Церковь Святой Варвары в Бернбахе (Австрия)

Бернбах (Bärnbach), маленький городок в Штирии, что в южной части Австрии, имеет славную шахтерскую историю, так как жил когда-то преимущественно горным делом. Поэтому главной церковью города стала церковь Святой Варвары (St. Barbarakirche), покровительницы шахтеров. Она возводилась по проекту архитектора Карла Лебволя с 1948 по 1953 год, в бедное послевоенное время, и была очень простой. За несколько десятилетий порядком обветшала, стала серой и неприметной. Тогда и зашла речь о ремонте.

Церковь Святой Варвары после красочного редизайна Хундертвассера.Церковь Святой Варвары после красочного редизайна Хундертвассера.

Хундертвассер считал, что «церковь должна быть

прекрасна, здесь человек должен чувствовать себя
защищенным. В церкви нужно поддерживать
такую атмосферу, чтобы люди могли находить там
мост к Богу, к природе, к творчеству. Богу должно
нравиться входить в церковь, построенную для

Него людьми, чтобы там с Ним встречаться»

 

В 1987 году по инициативе приходского священника Фридриха Цека и при активной поддержке бургомистра Конрада Бергмана церковь было решено полностью перестроить. Цек мечтал не только отремонтировать здание, но и сделать так, чтобы оно стало магнитом, который притягивает прихожан. Для преображения пригласили художника-архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, уже знаменитого своей приверженностью к «природному» стилю. Церковь Святой Варвары стала его вто­ рым серьезным архитектурным объектом. Совместно с Манфредом Фуксбихлером он создал неповторимое и радостное, спорное, но очень притягательное произведение искусства.

 

Хундертвассер всегда считал, что живопись, которой он занимался всю жизнь, схожа с религиозной деятельностью. Он верил, что получает стимулы извне и чувствует какую-то неведомую силу, управляющую его рукой. Поэтому заняться оформлением церкви было давней мечтой художника.

 

Было решено не рушить старое здание, а отремонтировать его и декорировать так, как это видел и чув­ствовал Хундертвассер. Новый облик храма, далекий от принятых канонов церковных сооружений, сначала не очень понравился местным жителям, так как художник достаточно вольно трактовал христианскую символику и в ее художественном воплощении остался верен своему стилю ярких красок, кривых линий и неровных поверхностей. Но спустя некоторое время церковь завоевала признание и любовь прихожан и ныне по праву считается наиболее известным строением в городе.

 

Храм Святой Варвары стал ярким и жизнеутверждающим. Его фасады богато украшены керамикой. Крыша по­ крыта цветной черепицей. На карнизах и порталах прорастает трава. Автор повсюду использует троекратное повторение основных мотивов и элементов постройки. Само здание также трехчастное. Каждую часть венчает позолоченный шар, поднятый над черепичной кровлей.

 

На боковом фасаде церкви со стороны колокольни можно увидеть мозаичное изображение корабля — символа спасения и странствий. Корабль на фасаде католической церкви указывает нам на апостола Петра, который в католицизме традиционно считается первым папой Римским.

 

Звонница вплотную прилегает к храму и выглядит так, как будто сделана вручную. Она условно разделена на несколько ярусов и увенчана огромным позолоченным куполом-луковицей. Нижний ярус с трех сторон прорезают арки, стилизованные под порталы средневековых европейских церквей. Над центральной входной аркой посетителей встречают два ангела. Это пустое пространство в нижней части колокольни является главным входом в сам храм. На верхнем ярусе располагаются по два узких окна с каждой стороны. Окна несимметричны и имеют разную высоту.

 

На одном из фасадов звонницы размещено стилизованное мозаичное изображение райского дерева с висящими на нем яркими наливными яблочками. Стволом служит удлиненный латинский крест — символ Католической церкви. Перед деревом коленопреклоненно, сомкнув в молитве руки, стоит искупляющий свои грехи человек.

 

Интересно, что на всех четырех фасадах колокольни расположены часы. Каждые имеют собственное художественное оформление, одинаковы у них только стрелки со звездой и полумесяцем. Автор привнес в оформление множество элементов христианской символики. Например, одни часы вместо цифр «3» и «9» имеют буквы древнегреческого алфавита «альфа» и «омега», являющиеся символом Бога как начала и конца всего сущего. На месте цифры «6» изображен якорь как символ надежды и непоколебимой веры. Вместо главной цифры — «12» — сердце, пронзенное тремя стрелами, как символ покаяния и душевного просветления. Кроме механических часов на колокольне имеются и солнечные.

