Дом Хундертвассера в Вене

Одна из самых эксцентричных построек Вены получила имя своего создателя. Дом Хундертвассера стал одним из первых архитектурных объектов, над которым начал работать художник. Всю жизнь продумывая теоретические концепции и создавая манифесты, крити­кующие современное зодчество, Хундертвассер только в 55-летнем возрасте решил заняться архитектурной практикой и воплотить свои идеи в жизнь и приступил к созданию эскизов жилого дома. С тех пор художник стал называть себя еще и архитектором. Проект Дома Хундертвассера выполнен совместно с Йозефом Кравиной в 1983-1986 годах.

Поэзия окон на фасаде Дома ХундертвассераПоэзия окон на фасаде Дома Хундертвассера

Хундертвассер говорил: «Колонна должна

быть такой, чтобы оставаться неожиданно

красивой и многоцветной и при дожде,

и в лунном свете».

 

По идее администрации Вены, муниципальный дом, который заказали известному художнику, должен был выглядеть как образец самобытности, оригинальности и высокого качества жизни в современных городских постройках. Именно такая задача была поставлена перед мастером. Дом Хундертвассера стал воплощением мечты не только городских чиновников, но и его знаменитого автора. Пестрый и необычный фасад, декорированный керамической плиткой, сразу же после завершения работ сделал строение достопримечательностью Вены.

 

Уже при входе нас встречает буйство красок как символ яркой, неповторимой и свободной жизни. Дом Хундертвассера действительно очень пестрый, его фасад расчерчен асимметричными четырехугольниками, зона каждой квартиры отличается по цвету. В оформлении здания присутствуют яркие синие, красные, ослепительно белые и сочные желтые тона. Достаточно легко с улицы «считать» расположение мест общего пользования, так как они отмечены нейтральным серым цветом, который символизирует стандартизацию и безликость «неличных» пространств. Но даже серые зоны имеют мозаичные вкрапления-заплатки, правда, более приглушенных цветов. Это бело-черные шахматные клеточки, причудливо расположенные на фасаде, также разных размеров и конфигураций.

 

Дополнительным украшением дома снаружи стали, казалось бы, обыденные, но художественно преобразованные в настоящие произведения искусства элементы: полукруглые кованые балкончики, напоминающие гнезда птиц, ажурные кронштейны для фонарей. На нижнем ярусе расположены балюстрады, выступающие вперед, к проезжей части. Каждая колонна в балюстраде неповторима по расцветке и форме. Даже одна колонна на протяжении своей высоты имеет разную толщину и выкрашена в три-четыре контрастных цвета.

 

Непривычное оформление фасада не только не портит Дом Хундертвассера, но и придает ему особое очарование. А рабочие, задействованные в строительстве, по решению художника на всех стенах оставили разноцветные отпечатки рук.

 

Сам мэтр говорил, что идея этого здания заключается в сочетании малого и великого, беспорядочного и упорядоченного, традиционного венского стиля и всего того, что несоизмеримо далеко от него. В одной из частей дома через буйство красок «прорезается» строгий классический фасад со скромным лепным декором. Идея художника-архитектора, видимо, заключалась в наглядном и выигрышном сопоставлении собственного яркого и экспрессивного стиля со скучной и бесцветной, по мнению Хундертвассера, архитектурой буржуазной Вены.

 

Диалог постройки с исторической венской архитектурой, шутливая апелляция к традиции выражены в раз­мещении над каждым окошком стилизованного замкового камня. Замковый камень, устанавливаемый, как известно, в классической архитектуре в вершине свода или арки, в месте наибольшей нагрузки, служит гарантией прочности всего сооружения. В доме Хундертвассера над окошками нарисованы желтые, синие, зеленые, красные клинообразные элементы, являющиеся вольной трактовкой художником деталей классической архитектуры. Возможно, они появились над окошками из-за желания художника-архитектора показать устойчивость и незыблемость результатов его труда и философии.

 

Дом Хундертвассера имеет «холмистую» этажность, так как в разных частях здания количество этажей колеблется от шести до десяти. Наиболее высокие части увенчаны луковичными главками — вставление этих элементов станет впоследствии излюбленным приемом мастера.

 

Издали бросаются в глаза беспорядочно расположенные окна. Таким образом архитектор воплощает свою концепцию, согласно которой здание складывается не из стен, а из оконных пространств, а «правильность» самого здания полностью зависит от «правильности» его окон. «Правильные» окна, в понимании мастера, должны быть художественно самодостаточны и неповторимы. В Доме Хундертвассера нельзя найти двух окон одинаковых формы и размера, в нем использовано сразу восемь их типов. Здесь соседствуют окна круглые, квадратные, арочные, сдвоенные и немыслимо сложных конфигураций.

