Дворец на Елагином острове

К числу наиболее крупных двоцово-парковых комплексов на окраинах Санкт-Петербурга относится Елагин остров — самый северный из островов невской дельты. Живописный и исключительно выгодно расположенный, он издавна играл роль загородной увеселительной усадьбы петербургской знати. В начале XVIII столетия при П. Шарифове, первом владельце острова, началось его благоустройство. Однако дворцово-парковый комплекс с обширным английским, или пейзажным, парком начал формироваться в 1780-х годах для обер-гофмейстера императорского двора И. Елагина. Для него было возведено первое каменное строение, предположительно по проекту Дж. Кваренги, которое представляло собой четкий прямоугольный блок с полуротондой, обращенной в сторону Средней Невки. Одновременно проводились большие работы по устройству парка: для осушения низменной территории площадью 95 гектаров были вырыты пруды, а для защиты от наводнений остров обнесли земляным валом.

Елагин дворец (летний императорский дворец) стал ядром дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове.Елагин дворец (летний императорский дворец) стал ядром дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове.

В 1817 году это место было выкуплено у тогдашнего владельца графа Е Орлова Кабинетом Его Императорского Величества для Марии Федоровны, вдовы Павла I. Находившийся здесь дом не удовлетворял владелицу, привыкшую к роскоши и изяществу Павловского дворца. Ради комфортного летнего пребывания императрицы в комплексе в 1818-1822 годах возвели новые сооружения. Организовали специальную строительную комиссию во главе с Росси. Это был первый крупный комплекс величайшего творца архитектурного ансамбля, в котором его мастерство засверкало в полном блеске.

 

Природные условия для создания ансамбля были на редкость благоприятными. Остров, омываемый на севере Большой Невкой, а на юге и юго-востоке — Средней Невкой, устремлен своей узкой западной частью к просторам Финского залива. Сооружения сконцентрировались в юго-восточной части парка. По проекту Росси усадьба была перепланирована: реконструировали дворец, вблизи которого возвели оранжерею, построили конюшенный и кухонный корпуса, жилые дома прислуги, а на берегу Средней Невки — павильон у гранитной пристани, музыкальный павильон и гауптвахту. Эти здания были свободно разбросаны в зелени парка, что подчеркивало живописность ландшафтной композиции, разработанной Росси вместе с лучшим мастером садово-паркового искусства первой четверти XIX века Д. Бушем. Они значительно повысили уровень почвы и изменили конфигурацию острова, создали систему прудов с использованием существовавших водоемов. Были посажены сотни дубов, ясеней, кленов, лип и лиственниц. Перед дворцом оставлен широкий луг, носивший название Масляного, так как в XIX веке на нем устраивались гуляния на Масленицу.

 

Росси, тесно сотрудничая с Бушем, с большим умением нашел масштабы дворцовых сооружений, искусно расположил и мастерски связал с парковым пейзажем здания. Постройки комплекса разделялись на три группы: дворец и службы, парковые павильоны и строения скотного двора (расположенные вдали у залива).

 

Светлый трехэтажный Елагин дворец стал ядром композиции ансамбля. Он завершил перспективу со стороны острова и вписался в панораму живописной набережной Средней Невки как главная архитектурная доминанта. Росси перестроил старый дом, увеличив и дополнив его объем пышными коринфскими портиками. Он создал дворцовое здание, в котором торжественность и строгость внешнего облика гармонично сочетались с нарядностью и изысканностью интерьеров. Главный фасад, перед которым раскинулся обширный луг, был выполнен в еще более строгих и представительных формах. Восьмиколонный портик подчеркивал парадный вход, к которому вели широкая центральная лестница и изогнутые боковые пандусы, украшенные отлитыми из чугуна фигурами львов и шарами. Фасад, обращенный к реке, воспринимался более мягким и лиричным. В его центре — полуротонда, окруженная колоннадой. Коринфский ордер, использованный Росси в оформлении фасадов, выполнен в более строгих формах, чем традиционно. Его архитрав и фриз образовали единую плоскость, на фоне которой особенно выделился рисунок карнизов и капителей. Объемно-пространственная композиция и архитектура фасадов согласовывались с четкой внутренней организацией помещений, что подчеркивало бесспорное достоинство дворцового сооружения.

 

На первом этаже были парадные помещения. Планировка дворца, отличавшаяся функциональной ясностью и компактностью, строилась из анфилад прямоугольных комнат, в череде которых выделялся центральный Овальный зал. Он окружен колоннадой ионического ордера и кариатидами, поддерживающими купол с орнаментальной росписью. Предназначенный для танцев Овальный зал с совершенными пропорциями — один из замечательных образцов синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. От зала, выступающего полуротондой на «речном» фасаде, поперечную ось здания продолжали галерея и вестибюль. С двух сторон к Овальному залу примыкали парадные гостиные — Голубая и Малиновая, названные так по цвету обивки стен. Прямоугольный столовый зал протянулся вдоль северного фасада. Жилые покои, кабинет, спальня и туалетная были обращены к югу. Из вестибюля наверх вела внутренняя лестница. На втором этаже размещались жилые помещения, а на третьем, над центральным залом, — домашняя церковь.