 

Церковь похожа на корабль, плывущий по волнам, благодаря обилию водных символов, которые встречаются на ее фасаде. Усиливают это впечатление кривые, как бы плывущие рельефные ребра колокольни и самого храма, украшенные мелкой мозаикой всех оттенков синего, а также синее мозаичное оформление под окнами, изображающее хлынувший наружу водный по­ ток. Изогнутая линия фасада, обрамленная все той же синей мозаикой, в виде морской волны «перетекает» от одной части церкви к другой. На коричневой черепице можно увидеть разного размера круги, как будто образованные на поверхности воды от брошенных в нее камней. Обилие воды, как декоративно-художественное, так и символическое, не случайно. Вода в христианстве символизирует очищение и считается наделенной божественной благословенной силой.

 

Художественное оформление завершают окна разных размеров и форм, в их числе и круглое, отсылающее зрителя к готической розе — основному элементу, украшающему главный фасад средневекового храма. Некото­ рые окна представляют собой цветные витражи, изображающие спираль — излюбленный мотив художника.

 

Интерьер церкви еще раз подчеркивает философию мастера: в природе нет прямых линий, как не бы­вает и абсолютно ровной земли. Поэтому пол неровно выложен керамической плиткой. Верующие понимают и скрытый смысл такого оформления: кривые поверхности и труднопроходимая дорога — это символ того, что к Богу нет совершенно прямого пути, идя по всякой дороге нужно приложить усилия, чтобы достичь цели. Внутреннее убранство, в полном согласии с идеями знаменитого автора, с успехом разработали и реализовали местные талантливые художники.

 

В алтарной части расположен крест, которому уже более 250 лет и который находится здесь с момента основания храма. Его доставили сюда из монастыря католического ордена кармелитов, находившегося в нескольких километрах от церкви Святой Варвары. Хундертвассер оставил его здесь как главную реликвию. Крест представляет редкое каноническое изображение Христа без тернового венца.

 

С самого первого разговора о перестройке церкви Хундертвассер не только обещал сделать проект, но и дал слово, что не потребует гонорара. Слово свое он сдержал. Художник не взял денег и даже вложил в реконструкцию часть собственных сбережений. Четвертого декабря 1987 года в Венской художественной галерее Хундертвассер представил графическую работу «Бернбахская молитва», которая была выполнена в технике цветного офорта. Средства, вырученные от продажи, были пожертвованы в фонд реконструкции церкви Святой Варвары. Четвертого сентября 1988 года храм был освящен, после чего Хундертвассер якобы сказал: «Я очень счастлив. Это лучший подарок в моей жизни — возможность оформлять церковь».

 

На стройке художник-архитектор пропадал неделями, несмотря на множество других проектов, ко­торыми он руководил в то время. Хундертвассер лично принимал активное участие также и в работах по благоустройству прилегающей территории. Вокруг здания выложены волнообразные дорожки из цветной плитки. Церковь окружает сад, в котором произрастает около 200 видов растений. Перед ней установлены фонтаны, созданные по эскизам мастера. Они подчеркивают и усиливают значение водной стихии для христианской постройки.

 

На площадке вокруг храма художник расставил 12 арок, которые представляют основные религии мира — буддизм, синтоизм, ислам, конфуцианство и другие. Разноцветные арки символизируют врата жизни, через которые на пути к Богу проходит любой человек, независимо от вероисповедания. Все арки в стиле художника — яркие, несимметричные и состоят из двух колонн-балясин, облицованных глазурованной плиткой разных цветов, и асимметричного перекрытия с изображением символов каждой религии. Есть и арка неверующих, но ищущих путь к Богу. На ней нет символа. Эти арки именуют экуменическими по названию идеологии всехристианского единства, которая проповедует сближение и объединение различных христианских церквей и конфессий. Арки служат приглашением пройти к церкви, а также провозглашают уважение и терпимость ко всем религиям и культурам.

 

На территории обновленной церкви сохранена старая вагонетка, один из символов города, органично вписанная в ансамбль и напоминающая о шахтерской истории Бернбаха. Святая Варвара, покровительница шахтеров, также находится здесь, увековеченная в камне. Ее скульптура стоит у входа в храм, принимая под свой покров всех немощных и нуждающихся.




Церковь Святой Варвары в Бернбахе (Австрия) на карте

1 225
  • Нравится
  • 10

Интересно почитать


Церковь Ам-Штайнхоф в Вене
В 1894 году в Австрии возникло движение сецессии (от лат. Secessio — отделение) — протест художников, скульпторов и...
Церковь аббатства Тринити в Вандоме
Классическим памятником пламенеющей готики является Троицкая церковь аббатства Тринити в Вандоме (Франция). Монастырь этот был основан еще в 1040...
Кирилло-Белозерский Монастырь
Замечательной достопримечательностью военной архитектуры позднего средневековья является Кирилло-Белозерський монастырь, расположенный в городке...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

История знает массу примеров великолепной памяти. Выдающийся афинский полководец Фемистокл знал имена 20 тысяч афинских граждан. Его перещеголял великий Александр Македонский, который не только знал по имени 30 тысяч своих солдат, но и помнил каждого из них в лицо.


Самые популярные статьи
Что больше читают