Жилой комплекс «Рокко»

Один из излюбленных приемов Тадао Андо — соединение архитектуры со сложными формами ландшафта — в полной мере реализовался в проекте жилого комплекса «Рокко». Комплекс расположился на южном склоне горы Рокко в Кобэ. Наклон горы на этом участке составляет 60 градусов, но жилые ячейки «вырастают» из нее совершенно естественно, без всякого намека на сложнейшую технику проектирования.

Жилой комплекс «Рокко»
Жилой комплекс «Рокко»

«Вначале вы должны подключитьсвои чувства, прежде чем дрогнутсердца других людей по поводувашей работы», — говорит Андо

В культуре Японии принцип включения архитектуры в окружающую среду развивался и совершенствовался на протяжении многих веков, и Андо, как представитель своей культуры, безусловно, в совершенстве передает эту традицию. Проект комплекса «Рокко» наглядно показывает возможности максимального использования потенциала крутого горного склона и полного соответствия архитектуры окружающему ландшафту. Комплекс возводился в три этапа на протяжении 15 лет. Первая стадия, рассчитанная на постройку 20 квартир, была закончена в 1983 году. К концу второй стадии, в 1993 году, был добавлен 50-квартирный жилой комплекс из 10 этажей, а точнее, высоких ярусов, «вмонтированных» в крутой ландшафт. После землетрясения 1995 года в Кобэ комплекс «Рокко» не пострадал в отличие от построек вокруг него. Третья стадия строительства, завершившаяся в 1999 году, заняла пространство, освободившееся из-за разрушений 1995 года.

Комплекс «Рокко» разрабатывался как новый тип жилья, который позволил бы хозяевам каждой квартиры иметь еще и собственный участок земли. Особое внимание было уделено комфорту жильцов. Даже такой аспект, как прекрасный вид из окон, не остался в стороне: выбор именно южного склона горы для размещения комплекса был продиктован еще и тем, что из окон должна открываться уникальная панорама. В данном случае с разных ярусов комплекса «Рокко» можно любоваться видом на порт Кобэ, город Осака, Осакский залив Внутреннего Японского моря.

Тадао Андо решил использовать природу для дополнения комплекса звуком и светом. По его замыслу, звук и свет в архитектуру включаются как важнейшие ее компоненты. В «Рокко» на благо жильцов работает даже эхо, преобразуя звуки шагов в музыкальные шумы, по которым, как уверяют живущие там люди, они способны даже отличать своих соседей от незнакомцев.

Характерной чертой комплекса «Рокко» стал контраст света и темноты, используемый автором не только как художественный прием, но и как функциональный элемент. Лестничные марши и переходы отличает чередование света и тени: наиболее трудный этап подъема человек проводит в прохладной полутени, преодолев его, он оказывается на залитой светом просторной площадке, с которой открывается прекрасный вид на природу. Такое использование света и тени в комплексе помогает сделать подъем более легким и приятным.

Как и в большинстве своих построек, архитектор и здесь использует бетон. Естественный цвет бетона не диссонирует с окружающей зеленью, но и не сливается с ней. Правильные геометрические формы и строгая симметрия архитектуры контрастируют с плавными природными линиями. Создавая на склоне горы террасную композицию, Андо, конечно, вдохновлялся образами жилых построек Греции, Италии, предгорных районов других стран, которые оставили свой след в душе мастера во время его многочисленных путешествий.

Первая стадия строительства, «Рокко I», велась у самого подножия горы и стала экспериментом архитектора в области модульных конструкций. По окончании работ его ждал ошеломительный успех и перспектива продолжить строительство, но уже в более масштабном варианте. Поэтому «Рокко II», расположившийся выше по склону, стал значительно больше, удовлетворяя потребностям многочисленных клиентов. Вторая стадия представила еще и более роскошное жилье. Здесь имеются закрытый бассейн, тренажерный зал, сауна, и в целом уровень комфорта изначально планировался выше.

