Храм Хатшепсут

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила — своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена — словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н. э. был выстроен — точнее, встроен в природную стену — поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

Поминальный храм Хатшепсут в долине Дейр элъ-Бахри стал в архитектуре каноническим примером величественности строения.Поминальный храм Хатшепсут в долине Дейр элъ-Бахри стал в архитектуре каноническим примером величественности строения.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» — «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

 

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н. э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) — доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

 

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н. э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут — регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе — узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Голова Хатшепсут из расписанного песчаника. Фрагмент статуи великой женщины-фараона в облике Осириса из верхнего портика храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.Голова Хатшепсут из расписанного песчаника. Фрагмент статуи великой женщины-фараона в облике Осириса из верхнего портика храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы — лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046-2005/1995 гг. до н. э.) — фараон X I династии, основатель Среднего царства. Его красная корона символизирует Нижний Египет, белое одеяние — высшую власть фараона. Статуя из царского кенотафа (ложной гробницы) храма Ментухотепа в Дейр эль-Бахри.Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046-2005/1995 гг. до н. э.) — фараон X I династии, основатель Среднего царства. Его красная корона символизирует Нижний Египет, белое одеяние — высшую власть фараона. Статуя из царского кенотафа (ложной гробницы) храма Ментухотепа в Дейр эль-Бахри.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции — три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения — портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них — в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон — в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Фараон XVIII династии Тутмос III, правивший приблизительно в 1479-1425 гг. до н. э. Фрагмент рельефного портрета этого фараона в короне «атеф» из храма Тутмоса в Дейр эль-Бахри.Фараон XVIII династии Тутмос III, правивший приблизительно в 1479-1425 гг. до н. э. Фрагмент рельефного портрета этого фараона в короне «атеф» из храма Тутмоса в Дейр эль-Бахри.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, — действительно дочь самого Амона.

 

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

 

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.

Вид на храм Хатшепсут с воздуха.Вид на храм Хатшепсут с воздуха.

При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н. э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

 

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него — на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

 

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.

План храма Хатшепсут.План храма Хатшепсут.

Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет — имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор — «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет — это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» — женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту — покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон — архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Вход-пилон.

■ Пандусы.

■ Террасы.

■ Крытые первый и второй дворы.

■ Колоннада верхнего уровня

■ Часовни Хатхор.

■ Нижняя и верхняя часовни Анубиса.

■ Часовни Хатшепсут и Тутмоса I.

■ Святилище Амона.

■ Гробница Сененмута.

■ «Осирические» скульптуры, сфинксы и другие артефакты из храма — в Луксорском музее древностей, Египетском музее в Каире, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

 

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.
 
■ До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» — «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма. Основные гипотезы называют такие страны — Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды. Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана. И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта — побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.
 
■ Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия — останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.
 
■ Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни — на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис — на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на западном берегу Нила.
Историческое название региона: Верхний Египет.
Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.
Время строительства: приблизительно 1482-1473 гг. до н. э.
Язык: арабский.
Денежная единица современного
Египта:египетский фунт.
Ближайший аэропорт:
Луксор (международный).

 

 

ЦИФРЫ

Высота храма: ок. 30 м.
Длина: 240 м.
Ширина: до 100 м.
Ширина дороги процессий: 37 м.
Изначальное количество скульптур в храме: ок. 200.
Высота над у. м.: 107 м.

 

 

КЛИМАТ

Тропический пустынный.
Средняя температура января: +14,4°С.
Средняя температура июля: +33,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

 

 

ЭКОНОМИКА

Туризм.



1 496
  • Нравится
  • 10

Интересно почитать


Заупокойные  храмы  египетских царей
Западный берег реки Нил, особенно его часть, расположенная напротив современного Луксора, — это протяженная цепь археологических зон поистине...
Афинский акрополь
Афинский акрополь — прославленный ансамбль, созданный в эпоху расцвета классической архитектуры Древней Греции. Он был построен по инициативе...
Храмы Пестума
Пестум, сначала Посейдония — греческая колония, основана в самом начале VI века до н. э. на западном побережье Италии, в землях племени Лукан....
Дворец и Храмы Паленке
Паленке — испанское название древнего города цивилизации майя в Мексике — Лакам-Ха, столицы Баакульського царства (III — VIII вв.)....
Ангкор-Ват
Ангкор-Ват — гигантский храмовый комплекс в городе Сием-Рин (Камбоджа), посвященный верховному индуистскому богу Вишну. Он считается крупнейшим...
Храм египетской царицы Хатшепсут
Заупокойный храм египетской царицы Хатшепсут в Дейр-ель- Бахри (Египет) когда-то в древности назывался Джесера-Джесера, что значит —...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

В Южной Америке живет весьма необычная лягушка. Во взрослом состоянии длина ее тела не превышает 7 см, а головастики этой лягушки достигают в длину 25 см (!), то есть дети в три раза превосходят по размерам своих родителей. Самое удивительное то, что после метаморфоза из такого гигантского головастика получается всего лишь маленький лягушонок. За эту особенность лягушка получила название парадоксальная.


Самые популярные статьи
Что больше читают