Эскориал

Не так уж много выдающихся архитектурных памятников сохранилось до наших дней в том виде, как их задумывали создатели. А вот огромный комплекс Эскориал как раз из таких. Он был воздвигнут в XVI веке как символ королевского величия и торжества католической веры. И до сих пор поражает воображение каждого, кто ступит под его своды.

Эскориал больше, чем любой монастырь, роскошнее, чем любой дворец, и значительнее, чем любая королевская усыпальница.Эскориал больше, чем любой монастырь, роскошнее, чем любой дворец, и значительнее, чем любая королевская усыпальница.

Эскориал называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне», и «архитектурным кошмаром». Впрочем, он безразличен к восторгам или критике. Громадный каменный прямоугольник величественно раскинулся у подножия испанских гор Сьерра-де-Гуадаррама в долине реки Мансанарес. Он больше, чем любой монастырь, роскошнее, чем любой дворец, и значительнее, чем любая королевская усыпальница. Он - все это одновременно. И не только. Эскориал - еще и символ единой Испании под властью абсолютной монархии.

 

 

Решетка святого Лаврентия

10 августа 1557 года армия короля Испании Филиппа II разбила французов в битве у городка Сент-Кантен во Фландрии. Взятие этого городка по сути открывало испанцам дорогу на Париж. Теперь испанский король мог диктовать Франции свои условия. А случилась эта победа в день святого Лоренсо. Или, как нам привычнее, Лаврентия. Вот Филипп II и решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого, в благодарность за помощь. То, что выиграть в войне испанцам помогал святой Лаврентий, ни у кого сомнений не вызывало. А как еще? Он же сам из Испании родом! Конкретно - из города Оска (ныне Уэска).

 

Впрочем, существует и другая версия, почему Филипп II после победы у Сент-Кантена внезапно решил построить монастырь. Лион Фейхтвангер рассказывает легенду, согласно которой войска Филиппа II в той битве случайно разрушили храм чрезвычайно почитаемого испанцами святого Лаврентия. Чтобы искупить вину за разрушение, король и приказал возвести монастырь в честь этого святого, но уже не во Фландрии, а в Испании.

 

В пользу этой легенды говорит то, что коннетабль де Монморанси, предводитель французской армии, упорно не хотел сдавать Сент-Кантен, поэтому испанцы жестоко обстреливали город. Несколько десятков пушек разнесли не только оборонительные сооружения, но и полгорода. Возможно, именно в той половине оказался и храм святого Лаврентия. В одном обе версии сходятся - новый монастырь по указу короля должен был в плане напоминать решетку. Поскольку святой Лаврентий принял смерть от мучений на железной решетке, установленной над огнем.

В таком ракурсе хорошо видна планировка Эскориала, напоминающая решетку святого Лаврентия.В таком ракурсе хорошо видна планировка Эскориала, напоминающая решетку святого Лаврентия.

Так бы и стал Эскориал просто монастырем, но в сентябре 1558 года внезапно умер отец Филиппа II - Карлу, император Священной Римской империи. Тот самый, что любил похваляться, что над его владениями никогда не заходит солнце. И это была чистая правда, ведь находились его владения на четырех континентах! Вместе со всей своей огромной империей он оставил своему сыну наказ - построить достойную усыпальницу для себя и всех своих потомков. Нужно заметить, что это не было просто гордыней - Карл V по сути стал первым королем всей Испании, до него были отдельно короли Арагона и Кастилии. Именно с него началась история испанской монархии, так что ему и родовой некрополь основывать.

Филипп II был послушным сыном. Он временно похоронил императора в монастыре в Юсте, где тот провел последние годы жизни. А сам задумался, как бы выстроить для отца такую усыпальницу, какой ни у одного монарха не было. Он решил, что главное -не красота сооружения, а заложенная в нем идея. Испанские короли - защитники католической веры. И лучше всего для выражения этой идеи было бы объединить усыпальницу с монастырем. Да-да, тем самым, посвященным святому Лаврентию.

 

Вот так Эскориал внезапно превратился в более значимый проект. Однако этим дело не закончилось. Потому как Филиппу II пришла в голову идея перенести столицу из Толедо в Мадрид. А это значило, что требовалось срочно превратить город в большой центр. И в окрестностях новой столицы построить еще загородную королевскую резиденцию. Размышляя о ней, король вдруг вспомнил о своем проекте монастыря-усыпальницы. И подумал: почему бы не объединить с ними в единый комплекс еще и загородный дворец? Такого еще никто не делал! Филипп II назвал свою резиденцию «дворцом для Бога и кельей для короля».

 

 

Самое большое здание

В 1561 году король велел двум архитекторам, двум ученым и двум каменотесам подыскать подходящее место для дворца-монастыря. Оно должно было быть тихим, живописным и не слишком далеким от Мадрида. После целого года поисков такое место нашлось рядом с небольшим заброшенным шахтерским городком Эскориал. Собственно, его название означает «груда шлака».