«Рокко I» и «Рокко II» представляют собой композиции на основе стандартных модулей — жилых ячеек размерами 5,8x4,8 метра, то есть площадь каждой почти 28 м2. Внешний вид и конфигурация комплексов, собранных с помощью модулей, как из одинаковых деталей конструктора, зависели от выступов горы, скал и плато, а также твердости различных ее участков. Этот необыкновенно точный инженерный расчет показал почти безграничные возможности современной техники строительства.

В центр комплекса «Рокко II» помещена огромная лестница. Интересно, что в элитном корпусе на первый план выходит непосредственное функциональное назначение этой детали сооружения. Привычным решением для подъема и спуска с десяти ярусов был бы, конечно, лифт. Технический прогресс почти полностью вытеснил практическое значение лестницы, заменив ее на лифты, эскалаторы и движущиеся дорожки. Обладая современными технологиями, Андо, тем не менее, в комплексе «Рокко II» главное функциональное назначение оставляет именно за лестницей, что подчеркивается даже ее расположением. Открытая шире необходимого лестница занимает центральную часть здания, а лифту уделяется скромное место сбоку. Лифт к тому же не выполняет свою функцию подъема и спуска до конца. Кабина останавливается между этажами, и человеку все равно необходимо подняться или спуститься на половину пролета, чтобы попасть в квартиру. Это кажется почти невероятным, но жители безоговорочно и безропотно согласились с условиями архитектора и теперь предпринимают пешие прогулки по лестнице. Причина наверняка кроется не только в самурайской выносливости японцев и стойкости к невзгодам, но и в неповторимом качестве того жилья, к которому ведет эта лестница.

Архитектор проанализировал роль различных элементов жилого комплекса, их размеры, степень важности, а также наличие и уровень коммуникаций. Результатом стало создание «Рокко III» — ансамбля с четкими правилами пространственной композиции. Комплекс третьей стадии разместился на трех уровнях, заняв достаточно ровную площадку чуть выше предыдущих корпусов. «Рокко III» не строился как собранная из модульных элементов конструкция и этим сильно отличается от двух своих предшественников. Причиной тому стал, прежде всего, иной рельеф, более приспособленный к возведению домов без высочайшего уровня методов расчета конструкций.

Комплекс «Рокко III» является L-образным в плане и представляет собой соединенные восьмиэтажные корпуса. По масштабу он превзошел две предыдущие стадии: в нем 174 квартиры. Пространство между корпусами отдано под общественную зону со спортивной площадкой и многочисленными дворами, спланированными таким образом, что, не имея ограждений, каждый из них все равно представляет собой обособленное пространство. Эффект был достигнут за счет использования выступов между корпусами и разного характера озеленения. Одна из важнейших задач третьей стадии, с которой предстояло справиться архитектору, заключалась в сохранении лесных массивов, расположенных на этой части склона.

«Я научился не боятьсяодиночества, рисковатьи не повторяться», —говорит Андо

Нелишне вспомнить, что в современных крупных городах неизбежно растет отчужденность людей. Жители, в первую очередь это касается обитателей высотных домов, не знают своих соседей, им некогда да и негде пообщаться. Многие архитекторы ищут пути решения этой проблемы. Для Андо этот вопрос также стал одним из основных. Кроме квартир, частной территории каждого из жильцов, в комплексе «Рокко» в изобилии представлены разные виды общественных зон. Общие пространства созданы как открытыми, так и закрытыми. Большинство квартир имеет непосредственный выход на озелененные террасы, открытые общественные территории, организованные на крышах нижних ярусов. Несколько зимних садов комплекса представляют собой уже более камерные зоны, рассчитанные на небольшое число посетителей. В центральной части корпусов созданы небольшие дворы-площади. И, конечно, каждая постройка включает в себя обширные холлы, балконы, озелененные галереи и переходы. Такое разнообразие продуманных общественных зон дает человеку, возможно, даже больше, чем хорошо организованное пространство собственной квартиры.

Тадао Андо уже несколько десятков лет проектирует жилые дома, не переставая экспериментировать в этой области. Он всегда считал возведение жилья одним из важнейших аспектов своего творчества. По мнению Андо, «архитектор должен создавать для людей такое жилье, где человек может заново пережить открытие мира и испытать радость жизни». С такой установкой мастер и работал над своим самым долгосрочным проектом — комплексом «Рокко».