 

В оформлении дворца раскрылся яркий талант Росси-декоратора, проектировавшего внутреннее убранство вплоть до мельчайших деталей — узоров тканей и обстановки — как художественно цельный организм. Утонченно-гармоничной отделка интерьеров выглядит благодаря росписи стен и плафонов, искусственному мрамору — стюку, лепным рельефам, резьбе по дереву.

 

Зодчим умело использован принцип контраста, выявлявшего богатую простоту интерьеров. Пространство главных помещений дворца визуально увеличивалось за счет размещения перед ними небольших или узких комнат: например, вход в Овальный зал был устроен не из просторного вестибюля, а из узкой галереи. Контраст усиливался и колористической гаммой. К комнатам, отделанным в светлых тонах, примыкали интенсивные по цвету. Так, ослепительную белизну центрального зала подчеркивала яркая обивка стен Голубой и Малиновой гостиных. За ними с одной стороны — столовая, а с другой — кабинет, где снова преобладали светлые тона.

 

На работах во дворце сплотился коллектив, состоящий из скульпторов — С. Пименова, В. Демут-Малиновского — и живописцев — Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи. Все они постоянно сотрудничали с Росси в дальнейшем.

 

Парковые сооружения обогатили пейзаж, гармонически сочетаясь с природным окружением. Значительную художественную ценность представляет Большая оранжерея, отличающаяся совершенством пропорций и рисунком деталей. Монументальное парковое здание было создано на основе старого, от которого сохранили фундамент и стены. Оно включало большой центральный павильон — Зимний сад — и два связанных с ним низкими галереями-теплицами павильона, предназначавшихся для жилья. При значительной протяженности строение не производит впечатления однообразия. Большую роль в его оформлении играет декоративная скульптура — гермы и орнаментальные лепные вставки.

 

Примером органического включения утилитарного сооружения в дворцово-парковый ансамбль служит предложенное Росси решение кухонного корпуса. Полуциркульное в плане двухэтажное сооружение обращено одним фасадом на обширный Масляный луг, а другим — к оранжерее. Оно возводилось Росси одновременно с дворцом и композиционно подчинено ему. Окна служебных помещений выходят в полуциркульный внутренний двор. На наружных стенах имеются прямоугольные ниши, в которых установлены статуи и декоративные вазы. Внешний облик торжественного кухонного корпуса не раскрывает его предназначения. С дворцом он соединен подземным тоннелем.

 

Конюшенный корпус расположен также на лугу, но в стороне от основной группы сооружений. Благодаря своеобразной композиции и умелому построению плана он воспринимается как парадное сооружение. Корпус имеет в плане форму подковы и включает сараи для экипажей, жилые помещения и конюшни. Его внутренний двор отделен от луга колоннадой дорического ордера. Наружные фасады, в которых хорошо просматривается назначение каждой части здания, отличаются строгостью и совершенством умело найденных зодчим пропорций и деталей.

 

Музыкальный павильон на острове — одно из лучших достижений Росси в области садово-парковой архитектуры. Расположенный на береговой аллее парка, главным фасадом он обращен к реке. Прямоугольный в плане павильон состоит из двух кубических объемов, объединенных глубокой лоджией, которая на противоположном фасаде образует полуротонду.

 

Завершенный к 1825 году ансамбль Елагина острова произвел на современников огромное впечатление и по сей день остается одним из красивейших памятников садово-паркового искусства и архитектуры в Санкт-Петербурге.



808
  • Нравится
  • 5

Интересно почитать


Здания Сената и Синода
Последними крупными произведениями Карла Ивановича Росси стали здания высших правительственных учреждений Российской империи — Сената и...
Михайловский дворец
Всемирно известный Русский музей располагается в грандиозном Михайловском дворце, который с середины XIX века получил славу лучшего усадебного...
Храмовый  комплекс  Пулэсы в Чэндэ
Чэндэ — городской округ в провинции Хэбэй. Здесь религиозные и государственные символы сливаются воедино: кроме роскошного дворцового комплекса...
Дворец Альгамбра в Гранаде
В 7 — 8 веках Северная Африка и Южная Испания вошли в состав Арабского халифата. В исламском мире этот регион получил имя Магриб, от греч....
Дворец Рамиро I в Овьедо
Дворец Рамиро I представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное каменное здание. Оно не было жилым: на первом этаже сооружения располагались...
Кносский дворец
Кносский дворец — дворец владык островного государства был построен около 1700 до н. э. на остатках неолитического поселения. За века начался...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Если бы люди обладали орлиным зрением - в этом случае мы могли бы видеть муравья, ползущего по асфальту, с крыши 10-этажного здания. Объекты непосредственно в поле зрения были бы более четкими и с большим количеством оттенков.


Самые популярные статьи
Что больше читают