест стальных балок. Они несут на себе как внешние стены, так и внутренние элементы. Хотя стен тут как таковых нет, потому что внешняя оболочка здания проницаема (это же «воздушный осколок»!) и состоит из некоего подобия металлических жалюзи. Это устроено по тому же принципу, что в пристройке Военно-исторического музея в Дрездене. На высоте 29 метров расположена словно парящая в воздухе смотровая площадка, откуда открывается удивительный вид на город и на Манчестерский судоходный канал, благодаря тому что высотное строительство здесь все еще недостаточно развито.

 

Изогнутый «осколок земли» является основной выставочной зоной, где располагаются экспозиции, составленные по хронологическому и тематическому принципу. Пол в выставочных залах сделан с небольшим наклоном, имитирующим изгиб земного шара. Подобный эффект также был использован архитектором в другом его проекте — Еврейском музее в Берлине, но там основной смысл его был смещен в область национального самоопределения.

 

Экспозиция включает в себя такие знаковые объекты, как советский танк Т-34 или английский самолет AV8a Harrier jump-jet, сыгравшие ключевую роль во Второй мировой войне. Все внутренние поверхности экспозиционных залов выкрашены в темно-красный цвет. С одной стороны, это, безусловно, символизирует кровь, пролитую в войнах, с другой — один из символов Великобритании — алые маки, а также красный — цвет магмы, находящейся под землей, символом которой и является данный «осколок». С самого начала предполагалось, что на все вертикальные и горизонтальные поверхности будут проецироваться исторические фильмы о войне и фотографии. (С учетом этой задумки и планировалось пространство.) В сочетании с наклонным полом такой прием окончательно дезориентирует зрителя: усиливается впечатление хаоса глобального конфликта, визуально «растворяются» поверхности стен, пола и потолка. При этом Либескинд говорит, что искажение пространственной реальности не нравоучительно. Он воздействует на чувства зрителя, оставляя за ним выбор интерпретации архитектурных приемов.

 

Третий «осколок», символизирующий водную стихию, является зоной досуга — здесь расположены ресторан и зрительный зал. Эта часть архитектурной композиции находится непосредственно у канала и имеет причал.

 

Сегодня мы можем сказать наверняка, что строительство Северного филиала Имперского военного музея в Манчестере было обусловлено не только фактором исторической значимости этого места, связанного с событиями Второй мировой войны, но также и фактором современной урбанистики и стремлением переосмыслить старые промышленные зоны, сделать их комфортными для жизни и привлекательными для туризма. Этот проект стал важным не только для маленького пригорода Манчестера, но и для всей современной архитектуры в целом. В одном из интервью Даниэль Либескинд сказал: «Когда строительная бригада впервые приехала в Берлин для строительства Еврейского музея, рабочие сказали, что у них нет достаточно мастерства по сравнению с теми, кто работал над созданием Манчестерского проекта. Но если архитектор говорит непосредственно с рабочими на месте строительства и если он может убедить их, что они делают что-то особенное, то они действительно смогут сделать это».



404
  • Нравится
  • 0

Интересно почитать


Музей Louis Vuitton в Булонском лесу
В Булонском лесу на западе Парижа притцкеровский лауреат и музейный гений Фрэнк Гери построил дом для художественных коллекций Fondation Louis...
Имперский собор в Вормсе
Имперский собор, или Кайзердом — традиционное название храма, который был построен под прямым покровительством императора Священной Римской...
Замок Корвинешть
Между заводами и трубами индустриальной Хунедоары, на высокой скале поднимается в небо готическое чудо — замок Корвинешть — самый...
Музей Писанка
Писанка — это обычное куриное или иногда гусиное яйцо, которое расписывается воском по особой технологии и окрашивается анилиновыми или...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Панты - уникально быстро растущие молодые рога оленя. Ни одна живая ткань не обладает такой энергией роста. Например, панты марала вырастают за сутки на 1,5см. Всего за 2-3 месяца у самцов образуется многокилограммовая новая могучая корона.


Самые популярные статьи
Что больше читают