Палаццо Кьерикати в Виченце

Палаццо Кьерикати в ВиченцеПалаццо Кьерикати в Виченце

Дворцы Палладио... до сих пор стоят на улицах Виченцы,

переменившие много раз владельцев и назначение, тронутые

временем, но пощаженные людьми, спорящие с веком и как

бы упорно не желающие уйти в прошлое, восхищающие нас

так же, как восхищали они Гёте, и столь же живые, как в

дни их первых обитателей. Волнующая вечность оказалась

суждена искусству Палладио.

П. П. Муратов. Образы Италии

 

В своей «Второй книге об архитектуре» Андреа Палладио посвятил палаццо Кьерикати (1550) следующие строки: «В Виченце на площади, называемой в простонародье Островом, сооружена постройка, согласно нижеследующим рисункам, графом Валерио Кьерикати, кавалером и уважаемым дворянином этого города. Эта постройка имеет в нижнем этаже выступающую лоджию, занимающую сплошь весь фасад. Пол первого этажа возвышается над уровнем земли на пять футов для того, чтобы можно было поместить внизу погреба и прочие помещения, предназначенные для домашнего обихода, что не удалось бы сделать, если бы устроить их всецело под землей (так как поблизости протекает река), а также для того, чтобы можно было лучше наслаждаться красивым видом из верхних этажей. Большие комнаты сделаны со сводами, высота которых отвечает первому моему правилу о высоте сводов; в средних комнатах — свод с распалубками, и высота их та же, что в больших комнатах; малые комнаты тоже со сводами и с антресолями. Все эти своды украшены кессонами из стука прекрасной работы мессера Доменико Ридольфи, веронского скульптора, и живописью работы мессера Доменико Риццо и мессера Баттисты Венециано, искусных мастеров своего дела. Зал находится в верхнем этаже посредине фасада и занимает среднюю часть нижней лоджии. В высоту он подходит под крышу, и вследствие того, что он выступает, его угловые колонны сдвоены; с одной и с другой стороны зала — две лоджии, по одной с каждой стороны; поля потолков в них украшены великолепными картинами и производят прекрасное впечатление. Первый ордер фасада дорический, второй — ионический». Помещенные тут же в книге «нижеследующие рисунки», поясняя сказанное, демонстрировали план дворца, его фасад, а также фрагмент фасада «крупным планом».

 

Пожалуй, следует прокомментировать некоторые фразы автора. Заказчиком палаццо являлось благородное семейство Кьерикати, главой его был Джироламо (запись о первой выплате Палладио он сделал в ноябре 1550 года, строительство окончено после смерти архитектора), а затем Валерио — сын Джироламо. (Именно по рекомендации Джироламо муниципалитет поручает Андреа реконструкцию Базилики (здания виченцианской ратуши), а по заказу брата Джироламо, Джованни Кьерикати, Палладио спроектировал виллу в Ванчимульо.)

 

Строительство дворца было затеяно на острове, давшем первоначальное наименование площади — Пьяцца-дель-Изола. На нем находились скотный и древесный рынки, омывался он речками Ретроне и Бакильоне (то есть, по сути, был портом местного значения). В своем трактате Палладио уделил много места принципам создания и укрепления фундамента, его материалам и вариантам таковых. Здесь, понимая, что почва под строительство не вполне «твердая», а кроме того, возможны подтопления, он, во-первых, помещает здание на некотором возвышении; во-вторых, устраивает подсобные помещения не в подвалах, для которых обычно использовали пространства фундамента. Учтем и то, что Палладио помимо утилитарных нужд был озабочен и «красивым видом из верхних этажей».

 

Площадь была неправильной формы, а кроме того, Джироламо, который унаследовал на ней старенькие домишки, прикупил еще небольшую часть муниципальной (4,5 м етра от стен ветхих с троений), что обусловило новую композицию здания. Архитектор для демонстрации праздничного торжества ордерной стройности разворачивает фасад вдоль неглубокого участка. Таким образом сохранялась часть территории еще и для небольшого садика. По сути, типология дворца несет в себе особенности композиции виллы, напоминая помпеянские частные дома. При этом все, кто имел возможность любоваться палаццо, отмечают, что его удлиненный фасад (напомним слова архитектора: «лоджию, занимающую сплошь весь фасад») выведен из двумерности и превращен в самостоятельный пространственный организм!