 

Внутри дом украшает мозаичная аппликация из мелкой керамической плитки с изображением сов, уток, лебедей, бабочек и, конечно, многочисленных растений. В залах на стенах и потолках созданы росписи с использованием сочных красных, зеленых, желтых оттенков. Даже уборная представляет собой произведение искусства. На фоне белой плитки, состоящей из ломаных дробных частей, прикреплено множество небольших зеркал разных размеров и форм. Все зеркала висят на разной высоте и обрамлены яркой разноцветной мозаикой, с помощью которой созданы осколочные композиции. Сама комната носит название «туалет современного искусства».

 

Все здание украшено буйной растительностью всех оттенков зеленого. По словам автора, у него получилось создать «экологичный» дом. Добиться такой масштабной высадки стало возможно благодаря тому, что на все горизонтальные части постройки нанесен толстый слой земли. На доме и внутри него растут 250 деревьев и кустарников. Художник считал, что растения также являются жильцами возведенного по его эскизам дома. Они должны вернуться в современные мегаполисы, чтобы очистить загрязненный воздух и стать компенсацией за непоправимый вред, нанесенный природе человечеством. В результате холмистые скаты крыш увиты плющом и диким виноградом, деревья проросли не только с балконов, но и из окон. Да и само здание, частично поднятое на широких, неровных столбах, как будто покоится на стволах деревьев.

 

При строительстве дома были применены только натуральные материалы — дерево и кирпич. Согласно философии Хундертвассера, жизнь человека во всех ее проявлениях должна быть ориентирована на природу. Эксперимент по слиянию с природой оказался весьма масштабным и затронул жилой дом целиком, включая все его элементы. Так как в естественной среде не встречается ни прямых углов, ни четких ровных линий, то и в Доме нет ни одной прямой стены, даже плитку на полах положили неровно. Эффект превзошел все самые смелые ожидания — полы больше походят на горные тропинки и лесные дорожки. Лестницы и ступеньки также неодинаковые. Неровные стены с фактурной штукатуркой, прокрашенные неравномерно, напоминают где-то крутые морские волны, а где-то спокойную водную поверхность с рябью. Все углы закруглены, даже на подоконниках, оконных проемах и дверных косяках.

 

Во дворе стоит трехъярусный фонтан — тоже фантазийный, под стать зданию, — на земле окруженный разнокалиберной каменной брусчаткой и разноцветной плиткой. Укладка плитки и брусчатки такова, что создается иллюзия выплескивающейся из фонтана волны. Фонтан в результате кажется безграничным, образуя символический водный барьер перед домом. За фонтаном идет большая, стилизованная под грот арка, она ведет во внутренний двор. Символические волны стекают в арку-грот, образуя единую художественную композицию.

 

Несмотря на необычную архитектуру, эксцентричное здание соответствует всем требованиям современности, включая инженерную и пожарную безопасность. В доме расположено 52 квартиры, каждая площадью от 30 до 150 м2, 4 офисных помещения, 16 частных и 3 общие террасы. В настоящее время в нем проживает около 200 человек.

 

Строения Хундертвассера часто сравнивают со сказочными домиками. Если попробовать представить себе, в каких жилищах обитали гномы из сказок братьев Гримм, воображение нарисует именно такую картину — неровная и несимметричная постройка с «рваными» краями, которая в чаще леса смотрелась бы более гармонично, чем в городском пространстве.

 

Когда необыкновенный Дом Хундертвассера достроили (1986), он стал одним из самых дорогих в Вене. Несмотря на это, от желающих купить в нем квартиру отбоя не было. С тех пор ни одна квартира здесь не пустовала. Правда, говорят, что не все могут прожить в таком здании долго. Во-первых, под окнами постоянно ходят любопытные туристы, а во-вторых, сложно привыкнуть к необычным условиям, когда бытовой комфорт входит в противоречие с художественным обликом постройки: трудно передвигаться по неровным полам, непросто расставлять мебель в квартирах без прямых углов с искривленными стенами. Сам же художник на этот счет был непреклонен, считая, что создавал свой дом для эстета, а не для обывателя.

 

Адрес Домa Хундертвассера: Kegelgasse 36-38, A-1030 Wien, угол с Löwengasse 41-43.
Координаты:   48°12'26"N   16°23'38"E




Дом Хундертвассера в Вене на карте

1 513
  • Нравится
  • 10

Интересно почитать


Вокзал природы в Ильцене
В период индустриализации Германии возникла необходимость в расширении сети железных дорог на участке Бремен — Ганновер. Одним из городов,...
Самый узкий дом в Мире
В Варшаве, столице Польши, между двумя жилыми зданиями на улицах Chłodna Street 22 и Żelazna Street 74 есть небольшое пространство, которое было...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Чтобы не потерять друг друга ночью или во время вьюги, ноги северных оленей устроены так, что во время ходьбы сухожилия с громким треском трутся о кости. По этому треску животные находят друг друга.


Самые популярные статьи
Что больше читают