 

В 1563 году был заложен первый камень в фундамент грандиозного комплекса. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо - ученик одного из титанов Возрождения Микеланджело Буонарроти. После его смерти в 1569 году завершением работ занимался его помощник Хуан де Эррера. И тот и другой работали под строгим присмотром Филиппа II. Король самостоятельно отбирал мастеров для строительства и отделки помещений, лично проверял и иногда даже исправлял архитектурные проекты. Говорят, в горах есть укромное место, которое в народе называют «вышкой Филиппа». Оттуда король любил наблюдать за строительством Эскориала.

 

Строительство шло с невиданным размахом. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы. А также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева.

Архитектурный шедевр впечатляет не только своими масштабами, но и изысканными интерьерами.Архитектурный шедевр впечатляет не только своими масштабами, но и изысканными интерьерами.

В 1584 году работа была закончена, и мир увидел грандиозное здание. В нем 4 тысячи комнат, 15 галерей, 16 внутренних двориков, 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна и 1200 дверей. Комплекс представляет собой прямоугольник размером 208 на 162 метра. В плане он, как и хотел король, напоминает решетку. В центре располагается огромный собор - это символ того, что во всех политических действиях Филипп II считал необходимым руководствоваться религиозными соображениями. К югу находятся помещения монастыря, а к северу - дворец. Они сообщаются между собой, чтобы Филипп II мог из своих покоев напрямую пройти в церковь. А в спальне короля есть окошечко, выходящее прямо в помещение церкви. Потому что страдающий подагрой Филипп II хотел присутствовать на службе, даже когда не мог встать с постели.

 

В 1584 году в королевскую усыпальницу Эскориала были перенесены останки Карла V. Спустя 14 лет рядом с ним был похоронен и Филипп II. Но, словно его биография в камне, остался стоять Эскориал. Он построен из песчаника и выглядит весьма сурово: его фасады украшены только угловыми башнями, традиционными для испанской архитектуры. Облик королевской резиденции породил новый стиль в архитектуре, ставший довольно популярным в Испании тех времен. Он называется «десорнаментадо», что означает «не украшенный».


Зато внутри холодный и строгий Эскориал представляет собой настоящую сокровищницу. В монастыре хранится самая большая коллекция мощей католических святых, она насчитывает 7000 костей святых праведников. А библиотека если и не равна по собранным редкостям библиотеке Ватикана, то занимает второе место. Филипп II и его потомки собрали огромную коллекцию картин - более 1600. Среди них работы таких именитых мастеров живописи, как Веласкес, Эль Греко, Веронезе, Иероним Босх и Тинторетто.

 

 

Легенда о появлении Эскориала

Преграда для дьявола

Существует еще одна легенда о появлении Эскориала. Она связывает появление монастыря с... Люцифером. Говорят, мятежный ангел еще до изгнания с небес путешествовал по земле и создал тогда семь Врат Ада. Одни - как раз в горах Сьерра-де-Гуадаррама. В течение многих лет это место считалось проклятым, пока в один прекрасный день сюда не забрел король.

 

Он был человеком благочестивым и сразу почувствовал неладное. Король пригласил самых известных архитекторов и алхимиков для строительства монастыря. Его большие ворота должны были не пропустить дьявола на землю. Несколько лет спустя, во время бури, загорелась часть монастыря, и некоторые люди рассказывали, что в пламени видели фигуру дьявола, который метал молнии в ворота монастыря. А другие утверждали, что слышали адский вой в подвалах! Говорят, его можно услышать и в наше время...



889
  • Нравится
  • 10

Интересно почитать


Монастырь Нораванк
Падение государства Багратидов под ударами турок-сельджуков вызвало в Армении глубокий кризис. Значительная часть населения решила покинуть...
Монастырь Мармашен
В 886 году, под властью династии Багратидов, Армения восстановила свою независимость. Новые руководители развернули широкое культовое строительство и...
Аббатство Мария Лаах
Аббатство Мария Лаах — средневековый монастырь, расположенный на юго-восточном берегу Лаахского озера, в горах Айфель (Германия). Он был...
Дворец Рамиро I в Овьедо
Дворец Рамиро I представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное каменное здание. Оно не было жилым: на первом этаже сооружения располагались...
Санта Мария де Лара
Вестготское королевство, существовавшее на землях Испании в 453 — 718 годах оставило целый ряд интересных памятников архитектуры. Особого...
Монастырь Якусидзи в Японии
Монастырь Якусидзи — один из самых древнейших буддийских монастырей Японии — основанный в 680 году по приказу императора Тэмму. Жена...


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Перед размножением журавли совершают ритуальные танцы: подпрыгивают друг перед другом, кланяются, хлопают крыльями, подбрасывают сорванную траву. И вместе поют. Журавлиный дуэт состоит из чередования трубных возгласов самца и самки. Опытные, давно сформировавшиеся пары исполняют дуэт подолгу, без сбоев. Птицы стоят, отвернувшись друг от друга, запрокинув головы назад: самец - почти к самой спине с поднятыми крыльями, самка - с вертикально поднятыми головой и клювом.


Самые популярные статьи
Что больше читают