 

Последнее заключение оказывается созвучным впечатлению П. П. Муратова: «Проходя по площади перед палаццо Кьерикати, не стену видим мы перед собой, но всю массу здания, которая вступает в зрительное впечатление, чтобы восстановить равновесие, кажущееся нарушенным лишь в чертеже. И не колоннами заканчивается “в жизни” этот фасад, как заканчивается он только на геометрической схеме, но видимыми сквозь верхний и нижний портик прекрасными арками, которыми выходят оба портика на боковой фасад».

 

И действительно, впервые именно в палаццо Кьерикати Палладио трактует фасад-галерею не плоскостно. Лишь ритмикой колонн создавая неглубокую светотеневую разбивку, он при этом строит легко воспринимаемый зрителем пластический объем. Такому впечатлению способствуют и арки на боковых фасадах, и чуть выдающаяся центральная часть, и боковые лоджии пьяно нобиле, и совмещенные колонны, перебивающие регулярность ритма колоннады, на первом этаже — тосканские (вариант дорических), на втором — ионические. Плоскость, украшенная неглубокими рельефами, сохраняется лишь в центральной части второго этажа.

 

Крыша дворца декорирована скульптурными фигурами и пинаклями, которые создают впечатление колеблющегося пламени свечей. Мессиры Доменико Ридольфи, Доменико Риццо и Баттиста Венециано были верными сотрудниками Палладио. Интерьеры вилл и дворцов мастер щедро украшал росписями, штуковыми рельефами. Разумеется, исполняли их специалисты. Круглой скульптуре же была предназначена универсальная роль в поддержке архитектуры. Ее объемы, светотеневая пластика человеческого масштаба вносили в облик зданий особый динамизм, оживляли их.

 

Потолок сквозного портика первого этажа отделан кессонами, зрительно увеличивающими высоту помещения. Что же касается сводов, о которых упомянул Палладио, то автор отсылает читателя к той главе своего трактата, в которой подробно рассматривает способы расчета пропорций сводчатых помещений. Так, он пишет: «Если перекрытием служит свод (как принято делать на первом этаже, что придает комнатам много красоты и предохраняет от пожаров), то высота сводов квадратных помещений получается из прибавления к ширине комнаты одной трети этой ширины. Но если комната представляет прямоугольник, необходимо высоту определить из длины и ширины так, чтобы между ними существовала пропорциональность. Эта высота получается, если длину сложить с шириной и все разделить пополам. Одна из этих половин и составит высоту свода». Отметим, что большинство комнат и залов палаццо и были прямоугольными, а центральный продолговатый, вытянутый вдоль портика, зал-атриум словно продолжен двумя апсидами, из стен которых двери ведут в просторные боковые комнаты-залы.

 

Муниципалитет потребовал от заказчиков, а следовательно, и от строителей, открыть фасадную часть первого этажа для общего пользования. (Впрочем, именно это и обещал Джироламо Кьерикати, когда просил Городской совет позволить присоединить к своему частному владению отрезок городской территории.) Такое решение некоторым образом облагораживало саму рыночную площадь, которая с подобным «декором» и сегодня выглядит как миниатюрный римский форум.

 

В лоджию вели лестницы: центральная парадная, семиступенчатая (еще одна деталь, придающая дворцу облик античного храма), и две малые боковые — через арочные проходы. Эти боковые арки, открывающие пространство и на первом этаже, и особенно на втором, помогают воспринимать дворец как загородную виллу. Сегодня в здании размещена городская картинная галерея, и мы можем оценить торжественность и элегантность творения, действительно отвечающего высоким общественным требованиям, отметить благородную, возвышенную атмосферу, созданную зодчим. Шедевры живописи великих мастеров — Тинторетто, Тьеполо, Ван Дейка и многих других, — «чувствуют» себя здесь поистине как в родных стенах. В собрании галереи содержатся и 33 рисунка самого Палладио.




Палаццо Кьерикати в Виченце на карте

655
  • Нравится
  • 0

Интересно почитать


Вилла Барбаро в Мазере
Вилла Барбаро (1554-1555) в поселке Мазер, в окрестностях городка Азоло провинции Тревизо, знаменита тем, что в ее создании и украшении принимали...
Церковь Иль Реденторе
Церковь Иль Реденторе (Chiesa del Redentore) — одно из лучших созданий великого Палладия. Трудно описать легкость, простоту и изящество ее...
Замок Шамбор
Блестящим памятником архитектуры французского Ренессанса стал замок Шамбор, расположенный в долине Луары. Руками двух тысяч строителей его возвел...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Большинство детей рождается с голубыми глазами.


Самые популярные статьи
Что больше читают